Дидактическая игра, как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста Педагогические чтения
Дидактическая игра, как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста Педагогические чтения
Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра, как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста Педагогические чтения»
ГККП «Детский сад «Журавушка» акимата города Курчатова»
Дидактическая игра, как средство развития
логического мышления детей дошкольного возраста
Педагогические чтения
Воспитатель Киселёва С.С.
2017г
Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными, умными. Что же такое мышление и почему его надо организовывать и развивать? В психологии различают разные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое, практическое и т.д. Все психологи сходятся в одном: мышление человека - это высшая форма его познавательной деятельности. Одни психологи считают процесс мышления исключительно продуктивным, т.е. производящим новый продукт - идею, новое решение (С.Л. Рубинштейн); другие включают в него и репродуктивные (воспроизводящие уже имеющиеся у человека знания) этапы (П.Я. Гальперин). Можно заметить, что воспроизведение (вспоминание) уже имеющихся знаний - одна из функций памяти, в то время как искание и открытие нового - действительно творческий, не рутинный, высший познавательный процесс.
Зачем воспитателю знать такие тонкости? Затем, чтобы понимать: в первом случае он будет задавать ребенку алгоритм действий (например, решения задачи по типу уже решенной); во втором научит находить своё - оригинальное, решение, где известные ему алгоритмы непригодны. Если в воспитательно-образовательном процессе использовать игры для развития логического мышления, то это будет способствовать положительному развитию умственного развития в целом. Можно и нужно научить детей правильно, организованно логически мыслить. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать. Найденный ответ в процессе логического мышления становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент. Процесс логического мышления – это поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. В своей работе я использую следующие игры:
Игры «Пазлы»
Игры «Вкладыши»
«Конструктор»
«Настольные игры»
«Обведи по цифрам»
«Раскрась по знакам и цифрам»
«Задания по карточкам»
«Палочки Кюизенера»
«Дополни картинку»
«Клумбы»
Например, предложите ребенку рассадить цветы, так, чтобы
— все клумбы были разные, а цветов везде было поровну;
— все клумбы были разные, но на второй клумбе растут только желтые цветы
— и т.д.
«Гардероб»
Например, предложите ребенку развешать одежду так, чтобы
- в каждом шкафу был разный набор вещей;
— в каждом шкафу был разный набор вещей, шкафы 2 и 3 для мальчиков (нет платьев), шкафы 1 и 4 для девочек.
Игра очень проста, не требует предварительной подготовки, можно играть где угодно — дома, на прогулке… Это тренирует логическое мышление у ребенка, внимание, реакцию. Для самых маленьких малышей можно приготовить карточки с картинками-подсказками
веселый - грустный,
быстрый - медленный,
пустой - полный,
умный - глупый,
трудолюбивый - ленивый,
сильный - слабый,
тяжелый - легкий,
трусливый - храбрый,
белый - черный,
твердый - мягкий,
шершавый - гладкий
ДЕНЬ — …
УТРО — …
РАДОСТЬ — …
ЖАРА — …
СМЕХ — …
ВВЕРХ — …
СПУСК — …
ИСПРАВЬ ОШИБКУ Воспитатель говорит с ошибками, а дети его должны исправить. Например: – Я иду по вода. – Заяц спит над снегом. – Цветы стоят на вазе. – Мальчик вышел за дома. – Дождик идет под лесом. – Рыбы плавают к реке. – Девочка съела два тарелки каши. – В магазине продают много хлеб. – У коты пушистые усы. – Курица зовет своих цыплятов
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ 1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? 3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. В корзине было 2 белых грибочка и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?