развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, восприятие, тонкую и общую моторику, выразительность движений и мимики,
развивать тактильно-кинетическую чувствительность. Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия. Оборудование: имволы гласного, согласного (твердого, мягкого, звонкого, глухого) звука, символы разного положения губ, языка, воздушной струи, массажный шарик «Су-Джок», настольная игра «Зоопарк» с пластмассовыми игрушками зебры, жирафа, тигра, гепарда, носорога, льва, бегемота, слона.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Логопед встречает ребёнка в кабинете словами:
Ты пришёл ко мне играть, Слушать, думать, размышлять. Потянись руками вверх, Посмотри направо, Опусти ладошки вниз И тихонечко садись
2.Сообщение темы занятия.Логопед сообщает малышу, что на сегодняшнем занятии они будут продолжать правильно и красиво произносить звук [р] в словах, словосочетаниях, фразах. 3.Уточнение правильной артикуляции при произнесении звука [Р]. Логопед:"Выбери карточки-символы, которые показывают, как правильно произносить звук [р]".Ребёнок выбирает карточки и кладёт их перед собой.Логопед просит уточнить: "каким должен быть язычок при правильном произношении звука [р]"?(Широким)."Что должен делать ротик?"(Улыбаться)."Какой должна быть воздушная струя?"(Сильной, холодной). 4.Характеристика звука [Р]. Логопед просит дать характеристику звука [р]. Ребёнок выбирает карточки, кладёт их перед собой и комментирует свои действия: "Звук [р]-согласный, бывает твёрдый и мягкий, всегда звонкий. 5.Изолированное произнесение звука с помощью Су-Джок тренажёра. Логопед просит взять в руки массажный шарик и катая его по каждому пальчику, изолированно, повторяя за логопедом интонацию, произнести красиво звук [р]. (Громко, тихо, кратко, длительно). 6.Игра «Зоопарк». Логопед:"Посмотри на игровое поле и назови место, куда мы попали". Ребёнок читает «Зоопарк», отвечает:«Мы попали в зоопарк». Логопед просит взять из коробочки только тех животных, которые живут в жарких странах, расставить их друг за другом на дорожке, и поиграть в Игру «Посчитай». (Нужно назвать животных по порядку).Ребёнок считает: "Зебра первая, слон второй, тигр третий, жираф четвёртый, гепард пятый, носорог шестой, лев седьмой, бегемот восьмой" 7. Игра «Кто где стоит?» Логопед:"Где стоит слон?" (Слон стоит между зеброй и тигром)"За кем стоит носорог?" (Носорог стоит за гепардом) Логопед продолжает задавать вопросы, уточняя кто где стоит,обогащая словарь ребёнка простыми и сложными предлогами, наречиями.(Между, перед, за; впереди, сзади) 8. Игра «1-2 -5 -9». На закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже. Логопед просит посчитать по схеме «1-2 -5 -9»."Огромный носорог".Ребёнок считает по схеме.("один огромный носорог, два огромных носорога, пять огромных носорогов, девять огромных носорогов") Так же считает: грозный тигр,красивая зебра. 9. Игра «Измени».(Спряжение в настоящем времени). Логопед просит глядя на карточки-символы изменить фразу:" Кормить красивую зебру" Ребёнок, глядя на карточки- символы, спрягает: "Я кормлю красивую зебру. Ты кормишь красивую зебру."
Он… Она… Они… Мы… Вы…
10. Игра «Объясни словечко». Логопед просит малыша объяснить значение слова:длинношеее, горбатое, полосатое, пятнистое. Ребёнок подробно объясняет, что:" Длинношеее животное- это то, у которого длинная шея. Это жираф".И так далее. 11. Развитие фонематического слуха. Логопед:"Убери в коробку только тех животных в названиях которых есть звук [Р]". Ребёнок убирает зебру, тигра, жирафа, гепарда, носорога.Льва, слона, бегемота оставляет на месте. 12. Физкультурная минутка. Логопед просит изобразить с помощью рук, различных движений и мимики животных (жирафа, зебру, крокодила, тигра, носорога). 13.Игра с песком. Логопед:"Назови место, где живут животные о которых мы с тобой говорим". Ребёнок:"Все эти животные живут в Африке". Логопед:"В Африке много песка, давай и мы поиграем с песком". (Ребёнок трогает песок ладошками, пропускает его через пальцы, пересыпает…) Логопед:А теперь задания:1."Расставь вверху нашей пустыни травоядных, а внизу хищных животных. Объясни, почему они так называются". Ребёнок выполняет и объясняет: "Я поставил вверху зебру, потому что она травоядное животное, она питается травой".И так со всеми животными из коробочки. 2."Назови первый и последний звук в словах, запиши количество слогов на песке". Ребёнок называет первый и последний звук, а затем пальцем рисует слева направо полоски на песке, соответствующие количеству слогов в слове. 3."Составь предложения о животных, запиши схемы предложений". (С предлогом и без предлога).Ребёнок составляет предложения, типа:"Зебра питается травой. Зебра легла на траву".Чертит пальцем схему предложения из 3 и 4 слов. Анализирует их. (Какое первое слово, последнее слово, слово предлог…) 14. Игра «Прятки» Логопед просит спрятать-закопать животных по инструкции и прокомментировать свои действия. Логопед:"Спрячь тигра в верхнем, правом углу". Ребёнок прячет игрушку, закапывая её песком, и уточняет:"Я прячу тигра в верхнем, правом углу".И так с четырьмя игрушками. 15. Игра «Следы на песке».Логопед просит ладонями и пальцами изобразить следы животных.(Ребёнок фантазируя изображает следы). 16.Игра «Вспомни». Логопед предлагает ребёнку вспомнить куда он спрятал игрушки и проверить, правильно ли он сказал. Ребёнок говорит: «Я спрятал зебру в верхнем, правом углу». Затем откапывает игрушку, проверяя свои слова. 17. Итог занятия.Логопед просит сказать ребёнка своё мнение о занятии: что понравилось, что вызвало трудности, какой звук мы закрепляли на протяжении всего занятия. Затем логопед благодарит и хвалит малыша.