Систематизировать и расширить знания детей о природе;
Закрепить знания о временах года, некоторых их признаках;
Обобщить знания о растениях, птицах, животных, насекомых;
Формировать у детей чувство гордости за то, что люди нашей родной земли берегут и охраняют заповедные уголки природы;
Развивать творческие способности детей.
Оборудование : картинки с изображением времен года, птиц, лекарственных и ядовитых растений, картинка с изображением леса, игрушки диких и домашних животных, бумага, краски, мяч, глобус.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания детей о временах года, о растениях, птицах, животных.
Развивающие:продолжать развивать воображение, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»: Формировать дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать стремление выражать своё отношение к окружающему миру. Формировать умение решать поставленную задачу.
«Речевое развитие»: Владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
«Художественно-эстетическое развитие»: учить детей передавать образы.
«Физическое развитие»: Продолжать формировать крупную моторику рук, правильную осанку во время занятия. Снять мышечное напряжение.
Предварительная работа:
«Речевое развитие»: Чтение художественных произведений и животных и птицах автора Е. Чарушина
«Социально - коммуникативное развитие»: Игра «Угадай птицу», «Деревья и кустарники»
Методы и приемы:игровой – путешествие по станциям, использование загадок; словесный – беседы, вопросы, уточнения, выводы; практический – игра «Деревья и кустарники», «Угадай птицу»; наглядные – наблюдение и рассматривание картин.
Ход занятия.
Ребята, сегодня у нас гости . Давайте поздороваемся и больше отвлекаться не будем.
Сегодня придя в детский сад на пороге нашей группы я нашла письмо. Прочитаем его?
Ребята! Эколята- защитники природы приготовили вам сюрприз. Хотите узнать какой?
«Ребята ,мы прислали вам интересный цветок. Каждый лепесток это какое- то задание, которое нужно выполнить. Собрав цветок, вы узнаете , какой сюрприз мы вам приготовили.»
Ребята ,вы готовы ?
Ну что посмотрим Первый лепесток. «Времена года» На ней мы поговорим о временах года.
Назовите их.(зима, весна, лето, осень)
- А какое сейчас время года?
- Назовите признаки весны.
- Назовите приметы лета, осени, зимы.
- Справились с заданием.
Второй лепесток Здесь мы поиграем в игру« Угадай птицу по описанию».
1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке – красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (Дятел)
2. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху на крыльях – белая полоска, под шейкой большое чёрное пятно. Совсем, как бант или широкий галстук. (Воробей)
3. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и груди длинный серый галстук. Спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка жёлтая, будто она в жёлтую жилетку нарядилась. (Синичка)
4. Сверху они чёрные, только под самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (Ласточка)
- Молодцы, узнали всех птиц, теперь возьмем следующий лепесток.
Третий лепесток «Эколята предлагают ответить на интересные вопросы».
1.Как называют птиц которые улетают в теплые края?( перелетные)
2. Сколько ног у паука? (8)
3. какое дерево имеет белый ствол? ( береза)
4. Какое растение помогает вылечить рану?( подорожник)
5. Время года когда просыпается природа? ( весеа)
6. Кто спит вниз головой? ( летучая мышь)
7. На каком дереве растут желуди?( дуб)
8. Как называют птиц которые остаются на зиму? ( зимующие)
9. Птица с красной грудкой ( снегирь)
10. Когда поспевает земляника ( летом)
11. Как называется жилище медведя ( берлога)
12. Из чего делают бумагу(дерева)
Восп. Молодцы ребята вы многое знаете.
Четвертый лепесток мы поиграем в игру «Живая и неживая природа». Давайте разделимся на две команды. Одна будет выбирать картинки с изображением живой природы, а другая с неживой.
Пятый лепесток мы поиграем в игру «Деревья и кустарники».
- Назовите мне деревья.
Назовите кустарники
- Молодцы, много назвали деревьев и кустарников, целый лес получится.
- А какие виды леса вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный).
Физкультминутка
Во дворе стоит сосна, ( стоя на одной ноге)
К небу тянется она. (потягиваемся- руки верх)
Тополь вырос рядом с ней, (встаем на другую ногу)
Быть он хочет подлинней ,( потягиваемся- руки верх)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал .(наклоны корпуса вперед- назад)
Ветки гнутся взад- вперед,
Ветер их качает гнет .( рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать,
Раз , два, три, четыре , пять. ( приседания)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.( садимся на места)
Шестойлепесток Ребята, некрасив лес без цветов. А давайте их нарисуем. А рисовать мы будем весенние цветы: одуванчики.
Молодцы, дети, красивые цветы вы нарисовали.
Седьмой лепесток «Береги природу».
- В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детёнышей, выпускали рыбу с игрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению не все люди в наше время соблюдают эти добрые традиции. Вырубают леса, уничтожают животный мир. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
- Как это происходит? (Люди создают заповедники, существует Красная книга).
- Скажите, что такое заповедник?
- Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповедниках охраняется все: трава, птицы, грибы, рыбы, все животное.
- У нас в Мордовии есть заповедник имени П.Г.Смидовича и национальный парк «Смольный». Там много редких животных, растений (зубры, бобры, олени, первоцветы, орхидеи, редкие виды птиц и т.д.).
- Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? – Правильно, охранять природу нужно в любом месте.
- Давайте вспомним правила охраны природы.
1. Не рвать цветы.
2. Не кричать, не включать громко музыку.
3. Не разорять птичьи гнёзда.
4. Не мусорить.
5. Не разорять муравейники.
6. Не разводить костры.
7.Не обижать животных.
8. Не ломать деревья.
9. Не разрушать грибницы.
Вот мы и собрали все лепестки цветка. Как называется цветок? ( цветик- семицветик)
Ребята, здесь еще один конверт. « Ребята, вы большие молодцы! Вы собрали весь волшебный цветок цветик –семицветик. Вы справились со всеми заданиями. Вы многое знаете и умеете. И мы дарим вам раскраски , надеемся они вам очень понравятся»
Список использованной литературы:
1. Вахрушев, А. А., Кочемасова, Е. Е., Акимова, Ю. А., Белова, И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей — М.: Баласс, 2006. - 304с.
2. Горькова, Л. Г., Кочергина, А. В., Обухова, Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 240с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
3. Морозова, И. А., Пушкарёва, М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 — 6 лет с ЗПР. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозаика — Синтез, 2007. - 160с.
4. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 656с.
5. Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.