Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по художественной литературе»
Пересказ мордовской сказки "Как собака друга искала"
Цель: формировать у детей навык самостоятельного связного пересказа текста; формировать навыки грамматически правильного оформления высказываний; развивать умение анализировать содержание произведения ( с помощью наглядной схемы-плана); развивать монологическую речь; активизировать словарный запас детей; воспитывать любовь к животным. воспитывать интерес к художественной литературе, желание принимать участие в обыгрывании сказки;
Оборудование: конверт, иллюстрации к сказке "Как собака друга искала"; наборное полотно; квадраты-блоки ; карточки с силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей сказки и отдельных предметов, связанных с сюжетом произведения, фишки.
Сюрпризный момент. Почтальон принес конверт. Воспитатель предлагает отгадать от кого. Отгадывание загадки:
«Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек»
- Как вы считаете, зачем собака прислала нам письмо? ( предположения детей)
Сообщение темы и цели занятия.
Знакомство с текстом.
Чтение воспитателем сказки с демонстрацией иллюстраций к сказке.
Словарная работа.
III. Беседа по содержанию сказки. Билингвальный компонент.
1. Как жила собака в лесу?
2. Какого друга хотела найти собака?
3. Что сказала собака зайцу (волку, медведю)?
4. Что подумала собака о зайце (волке, медведе)?
5. Где собака встретила волка?
6. Где она встретила медведя?
7. Где ночевали медведь и собака?
8. Как помогает собака человеку? И др.
Составление наглядной схемы.
(Воспитатель сообщает, что блоки-квадраты обозначают отдельные части сказки, следующие друг за другом)
— В этих квадратах с помощью картинок попробуем изобразить то, о чем говорится в сказке.
1. Кто главный герой сказки?
2. Кого встретила собака вначале?
3. Кто пробегал мимо собаки и зайца, когда они легли спать? И т. д.
(Воспитатель предлагает выбрать силуэтные изображения к этой части сказки и разместить их в первом блоке-квадрате (центральный персонаж — собака — заяц — место ночлега — мышь).
Заполнение последующих блоков по направляющим вопросам.
Кого потом встретила собака? На кого стала лаять собака ночью?
Кого пошла искать собака, когда она ушла от волка? Кто разбудил собаку в берлоге у медведя?
К кому убежала собака от медведя? Где стала жить собака? Чем закончилась сказка?
V. Повторное чтение текста(с установкой на пересказ).
VI. РЗ. Пересказ сказки.
1 уровень – по одному фрагменту;
2 уровень – пересказ всего текста с опорой на наглядность;
3 уровень - пересказ всего текста без опоры на наглядность;
VII. Лексическое упражнение «Кто внимательный?»
(За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого большее число фишек)
1. Вспомним, как говорится в сказке про зайца. Что подумала о нем собака — какой он друг? (ненадежный)
2. В каком овраге встретила собака волка? (в глухом овраге)
3. Как назвала собака медведя при встрече? (медведь-богатырь)
4. Как лаяла собака ночью? (громко)
5. Как называется домик, в котором живет собака? (будка, конура)
6. Вспомните, как передвигаются животные, о которых говорится в сказке: мышь, лягушка, уж? (бежит, прыгает, ползет) и т. п.