Білім беру аймағы/Образовательные области: Познание.
Бөлім /Раздел: Естествознание.
Тақырыбы/Тема: «Что такое звук»
Бағдарламалық міндеттер/Цель: Определять источники звука в природе. определить звуки на слух;
называть природные звуки; называть источники звука.
Билингвалды компонент/Билингвальный компонент:
дыбыс – звук.
Ход занятия.
Педагог создает благоприятную атмосферу для работы на занятии
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года – Это все вокруг …природа.
Педагог: Как вы думаете, природа живая? Может ли она с нами разговаривать или молчалива? Какие звуки природы бывают? Кто эти звуки издает? Выдвигают предположения.
Определяют тему занятия – «Источники звука в природе».Что такое звук? Звук – это то, что можно слышать или издавать. Педагог предлагает послушать звуки за окном и определить, какие звуки слышны? Кто их издает?
Информация педагога.
У человека из звуков складываются слова, а в природе из звуков звучит живая музыка. Педагог предлагает презентацию и прослушивание записей: горные реки, звуки джунглей, пение птиц. Кто издает живые звуки? Какие звуки можно отнести к живой и неживой природе? По голосу можно узнавать человека. А можем распознать животное по тем звукам, которые выдает оно?
Игра «Кто как голос подает».
Педагог называет животное, а ребята досказывают глагол (что делает?) и подражают животным (звуки зверей озвучивают мальчики, птиц – девочки, насекомых – все вместе):
Когда и почему животные издают звуки? Выдвигают предпо-ложения (когда приближается опасность, когда голодные...)
Работавазбуке-тетради.
Рассмотри картинку. Подумай и расскажи, как природа раз-говаривает? Высказывают предположения (журчит ручей, грохочет гром, завывает вьюга, шумит водопад). Делают вывод, что это звуки неживой природы.
А можем ли мы при помощи разных приспособлений – шу-мовых инструментов – изобразить различные звуки природы? Предлагает озвучить стихотворение.
игра-инсценировка Кто стучит за окном?
– Дождь идет по траве (щелчки по листам бумаги). – Кто шуршит за окном?
– Ветер в мокрой траве (шелестят бусами).
Кто журчит за окном?– Ручейки, ручейки (дуют из соломинки в стакан с водой).
Что свистит за окном?– Соловей у реки (свистулька).
Кто молчит за окном?– Там никто не молчит: Там лошадка спешитИ копытцем стучит (ложки).
Вот коровка идет на лужок (колокольчик),
Вот пастуший я слышу рожок (дудочка),
Только я и молчу, всех послушать хочу.
(Л. Кудрявская)
Какие голоса живой природы вы услышали в стихотворении?
Проблемныйвопрос.
Может ли нам природа ответить? Ответ подскажет опыт-загадка. Как получается эхо?
Эксперимент. Педагог предлагает послушать эхо прямо в комнате, только эхо будет персональным: кто кричит, тот и слышит.
Педагог предлагает поднять ведро перед собой, приблизить к лицу и громко крикнуть.
Вывод: звук вашего голоса, ударившись о дно ведра, возвра-щается к вам. В этом загадка возникновения эха. Звук может отражаться. Например, удариться о стену горы и отскочить обратно – получится эхо. А так как звуки по воздуху двига-ются не очень быстро, то эхо тоже надо немного подождать.
Работа в азбуке-тетради (выполнение заданий).
– Обведи красным карандашом картинки, которые можно отнести к звукам неживой природы, и зеленым карандашом
– к звукам живой природы
– Разыграй с друзьями звуковую сценку «Куаныш и Айсулу в гостях в ауле».
– Подумай, как звучит природа утром. Нарисуй картинку звучащей весенней природы.Вывод: звуки мы издаем и слышим. Много звуков есть в живой и неживой природе.