Название программы: | Целевые ориентиры: | Социально-коммуникативное Развитие: |
«От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. | Воспитание у детей положительного отношения к труду, желание трудиться. Формирование позитивных установок к труду и творчеству. Развитие навыков самообслуживания; приобщение детей к доступным видам трудовой деятельности. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить до конца, стремление сделать его хорошо). | 1 млад. группа: Развитие навыков самообслуживания (способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания и т.д.); Приобщение к доступной трудовой деятельности (Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий и т.д.); 2 млад. группа: Развитие навыков самообслуживания (Учить самостоятельно, одеваться в определенной последовательности и т.д.); Приобщение к доступной трудовой деятельности (Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений и т.д.); Средняя группа: Развитие навыков самообслуживания (Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться и т.д.); Приобщение к доступной трудовой деятельности (Формировать ответственное отношение к порученному заданию и т.д.); Старшая группа: Развитие навыков самообслуживания (Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, и т.д.); Приобщение к доступной трудовой деятельности (Воспитывать положительного отношения к труду, желание трудиться и т.д.); Подготовительная группа: Развитие навыков самообслуживания (Закреплять умения детей следить за чистотой одежды и обуви и т.д.); Приобщение к доступной трудовой деятельности (Развивать творческую инициативность, способность реализовывать себя в разных видах труда и творчества и т.д.); |
«Детство» Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева. | Ребенок овладевает основными культурно-гигиеническими навыками и способами деятельности. Ребенок умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. | 1 млад. группа: Представление о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек). Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их кругозор.Называние определенных действий, которые взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности. 2 млад. группа: Труд взрослых. Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами). Например, шитье шапочки (платья) для куклы, поделка игрушек из бумаги или бросового материала. Самообслуживание. Освоение отдельных действий, затем — процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи. Средняя группа: Труд взрослых и рукотворный мир. Обогащение представлений детей о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольной организации: сервировка стола; мытье посуды; поддержание чистоты и порядка в групповой комнате; стирка белья; приготовление пищи; о труде взрослых в ближайшем окружении (профессии: продавец, шофер, врач и др.). Старшая группа: Труд взрослых и рукотворный мир. Конкретные профессии и взаимосвязи между ними, содержание труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. Уважение к труду родителей, представление о материальном обеспечении семьи, ее бюджете. Самообслуживание и детский труд. Развитие самостоятельности в самообслуживании. Расширение объема процессов самообслуживания и хозяйственно- бытового труда Освоение трудовых процессов, обеспечивающих ребенку возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и обуви. Подготовительная группа: Труд взрослых и рукотворный мир. Знания о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. Представления о личностных качествах представителей разных профессий. Самообслуживание и детский труд. Расширение круга обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде. Развитие ответственности за выполнение трудовых поручений. |
«Истоки» Программа доработана в соответствии с ФГОС ДО Алиевой Т.И., Арнаутовой Е.П., Васюковой Н.Е., и др. | Воспитание самостоятельности в элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными). В результате у детей формируется готовность к совместной деятельности. | 2 млад. группа: Приобщение детей к культуре поведения в быту: дает представления о правильном, аккуратном поведении за столом, в помещении, учит замечать неполадки в одежде, обуви, ок- ружающих предметах и находить самостоятельно или с помощью взрослого способы их устранения; дает образец этически ценного поведения по отношению друг к другу; высказывая похвалу-одобрение и выражая свои чувства. Формирование у детей умения самостоятельно и правильно мыть руки с мылом после прогулки, игр и занятий, туалета; при приеме пищи приучает детей пользоваться ложкой, салфеткой; тщательно пережевывать пищу; полоскать рот после приема пищи питьевой водой; побуждает детей обращать внимание на свой внешний вид; самостоятельно устранять беспорядок в одежде, в прическе, пользуясь зеркалом, расческой; учит пользоваться носовым платком. Средняя группа: приобщает детей к культуре поведения в быту (за столом, в помещении, в транспорте, на улице); учит детей следить за опрятностью и аккуратностью внешнего вида; дает образец этически ценного поведения по отношению друг к другу; высказывая похвалу-одобрение, выражая свои чувства («Мне нравится слушать, как ты поешь песенку», «Я рада, что ты пришел!»); способствует совершенствованию ранее приобретенных детьми культурно- гигиенических навыков: мыть руки с мылом, правильно их намыливая, до еды, после прихо- да с улицы, после загрязнения, туалета; мыть лицо; насухо вытираться полотенцем; аккурат- но есть, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, культурно вести себя за столом; полоскать рот питьевой водой после приема пищи; использовать носовой платок; аккуратно пользо- ваться туалетом, самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду; сле- дить за своим внешним видом (одежда, прическа), при необходимости обращаются за помо- щью к взрослым; помогают другим детям, не умеющим самостоятельно и правильно оде- ваться; пользоваться зеркалом и расческой; Старшая группа: рассказывает и показывает, как организован труд людей в магазине, на почте, в поликлинике, что и для чего делают взрослые в этих местах; знакомит со способами созда- ния знакомых им предметов (мебели, одежды) и названиями профессий (столяр, портной); объясняет, какие объекты относятся к миру природы, а что сделано руками человека; расширяет представления детей о свойствах разных материалов в процессе работы с ними: ткань мнется, рвется, намокает и т.п., соленое тесто — мягкое, пластичное, легко раз- деляется на части и опять соединяется в целое и т.д.; подводит к пониманию того, сходные по назначению предметы могут быть разной формы и сделаны из разных материалов, дает почувствовать и ощутить, что предметы имеют разный вес, объем: дети учатся взвешивать предметы и сравнивать их между собой, избегая делать ложные выводы (большой предмет не всегда оказывается более тяжелым); Подготовительная группа: способствует развитию принятых норм взаимодействия в коллективных формах рабо- ты: подчиняться общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предло- жениях, стремиться помочь другим и т.д.; контролирует выполнение детьми основных правил личной гигиены: своевременное мытье рук, умывание, чистка зубов, полоскание рта после приема пищи и др.; поддерживает совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирует и закрепляет у них полезные привычки, способствующие хорошему само- чувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гим- настикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.п.). |
«Радуга» Авторы программы: Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, и др. Научный руководитель: Т.Н. Доронова. | Формировать начальную орудийную деятельность, обеспечивая развитие ручной умелости, мелкой моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации. Расширять круг знаемых мотивов и целей человеческой деятельности; | 1 млад. группа: Обеспечивать ребёнку возможность действовать с разнообразными игрушками, имитирующими взрослые орудия труда; На глазах детей как можно чаще выполнять разнообразные, но несложные и понятные им трудовые действия; В продуктивных видах (рисовании, лепке, конструировании) помогать ребёнку сформулировать свою собственную цель, соответствующую его личным интересам и отражающую его эмоциональные впечатления, и достичь её. 2 млад. группа: Начать формировать способность к принятию критических замечаний относительно результатов собственной деятельности. Поддерживать стремление детей помогать по мере сил взрослым в их трудовой деятельности. Обеспечивать детей необходимыми, соответствующими их возрастным возможностям привлекательными орудиями труда. Средняя группа: Расширять представления детей о способах трудовой деятельности (профессии, бытовой труд и мир увлечений); Организуя продуктивную и игровую деятельность детей, побуждать их создавать поделки, обустраивая жизнь игровых персонажей (сделать дом, затем мебель, посуду и т. п.); Формировать обобщённые способы практической деятельности, позволяющие получать результат, который может быть вариативно осмыслен каждым ребёнком; Формировать способы, позволяющие получать эстетически удовлетворяющий ребёнка результат. Формировать установку на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения. Старшая группа: Формировать способность к адекватной оценке результатов деятельности, в том числе собственной. Расширять представления детей о способах трудовой деятельности (профессии, бытовой труд и мир увлечений); Развивать способность в течение длительного времени разворачивать систему взаимосвязанных целей; Подготовительная группа: |