Просмотр содержимого документа
««Дифференциация согласных Т-Д в слогах, словах, словосочетаниях».»
Тема: «Дифференциация согласных Т-Д в слогах, словах, словосочетаниях».
Цельзанятия: совершенствовать умение дифференцировать Д – Т.
Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
развивать слуховое внимание и память;
совершенствовать умение дифференцировать согласные фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, с опорой на зрительные, слуховые анализаторы;
наблюдать в сравнении графическое изображение парных согласных Д-Т с опорой на тактильные ощущения,
развивать звуко-слоговой анализ и синтез,
формировать навык правильного построения предложений с опорой на схему,
учить детей адекватному использованию самостоятельной речи.
Воспитательная задача:
воспитывать в детях доброжелательное и вежливое отношение друг к другу и к окружающим людям.
Оборудование: цифровые линейки, звоночки, буквы Т-Д, картинки (удочка, уточка), артикуляционные профили, прописные буквы Т-Д, схемы слов, буквы с шершавой поверхностью, словари;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Прежде чем начать занятие мы должны подготовить речевое дыхание, артикуляционный аппарат к чёткой правильной речи и к лучшей подвижности речевого аппарата.
2. Упражнения для развития дыхания
А) Итак, встать прямо, сделать выдох, а затем вдох и начать
выдох на звуке Ф. Следите за тем, чтобы не надувать
щеки, — выдыхаемая струя выходит только через щель,
образованную зубами и нижней губой. Вдох необходимо
делать носом. Губы при вдохе должны быть сомкнуты.
Упражнение проделать 3—4 раза подряд, следить, чтобы
выдох длился не меньше 8—10 единиц счета. Повторять
Б) Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить
несколько раз подряд звук Т. Грудную клетку не
сжимать, должны хорошо работает язычок.
В) На слоговых сочетаниях Д А — ДА — Д А — ДА— Д А с
добором дыхания после пяти слогов менять направление
головы: перед собой — направо — налево — вниз — вверх,
как бы посылая фразу партнерам, которые находятся в
разных местах Следить, чтобы голос звучал свободно,
независимо от места партнера; искать и запомнить удобное,
без напряжения, звучание голоса. В слоговых сочетаниях
делать ударения на последнем слоге: Д А — ДА — Д А —
ДА— Д А
- На какие две группы делятся все звуки? (гласные, согласные)
Чем отличаются гласные от согласных?
Я вам сейчас прочитаю загадки, а вы отгадайте их.
3. Развитие логического мышления.
«Отгадай загадки»
1) Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в воде. (Удочка)
2) Пёстрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Уточка)
(На доску вывешивается картинки, уточка – удочка).
4. Развитие фонематического восприятия
- Скажите одинаковые слова- отгадки назвали или разные
-Чем различаются эти слова? (по значению и звучанию)
-Назовите звуки, которыми различаются слова, обозначающие данные предметы.
(Звуки Д – Т).
-определите место звуков в словах уточка-удочка
и обозначьте на схеме
На доску вывешивается схемы, уточка – удочка.
т
д
Какими звуками различаются данные слова? (Второй звук Т, в слове уточка,
в слове удочка второй звук Д)
На доску вывешивается слова, уточка – удочка.
–Обратите внимание, поменяли одну букву, а изменилось значение слова.
5. Сформулировать тему занятия и записать её в тетрадь.
– Сегодня мы будем учиться на занятии, различать звуки Т-Д в слогах, словах, словосочетаниях.
6. Сравнительная характеристика звуков Т-Д
Цель занятия: будем учиться различать звуки Т-Д на слух и на письме, сравнивать эти звуки по артикуляции и по звучанию.
Давайте сравним эти звуки по артикуляции:
произнесите звуки Т-Д , одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково.)
– Как произносим эти звуки? (Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.)
– Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звукаД? (Дрожит.)
– С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом.)
– А теперь произнесите звук Т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит.)
– Значит, звук произносится без голоса.
– Какой вывод можем сделать?
Вывод:
Звук Д произносится с голосом, он звонкий и обозначается буквой Д на письме и при чтении, а звук Т произносится без голоса, он глухой и обозначается буквой Т на письме и при чтении.
— Чем похожи эти звуки? (Они согласные, парные, имеют два звука (твёрдый и мягкий).
— Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Звуки [Д-Д']— звонкие, Звуки [Т-Т'] – глухие.
Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса и не работают голосовые связки
Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос, и работают голосовые связки
7. Соотнесение звука и буквы
Запоминание образа букв через тактильные ощущения
(на кончиках пальцем находятся нервные окончания, через них идёт импульс в кору головного мозга и таким образом запоминается образ буквы (обвести буквы в воздухе, потом с закрытыми глазами по буквам с шершавой поверхностью)
-чем отличаются звуки от букв (буквы мы видим и читаем, звуки слышим и говорим)
8. Чтение слоговых дорожек со звуками Т-Д
1). Дра-тра-дра
Тры-дры-тры
Дру-тру-дру
Тро-дро-тро
Три-дри –три
9. Развитие фонематического восприятия
На слух определить звуки Т-Д ( с помощью звоночка: если в слове слышим звук –Т, звоночек не звенит, если –Д, звоночек звенит)
Выпиши из орфографического словаря по 1 слову в каждый столбик: с буквой Т; с буквой Д; с буквами Т и Д. (Проверка)
Физминутка
Мы весёлые ребята, (дети шагают)
Раз-два, раз-два.
Руки вверх поднимем дружно,
Опустить теперь их нужно.
Покачаем головой,
Раз-два, раз-два,
Пол достанем мы рукой,
Раз-два, раз-два,
А теперь шагаем вместе,
Выполняй шаги на месте.
13. Звуко-буквенный анализ слова
-используем изографы
- посмотрите внимательно, здесь спряталось слово, давайте разгадаем (слово портфель) - запишите это слово
-определите количество звуков и букв
14. Выполнить упражнения по карточкам, проверить
15. Рассмотри внимательно таблицу:
Д
О
М
О
С
Т
Т
Е
Л
О
Д
К
А
К
О
Т
Р
Я
Д
Ы
Д
В
Е
Р
Ь
Т
Е
С
Т
А
Д
О
М
И
К
Прочитай таблички «про себя». В каждой строчке «спрятались» слова. Подумай, сколько слов в каждой строчке. Найди строчки, в которых 3 слова; 4 слова. Прочитай слова и проанализируй их. Прочитай слова, содержащие оба изучаемых звука.
(Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания.)
16. Определить место звука в словах (используя цифровые дорожки)
Т, ТЬ - стрела, пластинка, стенка, стыдно
Д, ДЬ – неделя, борода, водичка, градусник
- какие гласные смягчают согласные звуки?
Итог занятия
- какие звуки на занятии учились различать?
-чем различаются эти звуки?
-чем похожи?
Какой алгоритм при написании этих звуков будете применять?