Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока экологической направленности»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
г. Белинский.
Открытый урок экологической направленности с элементами ТРИЗ
Тема «Вода-водица»
Студия дошкольников «Росинка»
Выполнил педагог дополнительного образования МОУДО «ДШИ»
Тюменева Т.С.
2018.
Тема: «Вода-водица»
Цель: Формировать у детей представления о разнообразных свойствах, формах воды, ее качественных изменениях. Показать значение воды в жизни человека.
Задачи:
1. Образовательные:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений
о свойствах, формах и состоянии воды в процессе экспериментальной деятельности.
2. Развивающие:
- развивать экологическое мышление, исследовательские навыки в процессе проведения элементарных опытов:
- умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
-совершенствовать коммуникативные способности:
умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других детей.
3. Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природному богатству – воде, интерес к познанию природы.
Форма проведения: познавательная беседа с элементами опытно-экспериментальной деятельности.
Оборудование: глобус, стаканчики для воды, кусочки льда, чайник с горячей водой, колба, стакан-цилиндр, мяч, кубик, соль, сахар, ложечки.
Организационный момент.
Цель: Формирование положительного момента.
-Здравствуйте, дети!
-Что мы пожелали друг другу? Здоровья.
-А еще я желаю вам хорошо заниматься,
Слушать внимательно, ума набираться!
Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.
Цель: проверить знания детей о воде и настроить на изучение нового материала.
-На предыдущем занятии мы много говорили о воде и на сегодняшнем мы продолжим эту тему. Послушайте стихотворение.
-Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… воды! Хором.
Предварительная беседа.
-Ребята, вода играет важную роль в жизни человека. Вода наша помощница. Почему мы так говорим? Ей стирают, поливают растения, готовят еду…
- Вода нужна животным, растениям, рыбам. Вода нужна для нормальной работы фабрик и заводов.
- А теперь представьте, что будет, если закончится вода в кране, пересохнут реки и моря? Засохнут растения - не будет урожая, погибнут рыбы и животные…
-Посмотрите на глобус. Что обозначает синий цвет? Вода.
-Что обозначено коричневым цветом? Суша.
- А чего на планете больше: суши или воды? Воды.
-Это океаны, моря, озера, реки и ручейки. Казалось бы, что воды на Земле очень много, но вся ли она пригодна для нас с вами? Нет, не вся.
На Земле остается все меньше и меньше районов, где имеется чистая вода. Многие люди вынуждены пользоваться загрязненной водой.
- А чем же воду загрязняют? Мусором, бензином, отходами.
В такой воде много микробов и вирусов, а мы с вами знаем: что
-Есть такие вирусы, вирусы-вредилусы,
Попадут ребенку в рот - заболит от них живот. (Говорят хором).
-Поэтому многим людям приходится покупать чистую воду.
Основной этап.
Цель: показать свойства воды в процессе опытов и сделать выводы.
-Мы говорили, что вода наша помощница, но она еще может быть и волшебницей, обладать какими-то свойствами. А какими - мы узнаем, когда будем ставать опыты.
-Перед вами стаканчики, нужно перелить воду из одного стаканчика в другой. Она легко переливается? Да.
- Значит, она жидкая и может течь в реке, кране и т.д.
- Какую форму имеет кубик? Квадратную.
- А мяч? Круглую.
- А какую форму имеет вода? Нальем в стакан – принимает форму стакана-цилиндра, нальем в колбу – принимает форму колбы, нальем в блюдце – получается маленькая лужица. Делаем вывод: ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ.
-Перед вами два стакана. Один с водой, второй с молоком. Опустите ложечку в стакан с молоком – ложечки не видно. Почему? Молоко не прозрачное.
В стакане с водой ее хорошо видно. Вода - какая? ПРОЗРАЧНАЯ.
-Какой бывает еда на вкус? Если положить сахар – сладкая, положить соль – соленая, бывает горькая, кислая.
- Попробуйте воду на вкус. Какая она? НЕ ИМЕЕТ ВКУСА.
-Понюхайте воду. Чем пахнет? Ничем.
НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА.
-Положите в стакан с водой сахар и размешайте. В другом стаканчике хорошо размешайте соль и посмотрите, что с ними произошло. Они исчезли, растворились. Вода растворяет эти вещества.
Физкультминутка.
Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем - ручки моем.
Щечки, шейку, спинку мы потрем
И водичкой обольем! Дети выполняют движения.
-Продолжаем наши опыты. Каждому ребенку на блюдце положить кусочек льда.
-Как получается лед? Вода замерзает и становится льдом.
- Это твердое состояние воды. Кроме льда, где в природе можно встретить твердое состояние воды? Сосульки, лед, иней.
-Положите лед на ладошку. Что наблюдаете? Лед тает от тепла и вновь становится водой. Это жидкое состояние воды.
-Следующий опыт. Чайник с кипятком. Над паром стекло, на нем капельки воды.
- Что мы наблюдаем? Вода кипит и превращается в пар, пар оседает на стекле и вновь превращается в воду.
- Здесь мы наблюдаем газообразное состояние воды. Сюда же относятся облака и туман.
Вывод:
- Вода – настоящая волшебница!
Эмоциональная разгрузка.
Цель: смена деятельности.
Проводится игра «Это можно или нет?»
-Я сосульку полижу и снежочком закушу.
Дайте дети мне ответ: это можно или нет?
Я по тоненькому льду по реке гулять пойду.
Дайте дети мне ответ: это можно или нет?
А когда наступит лето, я один уйду купаться.
Дайте дети мне ответ: это можно или нет?
А что может случиться?
- Оказывается, вода бывает не только помощницей, волшебницей, но и очень опасной.
Контрольный этап.
Цель: оценить степень усвоения материала.
-Ответьте быстро.
-Какого цвета вода? Бесцветная.
-Какой вкус у воды? Без вкуса.
-Какой запах у воды? Без запаха.
-Много ли воды на Земле? Много.
-Любую воду можно пить? Нет.
-Зачем нужна вода? Отвечают.
-Какая бывает вода? Морская, речная, колодезная, родниковая, минеральная.
- Итак, ребята, вода самое удивительное вещество природе. Нам нужно беречь ее. А как можем мы с вами беречь воду? Закрывать краны, не засорять водоемы.
- И в заключение послушайте стихотворение. Читает ребенок.