kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия по дифференциации с-ш.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дифференциация звуков [с]-[ш]»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Никифоровского района Тамбовской области









Тема «Дифференциация звуков [с]-[ш]»











подготовила

учитель - логопед

Середина Нелли Александровна













р.п. Дмитриевка

2019 г.

Цели занятия:

- Закреплять навыки различения на слух звуков [с]-[ш] и правильного употребления их в речи.

- Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова мышка.

- Формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже.

- Уточнять лексического значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка.

- Обогащать словарный запас за счёт слов –паронимов.

- Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.

- Воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.

Оборудование:

Магнитофон, диск с записью музыки; доска, картинный материал (Бабушка-Загадушка, девочка, мальчик, носки, катушка, солнышко, машина, совок и др.); кузовок; раздаточный материал для составления схем звукового анализа; плакат с кроссвордом; сундук; шкатулка.

Организационный момент

Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.

Логопед. Посмотрите на эти два предмета: справа от меня – сундук, слева – шкатулка. Повторите эти слова за мной.

Дети повторяют.

Скажите чем эти предметы отличаются друг от друга?

Дети. Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок…

Логопед. А в чем их сходство?

Дети. Они похожи на ящик с крышкой. С сундуке и шкатулке что-то хранят.

Логопед обобщает и уточняет значение данных слов (сундук ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка- небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей).

Логопед. Произнесите слово сундук и выделите первый звук.

Дети. С-с-с.

Логопед. Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.

Дети. Ш-ш-ш.

Логопед. Возьмите со стола по одной картинке, назовите изображенный на ней предмет. Если в слове слышится звук [с], то картинку (предмет) положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку. Но прежде чем сесть за столы, расскажите, что вы сделали.

Предполагаемые ответы детей: Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку.

Сообщение темы занятия

Логопед. Какие звуки вы выделяли в своих словах?

Дети. [с]-[ш].

Логопед. Сегодня мы будем различать звуки [с]-[ш] на слух и учиться правильно произносить их.

Актуализация имеющихся знаний у детей

Логопед. Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

Дети. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед. А как работают губы, язык про произнесении звука [ш]?

Дети. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.

Логопед. Что ещё мы можем сказать про эти звуки?

Дети. Эти звуки согласные, глухие.

Логопед. Почему вы так считаете?

Дети. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух выходя изо рта, встречает препятствие.

Логопед. Докажите, что эти звуки глухие.

Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с]-[ш]. Логопед обобщает ответы детей.

Основная часть

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришла… (открывает картинку на доску).

Дети. Бабушка-Загадушка.

Логопед. Она, как всегда, со своим кузовком. Скажите, из какого материала он сделан?

Дети. Из коры дерева или из верхнего слоя коры берёзы.

Логопед. Как вы думаете что у неё в кузовке?

Дети. Там могут быть игрушки, загадки.

Логопед. Давайте посмотрим, что у неё в кузовке (достаёт картинку «солнышко»).

Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка.

Игра «Узнай звук»

Логопед. Когда вы услышите в произнесенных мной словах звук [с], хлопните в ладоши 1 раз, а когда услышите звук [ш] – 2 раза (сом, шапка, душ, самолёт, шуба, кошелёк, оса, шлем, пушка, кошка, сук).

Дети выполняют задание.

Логопед достает из «кузовка» картинку с изображением Степашки. Дети называют героя телевизионной передачи и выполняют задания Бабушки- Загадушки.

Развитие движений кистей рук

Логопед. Представим, что ваша кисть руки – это язык.

Если пальчики опущены вниз, то произносим слог СА (СО…), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то слог ША (ШО…).

Дети повторяют за логопедом слоговые ряды (са-ша, со-шо, су-шу, ши-сы-ши, ес-еш-ес). Проговаривание слоговых рядов сопровождают движениями кистей рук (упражнение выполняется сначала правой, потом левой, затем обеими кистями рук одновременно).

Придумайте, пожалуйста, имя для мальчик а в котором слышатся звуки [с], [ш]. (Достаёт из кузовка картинку с изображением мальчика).

Дети. Саша.

Логопед. Назовите мальчика ласково.

Дети. Сашенька, Сашуленька, Сашок.

Игра «Угадай имя»

На доску выставляются две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них – небольшое панно с набором картинок. У девочки – машинка, шлем, пушка, клюшка, у мальчика – коляска, совок, синяя сумка, собачка.

Логопед. Бабушка-Загадушка просит отгадать имя мальчика. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки. (Выставляет и называет картинки – машинка, игрушки, шапка, автобус.)

Дети повторяют названия, выделяют первые звуки и произносят слово (Миша).

Имя девочки узнать сложнее, но я вам немного помогу. (Выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки).

Дети по очереди записывают фломастером (маркером) ответы, читают эти слова.






1






2



3





4



1. Вот украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется.

Дети. Бусы

2. Насекомые очень похожие на пчёл. (Осы.)

3.Состояние покоя и отдыха ночью. (Сон.)

4. Углубление в снегу или земле. (Яма.)

Логопед. Прочитайте имя девочки по вертикали.

Дети. Соня.

Логопед. Как вы думаете, почему на наших картинках девочка и мальчик грустные?

Дети. У них не было имён. Девочку и мальчика кто-то обидел.

Логопед. А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать чтобы развеселить их?

Дети. Им нужно поменяться игрушками.

Логопед. Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише?

Дети. Соня должна отдать Мише машину, шлем, пушку и клюшку.

Логопед. А что отдаст Миша Соне?

Дети. Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, собачку.

Динамическая пауза

Звучит музыка

Логопед. Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным.

На полочке нашей

Смешные игрушки:

Смешные ежи Дети бегают мелкими шагами.

И смешные лягушки Прыгают как лягушки.

Смешные медведи, Ходят, как медведи.

Смешные олени, Подносят к голове руки, пальцы раздвинуты.

Смешные моржи, Двигаются боком.

Смешные тюлени. Бегут с подскоком.

Музыка смолкает.

Скажите, каким животным вы подражали?

Дети. Смешным ежатам, смешным лягушатам.

Хоровые и индивидуальные ответы.

Дети садятся за столы: сначала девочки, потом мальчики.

Логопед. Выполните анализ слова, написанного на картинке. (Достаёт из кузовка Бабушки-Загадушки картинку, на которой нарисована мышка).

Дети выполняют задание.

Звукослоговой анализ

Логопед. Определите количество слогов в слове мышка.

Дети. Два.

Логопед. Назовите первый слог (мыш-), второй слог (-ка), сколько звуков в первом слоге (три), перечислите их ([м], [ы], [ш]), дайте характеристику этим звукам ([м] – согласный, твёрдый, звонкий; [ы] - гласный; [ш] – согласный, твёрдый, глухой), сколько звуков во втором слоге (два), назовите их ([к], [а]), охарактеризуйте эти звуки ([к] – согласный, твёрдый, глухой; [а] - гласный).

Один из детей проводит полный звукослоговой анализ слова мышка , составляет схему.

Игра «Измени слово»

Логопед. А теперь я вам предлагаю поиграть со словом мышка. Если вы замените первый звук в данном слове, то получится новое слово.

Дети смотрят на схему. Логопед помогает, если у детей что-то не получается.

Дети. Мышка – пышка, мышка – вышка.

Логопед. А что обозначает слово пышка?

Дети. Еда. Круглая булочка.

Логопед. Что обозначает слово вышка?

Дети. Высота, высокая башня, с которой можно наблюдать.

Логопед оценивает работы детей.

Итог занятия

Логопед. Вот и закончились задания от Бабушки-Загадушки. Она прощается с нами и уходит. Её ждут в других детских садах. Что хотели бы вы сказать на прощание Бабушке-Загадушке?

Дети. Спасибо, что она пришла к нам. Её задания нам понравились. Пусть она не болеет.

Логопед. А как вы думаете, она осталась довольна вами, вашими ответами, поведением?

Дети. Да, мы хорошо отвечали. Много придумывали слов со звуками [с], [ш].

Логопед. Как вы считаете, кто ей больше всех понравился? Почему?

Дети. Катя, Илюша, они хорошо отвечали.

Логопед. Дети, кого вы лично хотели бы похвалить? Выходите из-за столов и скажите друг другу добрые слова.

Звучит музыка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Автор: Середина Нелли Александровна

Дата: 02.08.2019

Номер свидетельства: 517283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Индивидуальное  логопедическое занятия по теме  "Дифференциация  звуков [Р] - [Л]" "
    ["seo_title"] => string(86) "individual-noie-loghopiedichieskoie-zaniatiia-po-tiemie-diffierientsiatsiia-zvukov-r-l"
    ["file_id"] => string(6) "102779"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402551424"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Подгрупповое занятие "Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, словосочетаниях " "
    ["seo_title"] => string(94) "podghruppovoie-zaniatiie-diffierientsiatsiia-zvukov-l-r-v-sloghakh-slovakh-slovosochietaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "217885"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433505899"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Дифференциация звуков и букв К-Г""
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_uroka_na_temu_differentsiatsiia_zvukov_i_bukv_k_g"
    ["file_id"] => string(6) "585294"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1629054051"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект занятия           по подготовке будущих первоклассников к школе           по теме :  « Дифференциация звуков и букв С-Ш» "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-zaniatiia-po-podghotovkie-budushchikh-piervoklassnikov-k-shkolie-po-tiemie-diffierientsiatsiia-zvukov-i-bukv-s-sh"
    ["file_id"] => string(6) "237238"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444248460"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по развитию речи "Дифференциация звука Ж""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_po_razvitiiu_riechi_diffierientsiatsiia_zvuka_zh"
    ["file_id"] => string(6) "462259"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521281940"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства