Оборудование: картинка «Чем питаются птицы», картинки как улетают птицы (веревочкой, клином, стаей, по одиночке), запись с щебетом птиц, медленная композиция для физминутки, разрезные картинки с птицами 12 шт, схема конструирования совы из природного материала и пластилина, образец готовой СОВЫ, схема для описательного рассказа
Ход занятия Дети садятся на ковер, делают вид, что спят. Входит педагог. Педагог (П.). Доброе утро! Птицы запели. Добрые люди, вставайте с постели! Прячется вся темнота по углам, Солнце встает и идет по делам. Дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!» П. Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему? Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.
П.Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить? (запись щебетания птиц)
Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах. (Птицы -құстар)
П. Почему этих птицназывают перелетными?
Д. Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
П. А почему эти птицы улетают в теплые края? Д. Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.
Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.
Дид. игра «Чем питаются птицы»
Цель: учить составлять предложение по картинке и правильно употреблять категорию творительного падежа
П. Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.(показывает картинку)
Ласточки и скворцы улетают стаей.(показывает картинку)
А кукушки улетают поодиночке.(показывает картинку) Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.
Дид. Игра «Что лишнее»
Цель: Дети должны определить что в ряду лишнее и объяснить почему. Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка (қарлыгаш) – перелётная птица, остальные зимующие). Жаворонок, воробей, грач, скворец.(воробей (торғай) зимующая, остальные – перелетные) Ворона, утка, голубь, воробей. (Утка – перелетная, остальные зимующие) Грач, синица, ласточка, кукушка. (Синица – зимующая, остальные – перелетные) Сорока, воробей, дятел, стриж. (Воробей – зимующая, остальные – перелетные) Сова, лебедь, цапля, журавль. (Сова (жапалақ) – зимующая , остальные – перелетные)
П.У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с когтями, хвост и оперенье.(показывает картинку)
Дид. игра «Чей клюв?»
Цель : учить детей правильно отвечать на вопросы: Чей? Чья? Чье? У журавля – журавлиный. У гуся – гусиный. У утки -... . У кукушки -... . У грача -... .
Цель: учить правильно называть птенцов. У кукушки – кукушонок, кукушата. У журавля - журавленок, журавлята. У скворца - скворчонок, скворчата. У лебедя - лебеденок, лебедята. У грача - грачонок, грачата. У утки - утенок, утята. У аиста – аистенок, аистята. У гуся – гусенок, гусята.
П. Предлагает детям разделиться на две подгруппы(два цвета бейджиков)
Одна подгруппа занимается конструированием птицы (сова) из природного материала, другая подгруппа остается с воспитателем.
Дид. игра «Собери картинку»
Цель: закреплять знания о диких птицах, развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
Составить описательный рассказ по схеме по той картинке, которую собрали.
Физминутка « В птичку превратись» Давайте выйдем на полянку и превратимся в перелётных птиц.
1,2. Повернись и в птичку превратись.
/на фоне музыки звучат слова/
Грач качался на ольхе,
Лебедь в волнах на реке.
Мимо скворушки летели
И на веточку присели.
Веточка качается
Неплохо получается.
П: теперь ребята поменялись местами и приступили к работе.
Рефлексия « В кругу с птицей»
П. Предлагает детям посмотреть выставку «Совы», отметить наилучшие работы.
О ком мы сегодня говорили?
А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
(Экологическая беда. Некому будет защищать леса, парки, сады от
вредных насекомых. И насекомые съедят всю растительность, уничтожат весь
урожай. Некому будет разносить по земле семена растений, ягод. Мы никогда