Конспект организованной образовательной деятельности по разделу
«Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи»
для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
Тема: Осень.
Цель: Развивать речевое внимание и память детей. Развивать внимание к грамматическим формам слов. Продолжать учить при ответе на вопрос строить полные и чёткие предложения. Продолжать обогащать словарный запас. Продолжать учить координации речи с движением. Акцентировать внимание детей на сезонных изменениях в природе.
Материал: Презентация «Осень в картинах». Сюжетная картинка «Осень». Предметные картинки: дождь, ветер, облако, листья,
Словарная работа: Осень, хмурое небо, дождливо, ненастно, пасмурно, ветрено.
Ход ООД.
Представление презентации. Беседа по её содержанию.
Мимическая гимнастика «Пасмурный и солнечный день», «Осенняя погода»: Ребята, осенью погода очень часто меняется. То ярко светит солнышко – улыбнитесь шире, покажите, как светит солнышко. То небо нахмурится, соберутся тучи – нахмурьте брови, как осеннее небо. То зарядит грустный осенний дождик – покажите грустное выражение лица. То, вдруг, всем на удивление покажется радуга – удивитесь радуге. А то и ветер подует – надуйте щёки и выдохните с силой, как ветер. А сейчас поиграем в игру «Осенняя погода» - я буду быстро называть погодное явление, а вы – показывать (Смена мимических положений с ускорением темпа).
Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал». Н.В. Нищева.
Ветер по лесу летал,
Дети плавно поводят руками из стороны в сторону
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого.
Вот рябиновый резной, вот – с берёзки золотой.
Вот последний лист, с осинки, ветер бросил на тропинку.
Плавно опускают руки на колени.
Игра с мячом: «Один – много». Ребята, встаньте в кружок, я, стоя в центре, буду бросать мяч, и называть один предмет или природное явление. Тот из вас, кто поймает мяч, называет слово, обозначающее множество этих же предметов или явлений и бросает мяч мне. Туча – тучи, много туч, облако -, лужа -, дождь -, солнечный луч -, радуга -, ветер -, ураган -, дождинка -, осенний день -, дерево -, лист -. А сейчас давайте мы все превратимся в осенние листочки.
Динамическая пауза «Листья осенние». Н.В. Нищева.
Листья осенние тихо кружатся,
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,
(Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются, кружатся.)
Игра с мячом: «Назови ласково». Ребята, встаньте в кружок, я, стоя в центре, буду бросать мяч, и называть предмет или природное явление. Тот из вас, кто поймает мяч, называет этот же предмет или явление ласково. Туча – тучка, облако -, лужа -, дождь -, солнечный луч-, ветер -, ураган -, осенний день -, дерево -, лист -. Теперь садитесь за столы.
Игра: «Подбери действие». На каждом столе у вас лежат картинки с изображением предмета или осеннего явления. Рассмотрите их и подберите к каждой картинке слова, отвечающие на вопрос: Что делает? Дождь идёт, льёт, капает, моросит, стучит, мочит, барабанит. Облако летит, плывёт, мчится, проплывает. Ветер дует, свистит, завывает, продувает, сбивает с ног. Листья желтеют, краснеют, падают, опадают, облетают, шелестят, шуршат.
Игра: «Лишнее слово» - речевой слух. Лист, листик, лиса, листопад. Ветер, ветряк, ветерок, встреча. Дождь, дождик, дорожный, дождливый.
Игра: «Правильно – неправильно» - установление причинно-следственных связей. Ребята внимательно послушайте и определите, когда я говорю правильно, а когда ошибаюсь. Я взяла зонт, потому что пошёл дождь. Пошёл дождь, потому что я взяла зонт. Птицы улетели на юг, потому, что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
Загадки. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет и поёт, убаюкивает? (Дождь). Я берёзку качну, я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, даже шапку утащу. А меня не видать. Кто я? Можешь угадать? (Ветер). Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез. (Туча). Солнце светит иногда, тучи на небе всегда, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью).
Игра «Дождик» - координация речи с движением. Н.В. Нищева.
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке.
Дети прыгают на одной ноге по кругу.
В лужице – смотри, смотри!
Он пускает пузыри!
Становятся лицом в круг,
ритмично приседают.
Стали мокрыми кусты,
Поднимают руки вверх, потряхивают кистями.
Стали мокрыми цветы.
Наклоняют руки к полу, потряхивают кистями.
Мокрый серый воробей
Встают. Руки вдоль тела.
Сушит пёрышки скорей.
Потряхивают кистями.
Составление рассказа по схеме. Поздней осенью солнце редко светит и мало греет. День становится короче, а ночь длиннее. Листья желтеют, краснеют и опадают. Часто идут дожди. По ночам бывают заморозки. Водоплавающие птицы улетают в тёплые края. Одни дикие животные сменили цвет шкурок, другие делают запасы на зиму, третьи попрятались в норы.
Итог.