Данный материал помежет педагогу познакомить дошкольников с Родным краем, городами области. Дидактический материал представлен в виде игровых упражнений и занимательных заданий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект непрерывной образовательной деятельности»
Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку
организации непрерывной образовательной деятельности с детьми
дошкольного возраста
«Мой край родной- люблю тебя, горжусь тобою»
среди педагогических работниковдошкольных образовательных
учреждений
КОД______
Номинация: «Саратовский край»
Тема: «Из далека долго течет река Волга»
Подготовила:
Чикунова Лидия Анатольевна
учитель-дефектолог
МАДОУ детский сад№5
Балаково 2019
Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку
организации непрерывной образовательной деятельности с детьми
дошкольного возраста
«Мой край родной- люблю тебя, горжусь тобою»
среди педагогических работниковдошкольных образовательных
учреждений
КОД______
Номинация: «Саратовский край»
Тема: «Из далека долго течет река Волга»
Балаково 2019
Тема: «Из далека долго течет река Волга»
Цель: Расширение представлений детей о природе родного края
Задачи:
Коррекционногоразвития:
развивать познавательную активность и любознательность при изучении истории родного края;
способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коррекционногообучения:
расширять представления об истории, флоре и фауне родного края, о труде людей
формировать понятие Родины как места, где человек родился; о том, что природные богатства дают возможность человеку улучшить свою жизнь; человек своим трудом может украшать землю, а может и губить;
развитие зрительного восприятия.умение отгадывать загадки,
развитие комбинаторных способностей
Коррекционноговоспитания:
воспитывать чувство ответственности за свою «малую Родину»;
воспитывать уважение к людям труда;
формировать навыки правильного поведения в природе.
Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов:
Рассматривание глобуса и карты России и Саратовской области; чтение отрывка рассказа «река Волга»; заучивание стихотворения Н.А. Некрасова «о Волге»; рассматривание альбомов «Рыбы», беседа о городах Саратовской области; рассматривание книги «Волга труженица».
Планируемые результаты: принимает активное участие в выполнении заданий, проявляет интерес к опытно-экспериментальной деятельности, умеет отгадывать описательные загадки, выделяет заданный объект среди наложенных контуров, имеет конструктивные навыки, эмоционально – положительно реагирует на происходящие события.
Материалы и оборудование: изображение капельки воды, оборудование для опыта по очищению воды: вата, уголь, воронка, фильтровальная бумага; карточки с изображением наложенных контуров речных рыб, картинка с изображением истока Волги, ролик о работе Саратовской ГЭС, смайлики для рефлексии.
Мотивация деятельности (включение детей в образовательную деятельность).
Педагог предлагает детям прислушаться. Слышится звук капающей воды.
- Ребята, посмотрите, к нам в гости заглянул необычный гость. Это маленькая капелька. Но что-то она невеселая, мутная, вся в жирных пятнах. Что же случилось? Оказывается это капелька из нашей реки Волги. Маленькая капелька вместе с водами Волги начала свое путешествие от истока великой реки до Каспийского моря, куда она впадает. Но во время путешествия случилась неприятность. Какой-то водитель помыл машину, и в воду попало масло, кто-то набросал в воду мусор. Как же нам помочь капельке, и снова сделать ее чистой и прозрачной.
2 .Основной этап.
Активные методы обучения.Опытно экспериментальная деятельность
- Посмотрите у меня банка с волжской водой. Вода в банке мутная, грязная, масло плавает на ее поверхности.
- Можно ли очистить такую воду?
- Как это можно сделать?
- Я предлагаю вам изготовить фильтры:
- самый простой: вырезать круг из фильтровальной бумаги и вложить его в воронку;насыпать туда же уголь и положить сложенную в несколько раз вату.
Дети выполняют очистку воды. Педагог обращает внимание, что с каждым разом качество воды улучшается.
- Видите ребята,как трудно очищать воду от грязи, масла, она не сразу становится чистой. Представьте, как плохо живется речным обитателям в грязной воде.
Волжская вода – наше богатство, которое надо беречь. Вот и стала наша капелька снова прозрачной и чистой.
- Я предлагаю вам отправиться вместе с капелькой в путешествие по Волге по нашей Саратовской области. Но прежде, чем мы отправимся, послушайте мой рассказ.
Реку часто называют Волгой – Матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей. А почему её так называют, мы сегодня узнаем.
Когда-то давным-давно, когда на Земле ещё жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности зародилась огромная река Волга.
Но только тогда древние люди называли её по-другому, и названий было несколько. Одни народы называли её «Ра», что означает «щедрая». А щедрая — что означает? (добрая, всё отдающая). А другие народы называли её «Итиль», что означает Река — рек — самая главная, самая полноводная, самая могучая, самая широкая. А третьи прозвали Волгой, что означает «Светлая». И действительно, эта река очень длинная. Река широкая и полноводная, потому что у Волги много помощников – притоков, больших и маленьких речек, которые несут в неё свои воды.
Пальчиковая гимнастика
Ключик, ключик, родничок, (стучать кулачками)
Чистая волна.
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьет со дна.
И бежит, бежит ручей (волнообразные движения рукой)
Мимо кочек, мимо пней.
Превращаясь в речку.
В те далёкие времена вода была тихая, прозрачная и светлая. Поэтому в ней водилось много рыбы, да такой вкусной и редкостной, какой в заморских краях и не видывали. В водах Волге и сейчас водится много рыбы. И я предлагаю вам вспомнить название речных рыб и отыскать их на картинке.
Активные методы обучения .Дидактическая игра «Угадай и найди».
Детям предлагаются картинки с наложенными контурами речных рыб. Педагог загадывает детям загадки. Дети должны угадать и обвести отгадку на своих картинках.
Загадки.
На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом.)
Вот стайка рыбок замерла, У мелочи одна наука, Сверкнув глазами приплыла Скорее в тину! Это…… щука.
Краснопер, полосат, гроза любой реки,
В страхе разбегаются от него мальки,
Ох не любит котелок.
Этот шустрый ……окунек.
Он колючий, но не еж,
А речная рыба…. Ерш.
Скажем про него одно
Из песчинок любит дно,
Иль не любит,
Он чудак, это рыба…судак.
Мы не умеем говорить,
об этом лучше не проси
в воде спокойно любим жить
мы волжские рыбы… лещи.
-Волга нам щедро дарит свои рыбные богатства, но относиться к ним надо бережно!
5. Динамическая пауза
Волга – река (волнообразные движения руками),
Ты бежишь из далека (соединить руки перед грудью),
Твои воды глубоки (нагнуться, достать кончиками пальцев рук пол),
Твои воды широки (развести руки в стороны),
Берега твои скалисты (соединить пальцы вытянутых рук над головой),
И покаты, и холмисты (поочередно опустить руки вниз).
- Как вы думаете почему Волгу называют великой? (ответы детей)
- По берегам реки издавна селились люди, так возникали города, так возник и наш город на реке Волге.
- Как называется наш город, в котором мы живем? (ответы детей)
- Кто может назвать свой адрес? ( ответы детей)
- Вот видите дети, сколько в нашем городе улиц? (ответы детей)
- Как можно назвать людей живущих в Балакове? ( ответы детей)
- Дети, какие вы знаете города на Волге в нашей Саратовской области? Хвалынск, Балаково, Вольск, Маркс, Энгельс, Саратов.
-Раз мы живем на Волге, то нас всех можно назвать волжане. А наш край Поволжье.
По нашей Саратовской области Волга течет с севера на юг на протяжении многих километров. Много городов и селений раскинулись по берегам реки. Разные народы живут на берегах этой великой реки: русские, татары, чуваши, удмурты, мордва, марийцы и многие другие. Все живут дружно, трудятся на заводах и фабриках, делают автомобили и речные суда.
-Ребята, у каждого города есть свой герб. Посмотрите на гербы городов Саратовской области. Что на них изображено? Найдите Герб нашего города. Что на нем изображено? Найдите герб города Саратова. Что мы можемувидеть на изображении герба? Посмотрите на изображения гербов других городов Саратовской области (слайды презентации).
Чем они похожи? (На всех есть изображение герба Саратова, на всех на всех есть синий цвет говорящий, что все они находятся на Волге). Правильно, потому, что город Саратов – главный город нашей области. Это областной центр нашего края.
6. Активные методы обучения. Дидактическая игра «Сложи картинку»Педагог предлагает детям составить изображение герба любого города Саратовской области из фрагментов.
- Волга – главный водный путь России (показать на карте). На некоторых участках Волги построены плотины. Здесь появились гидроэлектростанции, которые, используя энергию воды, вырабатывают электрический ток.
- Вот и внашем городе находится Саратовская Гидроэлектростанция. Педагог предлагает детям посмотреть ролик о работе Саратовской ГЭС
- Вот сколько важных дел у Волги каждый день! Вода её трудится каждую минуту: и возит, и светит, и радует каждого. А на берегах Волги построили заводы и фабрики: делают машины, строят корабли, шьют одежду, обувь. И везде используют воды Волги. Трудится, трудится река день и ночь для людей. Не зря её прозвали Волгой – труженицей.
7. Зрительная гимнастика
Нашим глазам нужно отдохнуть. Выполняем зрительную гимнастику.
Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представим Волгу,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
8. Рефлексивно-корригирующий этап. Вот и закончилось наше необычное путешествие. Но сначала, может быть, мы вспомним, какие задания мы с вами выполняли, что нового узнали? Какое задание было трудно выполнить? Какое задание понравилось выполнять больше всего? Как ты думаешь, что у тебя не получилось и почему?
- Посмотрите, у меня есть разноцветные смайлики. Желтый смайлик обозначает, что мне было интересно и легко выполнять задания. Синий - было интересно, но трудно. Зеленый- мне было скучно и трудно. Выберите смайлик.
- Ребята, пришла пора попрощаться с Капелькой.
- К сожалению, мы должны вернуться с вами обратно в наш родной город. А наша капелька продолжит свое движение с водами Волги дальше.