Художественное творчество. Аппликация «Картины из листьев»
Вид занятия: интегрированное.
Программное содержание:
- коррекционно-обучающие задачи:
- расширять представления детей о явлениях окружающей действительности; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- упражнять в вырезании формы из листьев и в составлении фигуры;
- способствовать умению создавать задуманный образ – подбирать и добавлять к основной форме то, чего недостаёт для воплощения замысла.
2. коррекционно-развивающие задачи:
- развивать сенсорные эталоны;
- развивать любознательность;
- развивать эстетическое восприятие;
- развивать творческое воображение.
3. коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать экологическую культуру;
- воспитывать любовь к природе;
- вызвать и поддерживать чувство радости, открытия.
- побуждать эмоциональные чувства к создаваемой творческой работе.
4. речевые задачи:
- развивать связную речь;
- развитие интереса и внимания к собственной речи и речи окружающих;
- закрепить названия основных и оттеночных цветов.
Методы и приёмы обучения:
1. словесные: вопросы, художественное слово, дидактическая игра «Подбери много слов о листьях», объяснения, обучающие указания.
2. наглядные: рассматривание листьев, образцы аппликации из листьев.
- игровые: физминутка «Мы листики осенние», логоритмика «Осенние листья».
- практические: обследование листьев, погружение рук в листья, сжимание больших листьев в комочек, вырезание из листьев форм, создание аппликации.
Демонстрационный материал: аудиозапись из серии «Времена года» Чайковского, мелодии курая; корзина с разными листьями, образцы аппликации «Птицы улетают в тёплые края», «Грибная поляна», «Весёлый лужок»; венок из листьев; для образца: цветной картон, бархатная бумага, ножницы, клей, кисточка, салфетка, листья.
Раздаточный материал: каждому ребёнку маленький тазик с листьями осенними и летними, влажные салфетки; два тазика с водой, салфетки; цветной картон А4, ножницы, салфетки, коей ПВА, кисточки на подставке, тарелочка с разнообразными листьями и семенами.
Дифференцированный подход: помощь Артёму, Диёрбеку.
План:
- Сюрпризный момент.
- Дидактическая игра «Подбери много слов о листьях».
- Физминутка «Мы листики осенние».
- Манипулятивные игры с листьями на определение цвета, формы, фактуры, обоняния, осязания.
- Рассматривание образца.
- Логоритмика «Осенние листья».
- Работы детей над созданием аппликации.
- Гимнастика для глаз.
- Продолжение работы.
- Водная терапия.
- Обобщение.
- Итог занятия.
Ход занятия:
1. Воспитатель заходит с корзиной в руках.
- Ребята, у меня сегодня замечательное настроение! И я хочу подарить вам эти красивые осенние листья.
Достаёт из корзины берёзовый лист и читает отрывок из стихотворения М Карима «О берёзовом листе»:
Взгляни на глобус:
Вот он, шар земной,
На нём Башкирия
С берёзовый листок величиной.
- Посмотрите, ребята, какой красивый лист! Башкирский писатель М.Карим сравнивает Башкортостан с берёзовым листом. А вы что можете сказать о листьях?
2. Дидактическая игра «Подбери много слов о листьях». Тот на кого я надену венок из листьев, выходит в середину круга и называет, какие могут быть листья. (красивые, резные, узорные, волшебные, осенние, оранжевые, красные, золотистые, лиловые, багряные и другие)
(Когда ребёнок скажет 3-4 определения листьям, воспитатель вызывает другого ребёнка.)
-Молодцы, ребята! Сколько красивых слов о листьях знаете! А теперь скажите, что можно с листьями сделать? (ответы детей)
- Листья получаются у нас многофункциональные. Мы с ними ещё можем ещё поиграть. Возьмите каждый листочек за черенок и повторяем за мной.
3. Физминутка «Мы листики осенние».
Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево - вправо)
На веточках сидели (присели)
Дунул ветерок (подуть на листочки),
И мы полетели (круговые вращения вокруг себя)
Мы летели, мы летели (медленно приседать)
И на землю тихо сели.
4. - Ребята, посмотрите. Дорожка из листьев куда-то ведёт. Хотите посмотреть? Наступаем только на осенние листья!
-О сколько здесь листьев! Манипулятивные игры: возьмите дубовые листья, обведите пальцем, начиная с черешка. Как природа интересно создала их: у дубового листа края плавные, дугой. Возьмите берёзовый лист, потрогайте, какие острые зубчики. А кленовый лист по форме совсем не похож на другие. Не зря поэты сочинили столько стихов об осени. Какого цвета можно увидеть листья?
- Возьмите зелёные листья сирени, попробуйте скомкать и разгладить. У вас получается разгладить? Теперь то же проделайте с жёлтым листом. Разглаживается? (Осенние листья ломаются, они хрупкие, потому что сухие, к ним не поступает влага.) Погладьте лицевую и изнаночную сторону листа. Что вы чувствуете? (ответы детей)
- Погружайте руки в листья, поиграйте. Какие у вас ощущения? (ответы детей)
(После игры вытирают руки влажной тряпкой.)
5. - С листьями можно ещё чудеса творить! Хотите полюбоваться? (Воспитатель выкладывает на фланелеграфе образцы аппликации из листьев.)
- Ребята, вы можете сказать, что здесь изображено? (ответы детей)
-Значит, картины можно создавать не только краской, пластилином, но и листьями.
- Давайте вместе посмотрим, как это сделать. ( Воспитатель выслушивает объяснения детей. И предлагает одному ребёнку сделать грибок. Обращает внимание детей на хрупкость листьев и правильность подбора формы листа: для грибочка лучше брать берёзовый лист. Почему кленовый не годится?)
Ребёнок показывает приёмы вырезания грибочка, воспитатель комментирует.
Рассматривают образец «Птицы улетают в тёплые края» и обсуждают порядок выполнения. По просьбе детей воспитатель показывает некоторые элементы. Совместно выкладывают на бархатной бумаге фигуру птицы.
6. - Логоритмика «Осенние листья». (сняли очки)
Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит:
Шур-шур-шур, шур-шур-шур. (ритмично потирают ладонью о ладонь)
И с деревьев их разносит.
Поиграет. Снова бросит. (энергичные движения руками )
Тш-тш-тш, тш-тш-тш. (указательный палец приложить к губам)
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит. (энергичные круговые движения руками над головой).
Так-так-так, так-так-так. (ритмично похлопать ладонями со сменой положения рук)
Соберёт большую кучу,
Убежит и сядет в тучу. (садятся на корточки)
7. -Ребята, я вас приглашаю создавать картины из листьев. Работы детей. Дифференцированная помощь Артёму, Диёрбеку.
8. Гимнастика для глаз с кленовым листом.
- Взор вверх, вниз, вверх, вниз.
Взор направо - налево, направо - налево.
- Быстро моргать в течение 10-15 секунд. Закрыть глаза. (Повторить два раза)
9. Продолжение работы: дети наклеивают формы на картон.
10. Водная терапия. –Ребята, кто закончил работу приводим в порядок рабочий стол. Затем можете поиграть с листочками и водой.
11. Когда все дети закончат работу и поиграют с водой, воспитатель выкладывает аппликации на стол и восклицает: полюбуйтесь такой красотой!
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- – Ребята, вам нравятся эти картины? Как вы назвали свои картины?
Мы с вами учились создавать картины из листьев. Ваши картины получились прекрасные, потому что вы очень старались, были внимательные. Теперь жизнь этих листьев продлится в ваших картинах.