Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия»
Конспект занятия по дифференциации звуков [Ц]-[Т′]
в слогах, словах, предложениях.
Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [ц] – [т′] и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; коррекция личности ребёнка в целом.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Уточнение произношения звуков [Ц]-[Т′]. Работа с профилями артикуляции.
5. Дифференциация звуков [Ц]-[Т′] в слогах, словах, предложениях.
• Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
а) ца – тя ца – ца – тя б) ать – ац ать – ац – ац
те – цо те – те – цо оц – оть оц – оц – оть
цу – тю цу – тю – тю уть – уц уц – уть – уц
ти – цы ти – цы – цы иц – ить ить – ить – иц
це – те це – те – це еть – ец еть – ец – еть
в) цать цать – цуть – цыть г) тяц тяц – тиц – тюц
цоть цыть – цоть – цеть тёц тёц – тюц – тец
цуть цуть – цать – цоть тюц тиц – тяц – тёц
цыть цеть –цыть – цуть тиц тюц – тец – тиц
цеть цоть –цеть –цать тец тец – тёц – тяц
• Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
1)Я видел птенцов цапли. Ты... Он...Она... Мы... Вы... Они...
Я надену в пятницу цветное платьице.
Я поливаю перец в теплице.
Я вытираю лицо полотенцем.
• Повтори, прочитай предложения, чистоговорки.
• Составь предложения по образцу с данными словами. Пример: Телёнок, пить – Телёнок не пьёт, ему не пьётся.
Птенец, летать Котёнок, играть
Птица, петь Дети, спать
• Повторяй скороговорки И. Сухина.
Птенец у птицы - умница.
Эта покупательница - любительница пиццы.
В темнице на цепи боец:
- Отцепите цепь, отцепите!
У нанайца отец - нанаец, у китайца отец - китаец.
Занятие 27.
Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ц]
в словах, слогах, предложениях.
Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [с] – [ц] и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; коррекция личности ребёнка в целом
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Уточнение произношения звука [с]-[ц].
Работа с профилями артикуляции.
5. Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях.
Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.
а) са–ца ца–ца–са б) ац–ас ас–ац–ац
цо–со со–со–цо оц–ос оц–оц–ос
цу–су цу–су–су ус–уц ус–уц–ус
сы–цы сы–цы–сы ис–иц ис–ис–иц
сэ–це це–сэ–це ец–ее ец–ее–ец
в) сац сац–суц–сыц г) цас цас–цос–цус
соц соц–сэц–сац цос цос–цус–цыс
суц суц–сац–сэц цус цус–цыс–цес
сыц сыц–соц–суц цыс цыс–цес–цас
сэц сэц–сыц–соц цес цес–цас–цос
• Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
• Прочитайте слова-родственники. Составь с каждым словом предложение.
ГОСТЬ СПЕЦИАЛЬный ЦАРЬ
ГОСТЬя СПЕЦИАЛЬно ЦАРица
ГОСТить СПЕЦИАЛЬность ЦАРство
ГОСТинец СПЕЦИАЛист ЦАРствовать
ГОСТиница СПЕЦИАЛистка ЦАРский
• Выучи скороговорки.
Орёл — царь-птица, а сокола боится.
Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.
Сеня ест хлебец с сальцем, а Соня с маслицем.
• «Он — она».
писатель — писательница спутник — спутница
воспитатель — ... первоклассник — ...
всадник—... ровесник—...
странник — ... скромник — ...
красавец — ... мастер — ...
• Выучи стихотворение.
Сорванцы
Однажды на концерте Сидели сорванцы,
Со свистом и со смаком
Сосали леденцы. Э. Огнецвет
Занятие 28.
Конспект занятия по дифференциации звуков [Ц]-[С]-[З]
в слогах, в словах, предложениях.
Цель: закрепление знаний о механизме образования звуков [ц]-[с]-[з] и их артикуляционных особенностях; совершенствование навыка использования звуков в речевом материале; уточнение и закрепление произносительной дифференцировки фонем; развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания; упражнение в определении наличия звука в слогах, словах; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; коррекция личности ребёнка в целом
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели занятия.
3. Артикуляционные упражнения.
Повторение и закрепление артикуляционных упражнений, отработанных на предыдущих занятиях.
4. Уточнение произношения звуков [ц]-[с]-[з].
Работа с профилями артикуляции.
5. Дифференциация звуков [Ц]-[С] - [З] в слогах, словах, предложениях.
• Повтори, прочитай цепочки слогов.
за—за—ца са—за—ца сва—зва—цва
цо—цо—зо зо—со—цо змы—смы—цмы
зу—цу—зу цу—зу—су цно—сно—зно
цы—зы—цы зы—цы—сы слу—цлу—злу
• Повтори, прочитай слова.
заяц кавказец зацепка сигнализация
кузнец мизинец безделица заусеница
близнец незнакомец разница самозванец
образец француз заграница знаменосец
• « Назови ласково ».
здание — зданьице каша — кашица
зеркало — ... кожа—...
задание — ... лужа — ...
озеро — ... украшение — ...
• Повтори, прочитай предложения.
Лисицы охотятся на зайцев.
На улице завыла сигнализация.
У Зины от солнца слезятся глаза.
Модница носит кольцо на мизинце.
У соседки родились близнецы.
Свете сегодня нездоровится.
У сестрицы много заусениц на пальцах.
Детям нельзя разговаривать с незнакомцами на улице.
• Изменяй предложения.
Я зажмурю глаза от солнца. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...
Я познакомлюсь с соседом в поезде.
Я посажу шесть саженцев берёзы.
Я съездил во Францию и Турцию.
• Выучи скороговорку.
Все обезьяны — такие проказницы: Громко смеются и весело дразнятся.
По Л.Парамоновой
• Продолжи предложение по образцу.
У Сони серые глаза — она сероглазая.
У Зои зелёные глаза — она ...
У Сани светлые волосы — он ...
У Кузьмы рыжие волосы — он ...
У Лизы круглое лицо — она ...
У слона толстая кожа — он ...
У зайца короткий хвост — он ...
• Прочитай, повтори слова. Назови всё одним-двумя словами.
Пример:двойка, пятёрка, единица — оценки.
стрекоза, оса, гусеница — ...
цапля, зяблик, синица — ...
нарцисс, гладиолус, роза — ...
сыроежка, подберёзовик, подосиновик— ...
кукуруза, лиственница, пшеница — ...
заяц, лисица, лось — ...
маслёнка, супница, блюдце — ...
скрипка, саксофон, гусли — ...
грузовик, самолёт, мотоцикл — ...
дзюдо, бокс, теннис — ...
певец, сапожник, кузнец— ...
Слова:насекомые, дикие птицы, садовые цветы, съедобные грибы, растения, звери, посуда, музыкальные инструменты, транспорт, виды спорта, профессии.
• На каких языках говорят в разных странах? Продолжи предложение по образцу.