Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков.
Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте).
Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью.
Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.
Развивать ориентировку в пространстве, зрительное внимание, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Коррекция личности ребенка в целом.
Воспитание самостоятельности при выборе предметных картинок.
Оборудование: зеркало, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, пеналы, сигнальные круги, авторские игры № 45 «Матрешки», № 35 «Солнышко», логопедическая тетрадь, карандаши.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Упр. «Качели» под счет 1-5,
Упр. «Лопаточка» под счет 1-3,
Упр. «Чашечка» под счет 1-3,
Упр. «Кошка сердится» под счет 1-5,
Упр. «Маляр» под счет 1-5,
Упр. «Лошадка» под счет 1-3.
1.2. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Упр. № 1 «Ладошки», упр. № 2 «Погончики»
1.3. Упражнение по развитию кинестетической основы движений рук № 20 стр.28 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.
5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально кисть левой (правой) руки.
10. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.
11. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать.
2. Объявление темы занятия.
Попеременное произнесение С-Ш, Ш-С. Внимательно вслушайся и определи, какой звук свистящий, а какой шипящий.
3. Упражнение № 48 стр.113 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Цель: Развивать фонематический слух, внимание. Упражнять повторять ряды слогов на одном плавном выдохе, следить за правильностью и четкостью артикуляции.
СА – ША
СЫ – ШИ
СЭ – ШЕ
СО – ШО
СУ – ШУ
СА – ША – СА
СЫ – ШИ – СЫ
СЭ – ШЕ – СЭ
СО – ШО – СО
СУ – ШУ – СУ
ША – СА
ШИ – СЫ
ШЕ – СЭ
ШО – СО
ШУ – СУ
СА – ША – ША
СЫ – ШИ – ШИ
СЭ – ШЕ – ШЕ
СО – ШО – ШО
СУ – ШУ – ШУ
4. Упражнение № 49 стр.113 «Четко выделяй звуки (Ш), (С)» Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Цель: Учить произносить два слова на одном равномерном, плавном выдохе, следить за правильностью, четкостью артикуляции. Продолжать развивать слуховое внимание, память.
ША-СА
ШО-СО
ШУ-СУ
ШАПКА-САЙКА
РЕШАТЬ-ПИСАТЬ
МЕШАТЬ-ПИСАТЬ
ШАЛУН-САЛЮТ
МЕШОК-ЛЕСОК
ПУШОК-КУСОК
ВЕРШОК-ПЕСОК
МЫШОНОК-СПРОСОНОК
ШУТКИ-СУТКИ
ШУМНО-СУМКА
ПИШУ-НЕСУ
ПАШУ-ПАСУ
5. Упражнение № 54 стр.113 «Игра со словами-паронимами» Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Упражнять в ориентировке в пространстве (на панно, фланелеграфе).
Материал: фланелеграф, 20 матрешек разной высоты. В матрешки вставлены предметные картинки со звуком (С) и (Ш) и в 4-х матрешках вставлены предметные картинки без заданных звуков.
Инструкция: В гости пришли две куклы, одну звать Соня, а другую – Шура. И сегодня для них мы построим матрешек. При выборе для куклы Сони выбираем те матрешки, в которых вставлены предметные картинки со звуком (С) в середине слова. Строим в порядке убывания (от самой высокой к самой низкой). Для куклы Шуры выбираем матрешки со звуком (Ш). лишние матрешки отложить в сторону (строим на фланелеграфе (С) – для Сони в верхней части фланелеграфа, для Шуры (Ш) – в нижней части).
7. Авторская игра № 35 «Солнышко» Практический материал для развития фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-7 лет.
Цель:
Дифференциация звуков (С-Ш) в словах.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать конструктивный праксис, ориентировку в пространстве.
Материал: лучи солнца – 20 штук, в них вставлены предметные картинки со звуком (Ш) и (С) в начале слова и 4 луча с картинками без этих звуков.
Инструкция: Для наших гостей (кукол) собираем два волшебных солнышка. Для куклы Сони в правом нижнем углу фланелеграфа, а для Шуры – в левом. Лишние лучики отложить в сторону.
8. Упражнение № 55 стр.133 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Инструкция: Исправлять ошибки и повторять правильно.
Положим в плошку … (каску),
Надевал пожарный … (кашку),
Сочинял писатель … (башню),
Рисовал художник … (басню),
Сладко спит в берлоге … (миска),
На столе с салатом … (мишка),
В поле землю я … (пасу),
На лугах коров … (пашу),
На лицо надета … (Машка),
Имя нашей кошки … (маска),
Как нам хочется … (шуметь),
Спать спокойно, не …(суметь)
9. Игровое упражнение «Я-ТЫ-ОН-ОНА-МЫ-ВЫ-ОНИ» Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Цель: Спряжение в настоящем времени.
Спешить в лес за сосновыми шишками.
Я спешу в лес за сосновыми шишками
ТЫ спешишь в лес за сосновыми шишками
ОН спешит в лес за сосновыми шишками
ОНА спешит в лес за сосновыми шишками
МЫ спешим в лес за сосновыми шишками
ВЫ спешите в лес за сосновыми шишками
ОНИ спешат в лес за сосновыми шишками
10. Игровое упражнение № 53 стр.113 «Раздели слова на части» Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Цель: Продолжать учить детей выкладывать из полосок (частей) слово, разделив его на части (работа за столом).