Білім беру аймағы/Образовательные области: Познание
Бөлім /Раздел: Естествознание
Тақырыбы/Тема: «Что такое неживая природа?»
Бағдарламалық міндеттер/Цель: Определять тела и вещества, относящиеся к неживой природе.
Құрал-жабдықтар/Материал и оборудование: картинки с изображением неживой природы.
Билингвалды компонент/Билингвальный компонент:тастар – камни; күн – солнце.
Ход занятия.
Создание эмоционально-положительного настроя на занятие.
Воспитатель начинает упражнение со слов: «Если бы наше занятие было похоже на животное (цветок, ветер, цвет и пр.), то на какое?» – и обращается к каждому участнику группы. Упражнение проводится в хорошем темпе.
Воспитатель предлагает воспитанникам закрыть глаза и представить, что они на прогулке.
- Что вы видите?
- Как мы все это назовем?
Воспитатель приглашает воспитанников просмотреть отрывок мультфильма «По дороге с облаками».
Работа с азбукой-тетрадью.
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: неживой природы и живой природы. Куаныш и Айсулу перепутали все картинки и просят ребят им помочь – показать, что живое, что неживое.
Предлагает детям назвать пять признаков живого (дышит, растет, питается, передвигается, размножается).
Дидактическая игра «Живое – неживое». С сигнальной карточкой зеленого цвета с одной стороны, и красного цвета – с другой: воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и неживой природой (техника, одежда и т.д.). Дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор.
Динамическая пауза.
Проводится подвижная игра «1, 2, 3… замри!» Дети принимают позы живых или неживых объектов.
Проблемный вопрос.
- К какой природе мы отнесем воду, воздух, камни, солнце, небо, тучи и т.д.? Выслушать предположения детей.
Предложить воспитанникам дидактическую игру. Воспитатель перечисляет основные качества, дети определяют, какому объекту неживой природы они подходят:
– представляет собой раскаленный газ, дает свет и тепло (солнце);
– бесцветная газообразная смесь без запаха, состоит из кислорода и углекислого газа (воздух);
– может быть в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном (вода).
– плодородна, состоит из перегноя, песка и глины (почва).
Воспитатель предлагает разделиться на подгруппы и обсудить рисунки в азбуке-тетради: дети собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой, бегают с воздушным змеем.
Воспитатель просит воспитанников рассказать, как они в жизни применяют объекты неживой природы.