kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии "Нефть и её переработка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Углеводороды».

Модульный урок: «Нефти и её переработка».

Цель: Изучить физические свойства нефти, познакомиться со способами переработки нефти, экологическими проблемами, связанными с переработкой нефти.

1 мин.

УЭ-1

Домашнее задание: параграф 10, вопрос 1-6, записать в тетрадь.

Цель: Познакомиться с исторической справкой к вопросу изучения и переработки нефти.

Задание: Прослушать сообщение учащегося. Законспектировать.

Постановка проблемы: Согласны ли вы со словами Д.И. Менделеева. «Лучше жечь ассигнации, чем топиться нефтью»

Конт Контроль: 1. Назовите основные районы добычи нефти в России. 2б.

    2.           2. В каком году в России была создана установка для перегонки нефти?                                                                                                  2б.

                                    2б.

4 мин.

Цель: Изучить физические свойства нефти.

Задание: Выполнить лабораторную работу «Физические свойства нефти»

Рассмотрите нефть. Какова её окраска, запах, агрегатное состояние? Возьмите пипеткой каплю нефти  и капните в воду. Что наблюдается? Опустите в нефть лучинку, зажгите. Каким пламенем горит нефть?

Запишите в тетрадь: Нефть маслянистая жидкость бурого цвета, имеет запах бензина, горит коптящим пламенем.

Контроль:1.Что можно предположить по характеру пламени о составе нефти?                                  2 б.

                     2. Плотность нефти больше или меньше единицы?                                            2 б.

  _______________________________________________

Цель: Познакомиться с взглядами на происхождение нефти.

Задание: Прослушайте сообщение.Приложение 1.

Контроль: Какие теории о происхождении нефти Вам известны?                                            2 б.

____________________________________________________________

Цель: Ознакомиться со способами переработки нефти.

Задание: Прочитать материал уч. Габриеляна стр.59-60 рис. 59. …….выделите фракции, определите области их применения.

Контроль: Подготовьте рассказ о перегонке нефти, используя схему.

Познакомиться с вопросами крекинга, пиролиза, ароматизации.

Задание: прослушать рассказ учителя.

Рассмотрите таблицу, проанализируйте её.

Крекинг

условия

Состав

бензинов

Отрицательные

свойства

бензинов.

Положит.

Свойства

Бензинов.

1. Термический

t=450C-

t=550C

Непредельные

углеводороды

Окисляются

при хранении.

Большая детонационная.

стойкость.

2.Каталитический

T=500C

Углеводороды с разветвлённой

цепью.

Устойчивы при хранении.

Очень большая детонационная

стойкость.

10 мин

  5мин

6 мин

4 мин.

УЭ-6

Цель: Познакомиться с вопросами экологии, возникающими при добыче и переработке нефти.

Задание: Будьте готовы сообщить приготовленный заранее материал.                                                                    2б.

Поясните слова Д.И. Менделеева. «Лучше жечь ассигнации, чем топиться нефтью»

7 мин.

Контрольный тест: за правильный ответ 2 балла.          

Запишите уравнение реакции крекинга октана:

С18 Н38  =                                                            2б.

 

  1. Назовите четвёртый лишний:

А) керосин;  Б) лигроин;  В) бензин;  Г)актин.          2б.

 

3.Вам необходимо купить бензин на хранение?  Бензин, полученный путём какого крекинга,  вы приобретете?                         2б.

Выводы по уроку:

1.Что нового вы узнали на уроке о нефти?

2.Пригодятся ли вам полученные знания в жизни?

3.Интересным ли был для вас сегодняшний урок?

Резюме:       18-15   баллов     -   «5»

                      14-12  баллов     -     «4»

                      11-9    баллов     -     «3»

             Менее  9 баллов         «2».

Приложение1.

Две теории происхождения нефти

 

Спор о биогенном (органическом) или абиогенном происхождении нефти особенно интересен для российского читателя. Во-первых, углеводородное сырьё — один из основных источников дохода в бюджете страны, а во-вторых, российские учёные — признанные лидеры многих направлений в этом старом, но всё ещё не закрытом научном споре.

 

Теория о биогенном происхождении нефти

Впервые в 1763 М. В. Ломоносов высказал предположение о происхождении нефти из растительных остатков, подвергшихся обугливанию и давлению в земных слоях. Эти идеи Ломоносова далеко опередили научную мысль того времени, искавшую источники нефти среди неживой природы.

Работами советского учёного В. И. Вернадского были доказаны исключительная способность организмов, населяющих нашу планету, концентрировать в литосфере огромные запасы углерода и колоссальная роль последнего в геологических процессах.

Советский учёный Н. Д. Зелинский показал, что некоторые соединения углерода, входящие в состав животных и растений, при невысокой температуре и соответствующих условиях могут образовывать продукты, вполне сходные с нефтью по химическому составу и физическим свойствам.

Новым этапом в разработке проблемы происхождения нефти было открытие советским учёным Т. Л. Гинзбург-Карагичевой в водах Биби-Эйбата и Сураханов (Баку) на глубине 2000 м живых бактерий, способствующих восстановлению сульфатов. Это натолкнуло на мысль о большой роли микроорганизмов в судьбах погребённого органического вещества и образованной из него нефти. Позднее подобные микроорганизмы были обнаружены и в нефтяных месторождениях США.

Лабораторные исследования показали, что при действии на органические вещества гамма-излучения образуются углеводороды с выделением свободного водорода. Таким образом, наличие радиоактивного распада в породах может вести к образованию свободного водорода для процессов гидрогенизации в природных условиях. Однако роль ионизирующего излучения в происхождении нефти еще недостаточно выяснена.

Советский геолог И. М. Губкин, обобщив результаты исследований природы нефти, пришёл к заключению, что процесс её образования непрерывен и неотделим от процессов формирования в недрах земли залежей этого полезного ископаемого независимо от масштаба скоплений. Наиболее благоприятными для образования нефти являются неустойчивые в прошлом участки земной коры на границах областей опускания и поднятия. Сильный размыв суши в этих областях содействовал быстрому накоплению осадков, а значит и погребению органического материала и опусканию его во всё более глубокие зоны земной коры. Это опускание сопровождалось подъёмом температуры и ростом давления, содействовавшим процессам нефте- и газообразования, чему способствовала и деятельность погребённых анаэробных бактерий.

Биогенная модель не объясняла многие важные факты нефтяной геологии, полученные эмпирическим путём: например, почему месторождения часто приурочены к зонам глубинных разломов, почему основные промышленные объёмы нефти и газа сконцентрированы в немногочисленных гигантских месторождениях, а также почему отсутствует чёткая связь между запасами и составом органического вещества в осадочных породах и составом и объёмами содержащихся в них нефтей. Чтобы объяснить образование месторождения в рамках биологической концепции, довольно часто приходится предполагать, что углеводороды перетекли в горизонтальном направлении иногда на сотни километров (ближе просто нету потенциальных источников нефти). Конечно, такие направленные „перетоки“ не очень правдоподобны, да и следов перемещения найти не удаётся. Но самое главное, осталось непонятным, как из малоэнергоёмких органических остатков образуются высокоэнергоёмкие молекулы нефти. Сторонники биогенной модели утверждают, что такое превращение могло произойти за геологическое время под влиянием тепловой и механической энергии недр Земли. Но весь цикл такого превращения смоделировать по сей день никто не сумел — ни теоретически, ни экспериментально.

 

Аб

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Нефть и её переработка". »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по химии "Нефть и её переработка".

Автор: Коняхина Тамара Егоровна

Дата: 07.06.2015

Номер свидетельства: 218148

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока с использованием проектной методики по теме "Нефть. А все ли мы о ней знаем?" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-s-ispol-zovaniiem-proiektnoi-mietodiki-po-tiemie-nieft-a-vsie-li-my-o-niei-znaiem"
    ["file_id"] => string(6) "122141"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414159698"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "методическая разработка урока по технологии "неоконченный конспект" по теме "Нефть и способы её переработки." "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-nieokonchiennyi-konspiekt-po-tiemie-nieft-i-sposoby-ieio-pierierabotki"
    ["file_id"] => string(6) "100368"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402378806"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Проектный урок по теме "Нефть. А все ли мы о ней знаем?" "
    ["seo_title"] => string(58) "proiektnyi-urok-po-tiemie-nieft-a-vsie-li-my-o-niei-znaiem"
    ["file_id"] => string(6) "122156"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414161871"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Природные источники углеводородов" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prirodnyie-istochniki-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "105040"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402806894"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
    ["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
    ["file_id"] => string(6) "151167"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420644227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства