kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие по художественной литературе в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект открытого занятия по художественной литературе в старшей группе "Пересказ мордовской сказки "Как собака друга искала". Разработка будет полезна воспитателям дошкольных учреждений и студентам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по художественной литературе в старшей группе»

Пересказ мордовской сказки "Как собака друга искала"


Цель: формировать у детей навык самостоятельного связного пересказа текста; формировать навыки грамматически правильного оформления высказываний; развивать умение анализировать содержание произведения ( с помощью наглядной схемы-плана); развивать монологическую речь; активизировать словарный запас детей; воспитывать любовь к животным. воспитывать интерес к художественной литературе, желание принимать участие в обыгрывании сказки;


Оборудование: конверт, иллюстрации к сказке "Как собака друга искала"; наборное полотно; квадраты-блоки ; карточки с силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей сказки и отдельных предметов, связанных с сюжетом произведения, фишки.


Полилингвальный компонент: собака –ит - dog,, медведь – аю - bear, волк – қасқыр - wolf, человек – адам - person, заяц – қоян - hare.



Ход занятия:



  1. Организационная часть.

«Круг радости»

Сюрпризный момент. Почтальон принес конверт. Воспитатель предлагает отгадать от кого. Отгадывание загадки:

«Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек»

- Как вы считаете, зачем собака прислала нам письмо? ( предположения детей)

Сообщение темы и цели занятия.



  1. Знакомство с текстом.

Чтение воспитателем сказки с демонстрацией иллюстраций к сказке.

Словарная работа.



III. Беседа по содержанию сказки. Билингвальный компонент.

1.        Как жила собака в лесу?

2.        Какого друга хотела найти собака?

3.        Что сказала собака зайцу (волку, медведю)?

4.        Что подумала собака о зайце (волке, медведе)?

5.        Где собака встретила волка?

6.        Где она встретила медведя?

7.        Где ночевали медведь и собака?

8.        Как помогает собака человеку? И др.



  1. Составление наглядной схемы.

(Воспитатель сообщает, что блоки-квадраты обозначают отдельные части сказки, следующие друг за другом)

— В этих квадратах с помощью картинок попробуем изобразить то, о чем говорится в сказке.

1.       Кто главный герой сказки?

2.       Кого встретила собака вначале?

3.       Кто пробегал мимо собаки и зайца, когда они легли спать? И т. д.

(Воспитатель предлагает выбрать силуэтные изображения к этой части сказки и разместить их в первом блоке-квадрате (центральный персонаж — собака — заяц — место ночлега — мышь).



Заполнение последующих блоков по направляющим вопросам.

  1. Кого потом встретила собака? На кого стала лаять собака ночью?

  2. Кого пошла искать собака, когда она ушла от волка? Кто разбудил собаку в берлоге у медведя?

  3. К кому убежала собака от медведя? Где стала жить собака? Чем закончилась сказка?



V.  Повторное чтение текста (с установкой на пересказ).

VI. РЗ. Пересказ сказки.

1 уровень – по одному фрагменту;

2 уровень – пересказ всего текста с опорой на наглядность;

3 уровень - пересказ всего текста без опоры на наглядность;



VII. Лексическое упражнение «Кто внимательный?»

(За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого большее число фишек)

1.        Вспомним, как говорится в сказке про зайца. Что подумала о нем собака — какой он друг? (ненадежный)

2.        В каком овраге встретила собака волка? (в глухом овраге)

3.        Как назвала собака медведя при встрече? (медведь-богатырь)

4.        Как лаяла собака ночью? (громко)

5.        Как называется домик, в котором живет собака? (будка, конура)

6.        Вспомните, как передвигаются животные, о которых говорится в сказке: мышь, лягушка, уж? (бежит, прыгает, ползет) и т. п.



VIII. Итог занятия. Рефлексия.













Текст сказки

Когда-то очень давно собака жила в лесу. Жила она одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боится.

Вот как-то раз встретила собака в лесу зайца. Говорит ему собака:

- Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

- Давай,— согласился зайка.

Пошли собака и заяц вместе. Вечером они нашли себе местечко для ночлега — в траве под кустом и легли спать. А ночью бежала мимо них мышь. Собака услышала шорох, да как вскочит, как залает громко! Заяц проснулся, уши у него трясутся от страха.

- Зачем лаешь? — говорит заяц собаке.— Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!

Ненадежный это друг,— подумала собака про зайца,— волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.

Утром попрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге. Говорит собака волку:

- Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

- Что ж, давай,— отвечает волк.— Вдвоем веселее будет.

Пошли волк и собака вместе. Ночью легли они спать в волчьей норе. Вдруг около норы лягушка прыгнула. Собака услышала, да как вскочит, как залает громко. Тут волк проснулся и давай бранить собаку:

- Зачем лаешь? Вот услышит медведь, придет сюда и разорвет нас на части.

"И волк боится,— подумала собака.— Уж лучше мне с медведем подружиться".

Утром пошла собака искать медведя. Встретила его в малиннике и говорит:

- Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!

- Ладно,— говорит медведь.— Пойдем ко мне в берлогу. Легли они вечером спать. А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж ползет. Вскочила собака и залаяла. Медведь испугался и стал бранить собаку:

- Перестань лаять! Придет сюда человек, шкуры с нас снимет.

"И этот трусливым оказался",— подумала собака. Сбежала она от медведя и пришла к человеку.

- Человек, давай дружить, вместе жить!

Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не бранит ее за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.











Цель: формирование у детей интереса к чтению через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала».

Задачи:

1. Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения.

2. Содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса.

3. Способствовать развитию внимания, памяти.

4. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать.

Способы: словесные (отгадывание загадки, беседа, вопросы детям, чтение сказки, наглядные (мнемотаблица «Собака», игрушки- герои сказки-собака, заяц, волк, медведь, мышь, лягушка, змея, физкультминутка «Пес веселый…», подвижная игра «Лохматый пес», театральная деятельность (инсценировка сказки, рефлексия.

Средства: сюрпризный момент (коробочка, мнемотаблица – загадка о собаке, игрушки героев сказки.

Предварительная работа. Чтение рассказов о животных детских авторов:

Е. И. Чарушина, М. М, Пришвина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, рассматривание иллюстраций «Дикие и домашние животные», д/и «Положительные отрицательные герои», д/и «Ласковые слова», разучивание физкультминутки «Пес веселый лает громко…», проведение п\и «Лохматый пес».

Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при ответе на вопросы воспитателя.

Ход занятия:

Сюрпризный момент. Воспитатель вносит в группу коробку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что сегодня принес нам почтальон. Хотите посмотреть,что внутри? Для этого вы должны отгадать загадку. А подсказка на доске.

Дети рассматривают мнемотаблицу «Собака»

«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»

Кто это?

Дети: Собака.

Воспитатель достает из коробки игрушечную собаку, предлагает рассмотреть ее.

Воспитатель: Верно, отгадали. Давайте, попробуем повторить эту загадку еще раз по таблице. (Дети повторяют индивидуально и хором)

Воспитатель: Молодцы! Хорошо запомнили!

Воспитатель: Собака - это домашнее животное? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, ребята, собака – домашнее животное и у нее есть хозяин – человек. Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.

Физкультминутка.

Пес веселый лает громко, Дети произносят слова громко и весело,

с радостным выражением лица.

«Гав, гав, гав» всем говорит. Громко произносят слова.

Без хозяина скучает Делают грустное выражение лица, слова

произносят тихо, грустным голосом,

опустив голову и плечи.

И тихонечко скулит: Произносят интонационно окрашенным

«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» голосом, поворачивая голову то

в правую, то в левую сторону.

Вот хозяин пса вернулся - Поднимают голову и расправляют плечи.

Пес как будто улыбнулся. Улыбаются.

Он хвостом виляет, Показывают движением руки вправо-

Хозяина встречает! влево, как пес виляет хвостом.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно сказать, что собака - друг человека?Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Почтальон прислал для вас еще интересную книгу, я вам ее сейчас прочитаю и мы узнаем, как собака стала другом человека.

Чтение сказки «Как собака друга искала».

Обсуждение сказки. Вопросы воспитателя.

- О ком эта сказка?

- Почему собака решила искать друга?

- Кого сначала встретила собака в лесу?

- Стали они друзьями? Почему?

- Кого после зайца встретила собака? Где она встретила волка?

- Стали ли волк и собака друзьями? Почему?

- Кого дальше встретила собака?

- Как назвала собака медведя?

- Подружились ли собака и медведь? Почему?

-Что произошло дальше? Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Вот так подружились собака и человек. И стали они с тех пор дружить. Собака действительно стала верным другом человеку. Она и дом сторожит и одиночество сглаживает. И если человек относится к ней хорошо, то вернее друга на свете не найти. Сейчас я предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Лохматый пес».

Проводится п\и «Лохматый пес».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли к нам пришли звери из сказки. Давайте, попробуем вспомнить и разыграть прочитанную сказку.

Театральная деятельность. Ребята с помощью игрушек (собака, заяц, волк, медведь, мышь, лягушка, уж) вспоминают и обыгрывают сказку «Как собака друга искала».

Рефлексия. Подведение итогов.

Воспитатель: С каким произведением мы сегодня познакомились? Какой герой вам понравился? Почему? Что запомнилось?

Ответы детей.












Открытое подгрупповое логопедическое занятие по теме: «Пересказ сказки «Как собака друга искала» (по С. С. Фетисову)»

Цель: формировать навыки самостоятельного связного пересказа.
Коррекционные задачи:
Развитие навыков текущего контроля за построением развёрнутого высказывания.
Развитие лексико-грамматических категорий: образование притяжательных прилагательных
Работа над словообразованием: образование родственных слов.
Развитие координации речи с движением.
Образовательные задачи:
1. Учить детей составлять пересказ сказки;
Формирование навыков планирования содержания пересказа;
Развитие умения анализировать содержания прослушанного текста (отражение содержания рассказа с помощью наглядной схемы-плана);
Активизация и обогащение словарного запаса.
Воспитательные задачи:
Воспитание любви к животным и родной природе.
Оборудование: аудиозапись “звуков леса»; конверты, изготовленные по трафаретам следов животных (2 конверта на каждый след животного), разрезные картинки с изображением животных, 2 стола, картинки-схемы с изображением родственных слов, картинки схемы к эпизодам рассказа, силуэтные изображения персонажей сказки, текст сказки «Как собака друга искала» по С. С. Фетисову, аудиозапись с чтением сказки «Как собака друга искала» по С. С. Фетисову.

^ Ход занятия
Оргмомент. Звучат «звуки леса» и дети заходят под них в кабинет.
Приветствие детей и гостей.
2. Отгадывание загадок о персонажах сказки.
Учитель - логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному лесу. Посмотрите, что это лежит на нашем волшебном ковре? (на ковре у входа разбросаны конверты с изображением следов собаки, зайца, волка, медведя).
Дети: Это следы животных!
^ У-л: Дети, сегодня мы поиграем в следопытов и попробуем угадать, чьи это следы. Сейчас я попрошу вас разделиться на две команды. (Дети делятся на 2 команды). Давайте узнаем, с кем нам сегодня придётся встретиться. Послушайте загадки, отгадайте их и найдите следы отгаданного вами животного. Итак, загадка для команды … Слушайте внимательно.
У-л
Д.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери на порог.
Это собака.
Ребята, найдите следы собаки.
^ Дети ищут следы собаки
Скажи, …, чьи это следы?
Ребята, а эти следы не простые, а с секретом. Откройте конверт. 
Это разрезная картинка с изображением животного. Сложите её.
Это собачьи следы.
^ Дети открывают конверт.


Дети складывают картинку.
У-л: А сейчас загадка для команды …. 
У-л
Д.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы – 
Уши больше головы?
Это заяц.
^ По аналогии с предыдущим заданием дети отвечают на вопрос у- л и складывают разрезную картинку.
У-л: Команда … уже справилась с заданием. Кто же получился на вашей разрезной картинке?
^ Д: Собака.
У-л: …, скажи, чья голова у этого животного?
Д: Это собачья голова.
У-л: …, скажи, чей хвост у этого животного?
Д: Это собачий хвост.
У-л: А вот ещё одна загадка для вас, отгадайте её.
У-л
Д.
Кто там осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
Зверь мохнатый и зубастый….
Это волк.
^ По аналогии с предыдущим заданием дети отвечают на вопрос у-л-да и складывают разрезную картинку.
У-л: Команда … справилась с заданием. Кто же получился на вашей картинке?
^ Д: Это заяц (По аналогии с командой … учитель-логопед опрашивает 2 команду по называнию притяжательных прилагательных к слову заяц).
У-л
Д.
Он в берлоге спит зимой
Под поваленной сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
Это медведь.
^ Дети отвечают на вопрос учителя-логопеда и складывают разрезную картинку (см. выше).
У-л: Команда … уже справилась с заданием. Кто же у вас получился на этот раз?
^ Д: Это волк. (У-л опрашивает команду по называнию притяжательных прилагательных к слову волк (см. выше))
У-л: А теперь послушаем команду …, которая тоже сложила свою картинку. Кто же у вас получился на этот раз?
^ Д: Это медведь. (У-л опрашивает команду по называнию притяжательных прилагательных к слову медведь (см. выше))


3. Подбор родственных слов к словам.
У-л: А теперь, ребята, нам нужно пробраться к сказке, а для этого необходимо справиться ещё с одним заданием. Посмотрите внимательно на доску, на ней висят картинки – схемы. Вам необходимо составить ласковое название, героев, изображённых на разрезных картинках; название их мам и увеличительное название животных. …, попробуй, расскажи о волке.
Д: Мама волка – волчица, я назову ласково волка – волчишка, большой волк – волчище.
^ Другие дети выходят к доске и рассказывают о других животных, изображённых на разрезных картинках. 

4. Чтение сказки.
У-л: А сейчас, ребята, послушайте сказку о наших героях (У-л открывает книгу и начинает читать сказку «Как собака друга искала» по С. С. Фетисову).
4. Разбор содержания рассказа по вопросам. Примеры вопросов:
- Кто главный герой сказки?
- Как жила собака в лесу? Она жила ……
- Какого друга хотела найти собака? Собака хотела ….
- Кого встретила собака в лесу в начале?\


- 5. Физминутка.
А сейчас мы с вами загадаем нашим гостям загадку. Встаньте в линеечку.
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
^ Изображают идущих собак
Не боится лютой стужи.
Обхватить плечи руками показать лёгкую дрожь.
Хвост лохматый,
^ Правой рукой показать хвост.
Чёрный нос…
Дотронуться указательным пальцем правой руки до носа.
Кто же это? Рыжий …
Гости: Пёс.

^ 6. Повторное чтение сказки. Садитесь, ребята на стульчики. А теперь послушайте, как читают эту сказку школьники (У-л включает магнитофонную запись с чтением сказки «Как собака друга искала» (по С. С. Фетисову).


^ 7. Пересказ рассказа по схемам.
У-л: Ребята, а сейчас мы с вами продолжим наше путешествие по сказочному лесу. Кто – то нас здесь встречает (Из-за ширмы выглядывает медведь).
Медведь: Здравствуйте, ребята. Я слышал вы интересную сказочку читали?
^ Д: Да.
Медведь: Ну, что же расскажите мне эту сказку, тогда я вам разрешу дальше путешествовать по моему лесу.
У-л: Очень ты строгий медведь. Ну, ребята, не беда я вам приготовила подсказки - схемы (У-л указывает на схемы, которые висят на доске). Ребята, только пока я с вами путешествовала, медведь все схемы перепутал.
…, подойди и выбери схему к первому сюжету.
^ Ребёнок выбирает схему к первому сюжету.
…, расскажи, что было в этом отрывке.
… рассказывает 1 отрывок.
Все остальные дети по аналогии выбирают схему к отрывку рассказа и пересказывают сказку.
Медведь: Ну, что ж, ребята, спасибо. Очень интересную сказку вы мне рассказали. Можете идти дальше.

^ 8. Составление плана-схемы содержания сказки и пересказ её.

У-л: Ребята, кто-то к нам спешит в гости. У-л достаёт заранее спрятанную собаку. Кто это?
Д: Это собака.
С: Да, ребята, я та самая собака из рассказа. Я хочу, чтобы вы рассказали мне сказку. Для этого я вам оставила подсказки.
^ На столе лежат фигурные изображения героев рассказа: собаки, мыши, зайца, волка, лягушки, медведя, змеи, охотника, берлоги, конуры, куста, норы, дома.
У-л
Д.
…, выбери нужные фигуры и расскажи рассказ.
… манипулируя фигурами, рассказывает рассказ.

9. Итог занятия.



Какие незнакомые слова встретились вам при чтении?

Овраг. (слайд или картинка)

Беседа о прочитанном.

- К какому жанру можно отнести это произведение.

- Это рассказ, стихотворение или сказка?

- Почему вы так решили?

- Ребята, это действительно сказка и написал ее народ мордовии.

Это Мордовская народная сказка. (Слайды о мордовии)

- О ком эта сказка?

- Почему собака решила искать друга?

- Кого сначала встретила собака в лесу?

- Стали они друзьями? Почему?

- Кого после зайца встретила собака? Где она встретила волка?

- Стали ли волк и собака друзьями? Почему?  

- Кого дальше встретила собака?

- Как назвала собака медведя? Каким видим мы медведя в этой сказке?

- Подружились ли собака и медведь? Почему?

  • Что произошло дальше? Чем закончилась сказка?

Собака действительно стала верным другом человеку. Она и дом сторожит и одиночество сглаживает. И если человек относится к ней хорошо, то вернее друга на свете не сыскать. Но многие люди забывают, что собака это живое существо, о котором нужно заботится. Часто заводят собак как игрушку, а когда та надоест могут ее и на улицу выгнать. Многие собаки после такого отношения  могут многое простить человеку. (слайд)

Но есть и такие, которые становятся злыми и опасными. Так они мстят человеку за его предательство.

- Как вы понимаете пословицу?

Друг познается в беде.


2. Работа в группах.

– Соберите картинку и наклейте её. Кто у вас получился?

3. Обзорное знакомство с рассказом «Котята».

 VII. Рефлексия

– Нарисуйте на своих карточках облачко, которое отражает ваше отношение к материалу урока.



V. Физкультминутка «Притворяшки»

Дружно встаньте, детвора.
Отдохнуть пришла пора.
Притворяйтесь-ка совой –
Поверните головой.
Притворитесь тучками –
Помашите ручками.
Притворитесь свинками
И потритесь спинками.      




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Открытое занятие по художественной литературе в старшей группе

Автор: Михеева Оксана Анатольевна

Дата: 25.02.2019

Номер свидетельства: 501443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Годовое планирование взаимодействия педагога с семьями воспитанников в старшей группе ДОО."
    ["seo_title"] => string(91) "godovoieplanirovaniievzaimodieistviiapiedaghoghassiemiamivospitannikovvstarshieighruppiedoo"
    ["file_id"] => string(6) "314193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459637340"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "методическая разработака открытого занятия "Профессии""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaia-razrabotaka-otkrytogho-zaniatiia-profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "254967"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447848299"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_v_starshei_gruppe_po_teme_vse_professii_nuzhny_vse_professii_"
    ["file_id"] => string(6) "497406"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1548607306"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект открытого занятия  по духовно-нравственному воспитанию на тему «Дорогою добра» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-po-dukhovno-nravstviennomu-vospitaniiu-na-tiemu-doroghoiu-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "213258"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432022873"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "интегрированное сюжетно – игровое физкультурное занятие «Мы спасатели» "
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannoie-siuzhietno-ighrovoie-fizkul-turnoie-zaniatiie-my-spasatieli"
    ["file_id"] => string(6) "184467"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426058225"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства