Тема урока “Ч Айтматов Роман Плаха”.Идейно-художественное своеобразие. Проблема современного общества. Тема защиты природы в романе.
Цели урока:Образовательная: изучение романа Ч. Айтматова «Плаха»,
помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить
главные проблемы романа.
Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста.
Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать культуроведческую компетенцию школьников.
Тип урока: чтение и изучение художественного текста.
Форма урока: работа в творческой мастерской. Групповое путешествие в художественное произведение.
Оборудование: компьютерная презентация.
Ход урока:
І. Организационный момент.Психологический настрой. Показ слайдов о природе зимой. Красота зимнего леса.
1. (Учащиеся берутся за руки и желают друг другу удачи)
2.Учащиеся формируют группы по методике «Мозаика»
распределяют роли (руководитель, спикер, секретарь, секундомер.наблюдатель)
ІІ. Проверка выполнения творческого домашнего задания
1. Компьютерная презентация ученика «Очерк жизни и творчества
Ч. Айтматова».
Чингиз Айтматов (1928) - народный писатель Киргизской ССР (1958), академик АН Кирг. ССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978), член КПСС с 1959 г. Депутат ВС СССР с 1966. Ленинская премия в 1963 г., Государственная премия (1968, 1977 гг.). Пишет на русском и киргизском языках. Поднимает острые социальные и этические проблемы. Повести: "Джамиля" (1958), "Материнское поле" (1963), "Прощай, Гюльсары" (1966), "Белый пароход" (1970), "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). Романы: "И дольше века длится день" (1980), "Плаха" (1986).
2. Защита творческого задания. (По желанию (2-3 работы).
Остальные учащиеся сдают свои работы на проверку.Учитель напоминает учащимся о том, что им до урока было дано предварительное задание: прочитать роман Чингиза Айтматова «Плаха». Подготовить сообщения на темы: Роман Плаха. Сюжет и структура романа. Самые главные проблемы, затронутые в романе. Положительные и отрицательные герои.
3.Учитель представляет вниманию учащихся просмотр презентации, в которой показаны задания для групп.
Задание для 1-ой группы: составить определение слову «Плаха» и определить тему и цели урока
Задание для 2-ой группы: составить ассоциативное поле на тему «Плаха»;. проверка с оригиналом: со словарём ( по слайдам)
Задание для 3-ей группы: Объясните эпиграф к уроку.
Положительные и отрицательные герои. Круг добра и зла.
Ученики организуют коллективный поиск и обмен мнениями, выходят на результат своей совместной работы. 1 спикер от группы выступает.
Ученики в результате самостоятельно выходят на тему урока и определяют цели урока.
ІІІ.Операционный этап.
1. Обсуждение эпиграфа (записан на доске).
«Этот роман как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому. Одуматься. Осознать свою ответственность за всё, что так – на пределе – обострилось и сгустилось в мире». Е. Сурков)
Осмысление заглавия романа и его содержания.
2.Работа с текстом. Работа в группах по анализу текста
Роман Чингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, которые связаны с главным вопросом современности: сохранится ли жизнь на земле? Выживет ли человек, и каким он будет в XXI веке?
«Плаха» — произведение сложное, многоплановое, многотемное.
Самое яркое и сильное в романе – начало. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же самое – сайгаки, волки – все вместе, гонит общая беда – человек.
Проблемный метод (на анализ) Почему автор назвал свой рассказ «Плаха»?
(на применение и анализ)
Обсуждение в группе
Спикер от группы высказывает мнение всей группы.
Уч-ся в группах обсуждают составленные вопросы и выносят по 1 самому точному и правильному вопросу от группы на лепестки ромашки:
1простой? 1 уточняющий?1 практический?1 интерпретационный?
1 творческий?1 оценочный?
После того, как в группах была завершена работа по составлению ромашки, группы меняются друг с другом ромашками.
Спикеры выходят с ответами
3. Ученики организуют индивидуальный поиск и обмен идеями через сотрудничество в группах.
Ресурс 1: (задание на знание, понимание, применение, анализ и оценивание)
Проблемы, затронутые в романе. Выделите главную.Выступление учащихся.
проблема совести; проблема богоискательства; проблема наркомании;
экологическая проблема; проблема вседозволенности.
Что беспокоит писателя?
Ч. Айтматов показал трагедию наркомании: "Мы почему-то все время убеждали себя, что наркомания процветает где-то за рубежом, но только не у нас. Но тем временем оказалось, что и в нашем обществе тоже могут возникнуть такие нежелательные явления. Это просто бедствие."
Работа с текстом (проверка Д/З) : ответить на составленные дома вопросы по роману «Плаха», используя стратегию «Ромашка Блума»
Ресурс 2: Анализ фрагмента (Зачитывается фрагмент): "И вот Акбара стояла перед малышом. И непонятно ей, как открылось, что детеныш, такой же, как любой из волчат, только человеческий, и когда он потянулся к ее голове, чтобы погладить., изнемогающее сердце Акбары затрепетало. Волчица изливала на него накопившуюся в ней нежность, вдыхала в себя его детский запах.".
Волчица осторожно понесла человеческого детеныша в свое логово. Она могла бы, но не послушалась Бостона: "Оставь, Акбара! Оставь моего сына! Никогда я больше не трону твоего рода!". Волчица больше не верила людям. На Земле нет людей, способных понять волков. Значит, и у нее выбор: погибнуть от рук человека или вырастить в своем логове человеческого детеныша, чтобы самой научить его любить природу, определить свою роль в ней.
3 группа. Положительные и отрицательные герои. Круг добра и зла.
Ч. Айтматов характеризует своих отрицательных героев, вскрывает и причины их появления: "Прежде всего, это были люди бездомные, перекати-поле. в той или иной степени неудачниками, а следовательно, были по большей части озлоблены на мир. они еще величали себя профессиональными алкоголиками". Вместе с именем они утрачивают и человеческий облик, наслаждаясь своим преимуществом над беспомощным человеком.
(Зачитывается фрагмент): «Силы медленно покидали Авдия. И вид его, напоминающий не то повешенного, не то распятого, очень всех оживил и взбудоражил. Особенно вдохновился Обер-Кандалов: "Я бы каждого, кто не с нами, вздернул, да так, чтобы сразу язык набок. Всех бы перевешал, всех, кто против нас, и одной вереницей весь земной шар, как обручем, обхватил, и тогда б уж никто ни единому нашему слову не воспротивился, и все ходили бы по струнке.».
Вокруг Обера собираются слабые, не способные постоять каждый за себя, остатки совести они тушат водкой, превращаясь в существ безответственных, жестоких, без малейших намеков на гуманность. Таких людей тянет в "стадо", сообщниками легче выжить. Писатель разоблачает психологию бездуховных людей. Потеряв Совесть, Милосердие, Любовь, Мудрость, такие люди максимально приблизились к животным.
Неуютно чувствуют себя оберы и базарбаи среди людей, они ненавидят Человека. Но им нет места и в мире животных. В отличие от них Ташчайнар и Акбара заботливы, милосердны, берегут семью, умеют ценить и помнят Добро, Волки имеют больше оснований жить на Земле Размышляя над судьбами волков, мы становимся невольно единомышленниками Авдия и Бостона.
В отличие от них Базарбай мешал жить людям честно и справедливо, нарушал гармонию слияния человека с природой, поэтому именно он стал
Через весь роман проходит параллель: человек – волк. И кажется невероятным, что писатель, обнажая звериное в людях. видит человеческое в звере. Не случайно синеглазая волчица-мать, понимающая предсмертные страдания Авдия, сливается для него с образом самой Природы — «великой матери всего сущего».
Каким же путем можно побороть зло?
4.Формативное оценивание. Наблюдатель в каждой группе оценивает ответы участников по 5-балльной системе.
Учитывается: Знание текста-1б; Полнота ответа-1б;
Умение рассуждать-1б; Умение высказывать свою точку зрения-1б;
Активное участие в обсуждении вопросов-1б.
І?. Итог урока. Обращение к эпиграфу.”Роман Ч. Айтматова – воззвание к совести каждого”.Ч. Айтматов призывает к объединению всех борющихся с несправедливостью сил. Каждый может воспитать в себе нетерпимость ко злу, способность открыто выражать свою точку зрения, умение найти единомышленников. И, если большинство будет отстаивать на земле добро, восхождение на плаху не понадобится. Вот почему роман Ч. Айтматова мы называем повествованием о нравственных исканиях наших дней.
?.Рефлексия. Индивидуальная работа: учащиеся отмечают своё эмоциональное состояние от урока на карте. В финале занятия происходит взаимооценка школьниками своих выступлений, ученики выделяют интересные моменты в выступлениях своих одноклассников.
?І. Домашнее задание: Выучить стихотворение на экологическую тему. Вопросы и задания /2-4/ стр.198-199.