kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации.

Кузьменко Ирина Валентиновна

воспитатель

МОУ «Ракитянская СОШ №2 им. Цыбулева А.И.»

Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.

Актуальность:

Вопрос о наиболее эффективных техниках аппликации, направленных, именно, на развитие мелкой моторики дошкольников, мало освещен в доступной методической литературе, поэтому поиск таких приемов становится очень актуальным.

Цель:

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Задачи: Развить умения производить точные движения пальцами рук, развить творческую активность, фантазию.

Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.

В ходе работы с детьми старшей группы были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации:

• Торцевание

• Панорамная аппликация

• Симметричная аппликация

• Объемная аппликация из бумажных салфеток

• Аппликация из природного материала

• Мозаика

• Квиллинг

• Обрывная аппликация

• Аппликация из ватных дисков

Аппликация из салфеток:

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы. Для более подготовленных детей есть возможность усложнить задачу, уменьшив размер сминаемых кусочков бумаги.

Аппликация из природного материала:

Способствует развитию мелкой моторики у детей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются: арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.

Аппликация из яичной скорлупы

Материалы: картон, пластилин, яичная скорлупа, стека.

Выполнение: выберите место нахождения фигур композиции, сделайте на фоне разметку. Нанесите пластилин тонким слоем на картон, с цветовым выделением необходимых предметов композиции. Плотно выкладывайте и вдавливайте скорлупки друг к другу не выходя за разметку.

Аппликация из спичек

Материалы: спички, клей, ножницы, цветная бумага.

Выполнение: нарисуйте контур будущего изображения. Отчистите спички от серы. Прикрепляйте спички с помощью клея к бумаге, начиная с тех деталей в которых необходимо использовать целые спички.

Объемная аппликация

Материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей.

Выполнение: Выберите фон. С помощью карандаша, ножниц и клея делаем «бревнышки», для будущей избушки. Оборачиваем вокруг карандаша бумажный лист нужной ширины и закрепляем конец листа клеем. Остальные детали композиции можно сделать плоскостными, это будет зависеть от замысла.

С целью развития ручной моторики и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать аппликацию из ватных дисков. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Темы занятий можно легко сочетать с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи)

Объемная аппликация с набрызгом

Материалы: цветная бумага, клей, карандаш, акварель, кисточки.

Выполнение: делаем основу для аппликации в технике набрызга. Дайте фону высохнуть. Из цветной бумаги вырежьте круг – радиус окружности равен длине лепестка цветка. Разделите круг на четыре равные части, от каждой части отрежьте уголок полученные детали сверните в конус и закрепите клеем. Из полученных заготовок лепестков сделайте цветы, распределите их на фоновом листе и поочередно наклеивайте детали на бумагу.

Аппликация из бумажных салфеток в технике скатывания

Материалы: плотная бумага, клей (ПВА или клейстер, ножницы, простой карандаш, бумажные салфетки.

Выполнение: на плотной бумаги простым карандашом сделайте эскиз. Не разворачивая салфетки, срежете сгибы с двух сторон, получившееся квадратики разрежьте на четвертинки. Четвертинки салфеток скатываем в плотные шарики, из которых и будем делать наш рисунок. Возьмите эскиз и начинайте заполнять его шариками, приклеивая их к листу.

Детей подготовительной группы целесообразно познакомить с техниками: торцевание и квиллинг.

Торцевание:

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. С помощью этой техники можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, открытки. Данная техника привлекает детей необычным эффектом "пушистости".

Квиллинг:

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка.

Результативность:

1) Развивается творческий потенциал детей.

3) Дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;

4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;

5) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации.»

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации.

Кузьменко Ирина Валентиновна

воспитатель

МОУ «Ракитянская СОШ №2 им. Цыбулева А.И.»



Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.

Актуальность:

Вопрос о наиболее эффективных техниках аппликации, направленных, именно, на развитие мелкой моторики дошкольников, мало освещен в доступной методической литературе, поэтому поиск таких приемов становится очень актуальным.

Цель:

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Задачи: Развить умения производить точные движения пальцами рук, развить творческую активность, фантазию.

Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.

В ходе работы с детьми старшей группы были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации:

• Торцевание

• Панорамная аппликация

• Симметричная аппликация

• Объемная аппликация из бумажных салфеток

• Аппликация из природного материала

• Мозаика

• Квиллинг

• Обрывная аппликация

• Аппликация из ватных дисков

Аппликация из салфеток:

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы. Для более подготовленных детей есть возможность усложнить задачу, уменьшив размер сминаемых кусочков бумаги.

Аппликация из природного материала:

Способствует развитию мелкой моторики у детей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются: арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.

Аппликация из яичной скорлупы

Материалы: картон, пластилин, яичная скорлупа, стека.

Выполнение: выберите место нахождения фигур композиции, сделайте на фоне разметку. Нанесите пластилин тонким слоем на картон, с цветовым выделением необходимых предметов композиции. Плотно выкладывайте и вдавливайте скорлупки друг к другу не выходя за разметку.

Аппликация из спичек

Материалы: спички, клей, ножницы, цветная бумага.

Выполнение: нарисуйте контур будущего изображения. Отчистите спички от серы. Прикрепляйте спички с помощью клея к бумаге, начиная с тех деталей в которых необходимо использовать целые спички.

Объемная аппликация

Материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей.

Выполнение: Выберите фон. С помощью карандаша, ножниц и клея делаем «бревнышки», для будущей избушки. Оборачиваем вокруг карандаша бумажный лист нужной ширины и закрепляем конец листа клеем. Остальные детали композиции можно сделать плоскостными, это будет зависеть от замысла.

С целью развития ручной моторики и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать аппликацию из ватных дисков. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Темы занятий можно легко сочетать с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи)

Объемная аппликация с набрызгом

Материалы: цветная бумага, клей, карандаш, акварель, кисточки.

Выполнение: делаем основу для аппликации в технике набрызга. Дайте фону высохнуть. Из цветной бумаги вырежьте круг – радиус окружности равен длине лепестка цветка. Разделите круг на четыре равные части, от каждой части отрежьте уголок полученные детали сверните в конус и закрепите клеем. Из полученных заготовок лепестков сделайте цветы, распределите их на фоновом листе и поочередно наклеивайте детали на бумагу.

Аппликация из бумажных салфеток в технике скатывания

Материалы: плотная бумага, клей (ПВА или клейстер, ножницы, простой карандаш, бумажные салфетки.

Выполнение: на плотной бумаги простым карандашом сделайте эскиз. Не разворачивая салфетки, срежете сгибы с двух сторон, получившееся квадратики разрежьте на четвертинки. Четвертинки салфеток скатываем в плотные шарики, из которых и будем делать наш рисунок. Возьмите эскиз и начинайте заполнять его шариками, приклеивая их к листу.

Детей подготовительной группы целесообразно познакомить с техниками: торцевание и квиллинг.

Торцевание:

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. С помощью этой техники можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, открытки. Данная техника привлекает детей необычным эффектом "пушистости".

Квиллинг:

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка.

Результативность:

1) Развивается творческий потенциал детей.

3) Дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;

4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;

5) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузьменко Ирина Валентиновна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 305105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Консультация для педагогов:  Нетрадиционные техники рисования с детьми  и их роль в развитии детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(115) "konsultatsiiadliapiedaghoghovnietraditsionnyietiekhnikirisovaniiasdietmiiikhrolvrazvitiidietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "302927"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457350045"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Использование макарон в работе с дошкольниками."
    ["seo_title"] => string(49) "ispol_zovaniie_makaron_v_rabotie_s_doshkol_nikami"
    ["file_id"] => string(6) "472753"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1528518098"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Программа вариативного компонента (Кружок пластилинографии "Пластилиновая сказка") "
    ["seo_title"] => string(84) "proghramma-variativnogho-komponienta-kruzhok-plastilinoghrafii-plastilinovaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "222373"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436244900"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства