Тема урока: Домашние животные, их роль в жизни человека.
Задачи урока: Продолжать знакомить детей с домашними животными и их потомством; познакомить с характерными признаками каждого животного; развивать память, внимание, речь; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: запомнить домашних животных и их отличительные особенности; уметь объяснить для чего они нужны человеку.
Оборудование: иллюстрации животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Речевая зарядка. (позволяет сконцентрировать внимание детей)
Кошка серая гуляет (язык влево, вправо)
Сладко, сладко так зевает (широко отрыт рот)
Молоко она лакает (язык высунуть, затем убрать)
Кошка губки облизала (облизать губы)
Кошка зубки показала (улыбнуться)
И «СПА-СИ-БО» нам сказала»(сказать «Спасибо»)
II. Активизация знаний.
Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы урока
Если правильно загадку угадаем
Тему новую урока мы узнаем.
Загадка.
Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)
Корова это домашнее или дикое животное? (домашнее). Правильно, сегодня мы поговорим о домашних животных, их потомстве и выясним какую роль они играют в жизни человека.
III. Изучение нового материала.
На доске висят иллюстрации с изображением домашних и диких животных. К доске вызываются два учащихся, которые делят рисунки на две группы: домашние и дикие. После дети с учителем делают проверку.
С давних времён люди учились охотиться на животных. Со временем они стали их приручать и разводить в своём хозяйстве. Домашние животные живут рядом с человеком в специально построенных помещениях (сарае, хлеву, конюшне, свинарнике, будке).
Домашних животных можно разделить на группы. Давайте перечислим представителей каждой группы и назовём их отличительные особенности.
- Фермерские животные (свиньи, коровы, овцы, бараны, быки, лошади, кошки, собаки).
- Часть животных (сельскохозяйственные) приносят выгоду человеку, являясь источником пищи. А остальные полезны тем, что помогают перевозить грузы и охраняют имущество хозяина.
- Домашние птицы (гуси, куры, индюки, перепёлки, утки, попугаи, канарейки). Рядом с человеком живут два вида птиц, одних выращивают в качестве еды, они живут в специально оборудованных сараях.
- Другие приносят эстетическое удовольствие и живут в клетках, которые размещаются внутри дома.
- Домашние рыбы (гуппи, дискус, макропод, золотая рыбка, скалярия, неон, сомик, дисхлида).
- Разнообразие аквариумных рыбок огромен. Они бывают разных размеров и цветов. Хозяева выбирают себе питомцев в зависимости от того какого размера аквариум.
- Домашние насекомые (тараканы, пауки).
- Экзотическое увлечение, которое не требует каждодневного ухода. Кормить необходимо сверчками или другими мелкими мошками. Молодые особи едят два раза в неделю, а постарше один раз в десять дней. Живут в террариумах.
Какие продукты питания дают нам домашние животные? (мясо, сало, молоко, яйца).
Что ещё получают от домашних животных? (шерсть, кожу, перо, пух).
Корова считается кормилицей в семье, так как она даёт мясо и молоко. Какие продукты изготавливают из молока? (сыр, творог, сметана, кефир, брынза).
Овца даёт мясо, шерсть, из которой вяжут очень тёплые вещи и шкуру для шуб и дублёнок. Куры дают человеку мясо, яйца, перо. Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые кофты, носочки, одеяла.
Объясните пословицу «Мы в ответе за того, кого приручили». Если человек заводит себе животное, то он обязан ухаживать за ним, кормить, поить, следить за чистотой в жилище питомца.
Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. Давайте сыграем в игру «Отгадай детёныша». Учитель называет животного дети – детёнышей. (Свинья – поросята; корова – телята; гусь – гусята; лошадь – жеребята; овца – ягнята; курица – цыплята).
IV. Физминутка
Вы со мной знакомы близко. (идут по кругу на носочках, крадучись)
Я приветливая киска. (держа согнутые руки перед грудью)
Кверху — кисточки на ушках, (останавливаются, встают лицом в круг)
Когти спрятаны в подушках. (делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (вновь идут по кругу крадучись)
Понапрасну не обижу. (опять останавливаются, встают лицом в круг)
Но дразнить меня опасно —
Я царапаюсь ужасно. (показывают «когти»)
V. Закрепление изученного материала.
Задаются вопросы по пройденному материалу:
- Про каких животных мы сегодня поговорили?
- На какие группы делятся домашние животные?
- Какие продукты питания они нам дают?
- Для чего ещё выращивают домашних животных?
- В какое время года у домашних животных появляется потомство?
VI. Подведение итогов урока.
Поблагодарить детей за урок. Выставить оценки.
VII. Домашнее задание.
Составить рассказ о своём домашнем питомце.