В гости пришла кукла Айгерим, принесла с собой картину.
Попрошу детей подойти к окошку и из окна понаблюдаем с детьми за погодой на улице. Задаю детям вопросы о состоянии погоды, предлагаю им вспомнить отрывки из стихотворения об осени.
2. Негізі бөлімі/основная часть
Сообщаю, что будет очень интересное занятие, сегодня я вам покажу картину
-Как бы вы назвали эту картину?
- Какое время года изобразил художник? как об этом сказать одним предложением?
- Верно, художник изобразил осенний день и точно также назвал свою картину- «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день?
- На улице светло. Дети возвращаются из школы. Гуляет бабушка с внуком .
-А почему вы решили, что день осенний?
-Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети начали учиться. На прилавках овощной палатки дары осени.
- Какой осенний день на этой картине?
- Теплый, солнечный.
-В теплый, солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине?
- Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие тона радуют глаз, веселят.
Даю детям речевой образец рассказа по картине:
- На дворе теплый осенний день. Синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз, манят на улицу.
Не спеша, возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собачка. На собаку загляделся мальчик. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку. Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь погожему дню.
В погожий осенний день трудно усидеть дома- тянет на улицу! Не спеша идут школьники. Первоклассника встретила мама. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик –дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.
- Вам понравился мой рассказ?
-Чем он вам понравился?
-Что особенно понравилось в моем рассказе?
Теперь будем учиться рассказывать по ней.
Слушаем рассказы по картине 2-3 детей; в случае затруднения предлагаю детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы, для выразительного описания.
Каждый рассказ анализируем с участием всех детей группы, поощряю детей.
Затем предлагаю детям придумать свое название картины, поощряю за творчество и сообразительность.
3. Қорытынды/итоговая часть
В конце занятия провожу с детьми дидактическую игру «Угадай, с какой ветки эти детки?» (дети рассматривают листья с деревьев и называют это дерево). Определяем победителей в игре, награждаем.