Открытое занятие по художественной литературе в старшей группе
Открытое занятие по художественной литературе в старшей группе
Данная разработка содержит конспект открытого занятия по художественной литературе в старшей группе "Пересказ мордовской сказки "Как собака друга искала". Разработка будет полезна воспитателям дошкольных учреждений и студентам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по художественной литературе в старшей группе»
Пересказ мордовской сказки "Как собака друга искала"
Цель: формировать у детей навык самостоятельного связного пересказа текста; формировать навыки грамматически правильного оформления высказываний; развивать умение анализировать содержание произведения ( с помощью наглядной схемы-плана); развивать монологическую речь; активизировать словарный запас детей; воспитывать любовь к животным. воспитывать интерес к художественной литературе, желание принимать участие в обыгрывании сказки;
Оборудование: конверт, иллюстрации к сказке "Как собака друга искала"; наборное полотно; квадраты-блоки ; карточки с силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей сказки и отдельных предметов, связанных с сюжетом произведения, фишки.
Сюрпризный момент. Почтальон принес конверт. Воспитатель предлагает отгадать от кого. Отгадывание загадки:
«Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек»
- Как вы считаете, зачем собака прислала нам письмо? ( предположения детей)
Сообщение темы и цели занятия.
Знакомство с текстом.
Чтение воспитателем сказки с демонстрацией иллюстраций к сказке.
Словарная работа.
III. Беседа по содержанию сказки. Билингвальный компонент.
1. Как жила собака в лесу?
2. Какого друга хотела найти собака?
3. Что сказала собака зайцу (волку, медведю)?
4. Что подумала собака о зайце (волке, медведе)?
5. Где собака встретила волка?
6. Где она встретила медведя?
7. Где ночевали медведь и собака?
8. Как помогает собака человеку? И др.
Составление наглядной схемы.
(Воспитатель сообщает, что блоки-квадраты обозначают отдельные части сказки, следующие друг за другом)
— В этих квадратах с помощью картинок попробуем изобразить то, о чем говорится в сказке.
1. Кто главный герой сказки?
2. Кого встретила собака вначале?
3. Кто пробегал мимо собаки и зайца, когда они легли спать? И т. д.
(Воспитатель предлагает выбрать силуэтные изображения к этой части сказки и разместить их в первом блоке-квадрате (центральный персонаж — собака — заяц — место ночлега — мышь).
Заполнение последующих блоков по направляющим вопросам.
Кого потом встретила собака? На кого стала лаять собака ночью?
Кого пошла искать собака, когда она ушла от волка? Кто разбудил собаку в берлоге у медведя?
К кому убежала собака от медведя? Где стала жить собака? Чем закончилась сказка?
V. Повторное чтение текста(с установкой на пересказ).
VI. РЗ. Пересказ сказки.
1 уровень – по одному фрагменту;
2 уровень – пересказ всего текста с опорой на наглядность;
3 уровень - пересказ всего текста без опоры на наглядность;
VII. Лексическое упражнение «Кто внимательный?»
(За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого большее число фишек)
1. Вспомним, как говорится в сказке про зайца. Что подумала о нем собака — какой он друг? (ненадежный)
2. В каком овраге встретила собака волка? (в глухом овраге)
3. Как назвала собака медведя при встрече? (медведь-богатырь)
4. Как лаяла собака ночью? (громко)
5. Как называется домик, в котором живет собака? (будка, конура)
6. Вспомните, как передвигаются животные, о которых говорится в сказке: мышь, лягушка, уж? (бежит, прыгает, ползет) и т. п.
VIII. Итог занятия. Рефлексия.
Текст сказки
Когда-то очень давно собака жила в лесу. Жила она одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боится.
Вот как-то раз встретила собака в лесу зайца. Говорит ему собака:
- Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
- Давай,— согласился зайка.
Пошли собака и заяц вместе. Вечером они нашли себе местечко для ночлега — в траве под кустом и легли спать. А ночью бежала мимо них мышь. Собака услышала шорох, да как вскочит, как залает громко! Заяц проснулся, уши у него трясутся от страха.
- Зачем лаешь? — говорит заяц собаке.— Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!
Ненадежный это друг,— подумала собака про зайца,— волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.
Утром попрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге. Говорит собака волку:
- Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
- Что ж, давай,— отвечает волк.— Вдвоем веселее будет.
Пошли волк и собака вместе. Ночью легли они спать в волчьей норе. Вдруг около норы лягушка прыгнула. Собака услышала, да как вскочит, как залает громко. Тут волк проснулся и давай бранить собаку:
- Зачем лаешь? Вот услышит медведь, придет сюда и разорвет нас на части.
"И волк боится,— подумала собака.— Уж лучше мне с медведем подружиться".
Утром пошла собака искать медведя. Встретила его в малиннике и говорит:
- Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
- Ладно,— говорит медведь.— Пойдем ко мне в берлогу. Легли они вечером спать. А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж ползет. Вскочила собака и залаяла. Медведь испугался и стал бранить собаку:
- Перестань лаять! Придет сюда человек, шкуры с нас снимет.
"И этот трусливым оказался",— подумала собака. Сбежала она от медведя и пришла к человеку.
- Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не бранит ее за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
Цель: формирование у детей интереса к чтению через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала».
Задачи:
1. Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения.
2. Содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса.
3. Способствовать развитию внимания, памяти.
4. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать.
Средства: сюрпризный момент (коробочка, мнемотаблица – загадка о собаке, игрушки героев сказки.
Предварительная работа. Чтение рассказов о животных детских авторов:
Е. И. Чарушина, М. М, Пришвина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, рассматривание иллюстраций «Дикие и домашние животные», д/и «Положительные отрицательные герои», д/и «Ласковые слова», разучивание физкультминутки «Пес веселый лает громко…», проведение п\и «Лохматый пес».
Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при ответе на вопросы воспитателя.
Ход занятия:
Сюрпризный момент. Воспитатель вносит в группу коробку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что сегодня принес нам почтальон. Хотите посмотреть,что внутри? Для этого вы должны отгадать загадку. А подсказка на доске.
Дети рассматривают мнемотаблицу «Собака»
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»
Кто это?
Дети: Собака.
Воспитатель достает из коробки игрушечную собаку, предлагает рассмотреть ее.
Воспитатель: Верно, отгадали. Давайте, попробуем повторить эту загадку еще раз по таблице. (Дети повторяют индивидуально и хором)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо запомнили!
Воспитатель: Собака - это домашнее животное? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ребята, собака – домашнее животное и у нее есть хозяин – человек. Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.
Физкультминутка.
Пес веселый лает громко, Дети произносят слова громко ивесело,
с радостным выражением лица.
«Гав, гав, гав» всем говорит. Громко произносят слова.
Без хозяина скучает Делают грустное выражение лица, слова
произносят тихо, грустным голосом,
опустив голову и плечи.
И тихонечко скулит: Произносят интонационно окрашенным
«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» голосом, поворачивая голову то
в правую, то в левую сторону.
Вот хозяин пса вернулся - Поднимают голову и расправляют плечи.
Пес как будто улыбнулся. Улыбаются.
Он хвостом виляет, Показывают движением руки вправо-
Хозяина встречает! влево, как пес виляет хвостом.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно сказать, что собака - друг человека?Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Почтальон прислал для вас еще интересную книгу, я вам ее сейчас прочитаю и мы узнаем, как собака стала другом человека.
Чтение сказки «Как собака друга искала».
Обсуждение сказки. Вопросы воспитателя.
- О ком эта сказка?
- Почему собака решила искать друга?
- Кого сначала встретила собака в лесу?
- Стали они друзьями? Почему?
- Кого после зайца встретила собака? Где она встретила волка?
- Стали ли волк и собака друзьями? Почему?
- Кого дальше встретила собака?
- Как назвала собака медведя?
- Подружились ли собака и медведь? Почему?
-Что произошло дальше? Чем закончилась сказка?
Воспитатель: Вот так подружились собака и человек. И стали они с тех пор дружить. Собака действительно стала верным другом человеку. Она и дом сторожит и одиночество сглаживает. И если человек относится к ней хорошо, то вернее друга на свете не найти. Сейчас я предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Лохматый пес».
Проводится п\и «Лохматый пес».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли к нам пришли звери из сказки. Давайте, попробуем вспомнить и разыграть прочитанную сказку.
Театральная деятельность. Ребята с помощью игрушек (собака, заяц, волк, медведь, мышь, лягушка, уж) вспоминают и обыгрывают сказку «Как собака друга искала».
Рефлексия. Подведение итогов.
Воспитатель: С каким произведением мы сегодня познакомились? Какой герой вам понравился? Почему? Что запомнилось?
Ответы детей.
Открытое подгрупповое логопедическое занятие по теме: «Пересказ сказки «Как собака друга искала» (по С. С. Фетисову)»
Цель: формировать навыки самостоятельного связного пересказа. Коррекционные задачи: Развитие навыков текущего контроля за построением развёрнутого высказывания. Развитие лексико-грамматических категорий: образование притяжательных прилагательных Работа над словообразованием: образование родственных слов. Развитие координации речи с движением. Образовательные задачи: 1. Учить детей составлять пересказ сказки; Формирование навыков планирования содержания пересказа; Развитие умения анализировать содержания прослушанного текста (отражение содержания рассказа с помощью наглядной схемы-плана); Активизация и обогащение словарного запаса. Воспитательные задачи: Воспитание любви к животным и родной природе. Оборудование: аудиозапись “звуков леса»; конверты, изготовленные по трафаретам следов животных (2 конверта на каждый след животного), разрезные картинки с изображением животных, 2 стола, картинки-схемы с изображением родственных слов, картинки схемы к эпизодам рассказа, силуэтные изображения персонажей сказки, текст сказки «Как собака друга искала» по С. С. Фетисову, аудиозапись с чтением сказки «Как собака друга искала» по С. С. Фетисову.
^ Ход занятия Оргмомент. Звучат «звуки леса» и дети заходят под них в кабинет. Приветствие детей и гостей. 2. Отгадывание загадок о персонажах сказки. Учитель - логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному лесу. Посмотрите, что это лежит на нашем волшебном ковре? (на ковре у входа разбросаны конверты с изображением следов собаки, зайца, волка, медведя). Дети: Это следы животных! ^ У-л: Дети, сегодня мы поиграем в следопытов и попробуем угадать, чьи это следы. Сейчас я попрошу вас разделиться на две команды. (Дети делятся на 2 команды). Давайте узнаем, с кем нам сегодня придётся встретиться. Послушайте загадки, отгадайте их и найдите следы отгаданного вами животного. Итак, загадка для команды … Слушайте внимательно. У-л Д. Заворчал живой замок, Лёг у двери на порог. Это собака. Ребята, найдите следы собаки. ^ Дети ищут следы собаки Скажи, …, чьи это следы? Ребята, а эти следы не простые, а с секретом. Откройте конверт. Это разрезная картинка с изображением животного. Сложите её. Это собачьи следы. ^ Дети открывают конверт.
Дети складывают картинку. У-л: А сейчас загадка для команды …. У-л Д. Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы – Уши больше головы? Это заяц. ^ По аналогии с предыдущим заданием дети отвечают на вопрос у- л и складывают разрезную картинку. У-л: Команда … уже справилась с заданием. Кто же получился на вашей разрезной картинке? ^ Д: Собака. У-л: …, скажи, чья голова у этого животного? Д: Это собачья голова. У-л: …, скажи, чей хвост у этого животного? Д: Это собачий хвост. У-л: А вот ещё одна загадка для вас, отгадайте её. У-л Д. Кто там осенью холодной Ходит хмурый и голодный? Зверь мохнатый и зубастый…. Это волк. ^ По аналогии с предыдущим заданием дети отвечают на вопрос у-л-да и складывают разрезную картинку. У-л: Команда … справилась с заданием. Кто же получился на вашей картинке? ^ Д: Это заяц (По аналогии с командой … учитель-логопед опрашивает 2 команду по называнию притяжательных прилагательных к слову заяц). У-л Д. Он в берлоге спит зимой Под поваленной сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна. Это медведь. ^ Дети отвечают на вопрос учителя-логопеда и складывают разрезную картинку (см. выше). У-л: Команда … уже справилась с заданием. Кто же у вас получился на этот раз? ^ Д: Это волк. (У-л опрашивает команду по называнию притяжательных прилагательных к слову волк (см. выше)) У-л: А теперь послушаем команду …, которая тоже сложила свою картинку. Кто же у вас получился на этот раз? ^ Д: Это медведь. (У-л опрашивает команду по называнию притяжательных прилагательных к слову медведь (см. выше))
3. Подбор родственных слов к словам. У-л: А теперь, ребята, нам нужно пробраться к сказке, а для этого необходимо справиться ещё с одним заданием. Посмотрите внимательно на доску, на ней висят картинки – схемы. Вам необходимо составить ласковое название, героев, изображённых на разрезных картинках; название их мам и увеличительное название животных. …, попробуй, расскажи о волке. Д: Мама волка – волчица, я назову ласково волка – волчишка, большой волк – волчище. ^ Другие дети выходят к доске и рассказывают о других животных, изображённых на разрезных картинках.
4. Чтение сказки. У-л: А сейчас, ребята, послушайте сказку о наших героях (У-л открывает книгу и начинает читать сказку «Как собака друга искала» по С. С. Фетисову). 4. Разбор содержания рассказа по вопросам. Примеры вопросов: - Кто главный герой сказки? - Как жила собака в лесу? Она жила …… - Какого друга хотела найти собака? Собака хотела …. - Кого встретила собака в лесу в начале?\
- 5. Физминутка. А сейчас мы с вами загадаем нашим гостям загадку. Встаньте в линеечку. Ходит рыжий, пьёт из лужи, ^ Изображают идущих собак Не боится лютой стужи. Обхватить плечи руками показать лёгкую дрожь. Хвост лохматый, ^ Правой рукой показать хвост. Чёрный нос… Дотронуться указательным пальцем правой руки до носа. Кто же это? Рыжий … Гости: Пёс.
^ 6. Повторное чтение сказки. Садитесь, ребята на стульчики. А теперь послушайте, как читают эту сказку школьники (У-л включает магнитофонную запись с чтением сказки «Как собака друга искала» (по С. С. Фетисову).
^ 7. Пересказ рассказа по схемам. У-л: Ребята, а сейчас мы с вами продолжим наше путешествие по сказочному лесу. Кто – то нас здесь встречает (Из-за ширмы выглядывает медведь). Медведь: Здравствуйте, ребята. Я слышал вы интересную сказочку читали? ^ Д: Да. Медведь: Ну, что же расскажите мне эту сказку, тогда я вам разрешу дальше путешествовать по моему лесу. У-л: Очень ты строгий медведь. Ну, ребята, не беда я вам приготовила подсказки - схемы (У-л указывает на схемы, которые висят на доске). Ребята, только пока я с вами путешествовала, медведь все схемы перепутал. …, подойди и выбери схему к первому сюжету. ^ Ребёнок выбирает схему к первому сюжету. …, расскажи, что было в этом отрывке. … рассказывает 1 отрывок. Все остальные дети по аналогии выбирают схему к отрывку рассказа и пересказывают сказку. Медведь: Ну, что ж, ребята, спасибо. Очень интересную сказку вы мне рассказали. Можете идти дальше.
^ 8. Составление плана-схемы содержания сказки и пересказ её.
У-л: Ребята, кто-то к нам спешит в гости. У-л достаёт заранее спрятанную собаку. Кто это? Д: Это собака. С: Да, ребята, я та самая собака из рассказа. Я хочу, чтобы вы рассказали мне сказку. Для этого я вам оставила подсказки. ^ На столе лежат фигурные изображения героев рассказа: собаки, мыши, зайца, волка, лягушки, медведя, змеи, охотника, берлоги, конуры, куста, норы, дома. У-л Д. …, выбери нужные фигуры и расскажи рассказ. … манипулируя фигурами, рассказывает рассказ.
9. Итог занятия.
Какие незнакомые слова встретились вам при чтении?
Овраг. (слайд или картинка)
Беседа о прочитанном.
- К какому жанру можно отнести это произведение.
- Это рассказ, стихотворение или сказка?
- Почему вы так решили?
- Ребята, это действительно сказка и написал ее народ мордовии.
Это Мордовская народная сказка. (Слайды о мордовии)
- О ком эта сказка?
- Почему собака решила искать друга?
- Кого сначала встретила собака в лесу?
- Стали они друзьями? Почему?
- Кого после зайца встретила собака? Где она встретила волка?
- Стали ли волк и собака друзьями? Почему?
- Кого дальше встретила собака?
- Как назвала собака медведя? Каким видим мы медведя в этой сказке?
- Подружились ли собака и медведь? Почему?
Что произошло дальше? Чем закончилась сказка?
Собака действительно стала верным другом человеку. Она и дом сторожит и одиночество сглаживает. И если человек относится к ней хорошо, то вернее друга на свете не сыскать. Но многие люди забывают, что собака это живое существо, о котором нужно заботится. Часто заводят собак как игрушку, а когда та надоест могут ее и на улицу выгнать. Многие собаки после такого отношения могут многое простить человеку. (слайд)
Но есть и такие, которые становятся злыми и опасными. Так они мстят человеку за его предательство.
- Как вы понимаете пословицу?
Друг познается в беде.
2. Работа в группах.
– Соберите картинку и наклейте её. Кто у вас получился?
3. Обзорное знакомство с рассказом «Котята».
VII. Рефлексия
– Нарисуйте на своих карточках облачко, которое отражает ваше отношение к материалу урока.