?
Исследовательская работа на тему : « Влияние трудовой деятельности на зрение. Зрение учителей». (слайд 1)
Цели:
Исследовать, как происходит изменение зрения у преподавателей в процессе трудовой деятельности; объяснить, что является основным фактором снижения зрения; преподавание какого предмета приводит к интенсивному снижению зрения.
Задачи:
1) вычислить процент влияния трудовой деятельности на зрение преподавателей разных
школьных методических объединений.
2) выявить влияние проверки тетрадей на зрение учителей. (слайд 2)
Значение зрения
Зрительная система человека достигла высочайшего совершенства.
Зрение занимает почти уникальное место в схеме эволюции. Можно допустить, например, что в дальнейшем эволюционное развитие приведет к увеличению объема мозга, усложнению нервной системы или к различным усовершенствованиям существующих функций. Однако невозможно представить, что чувствительность зрительного процесса заметно возрастет.
Живое существо не имеет более верного и надежного помощника, чем глаз. Видеть - значит различать врага, друга и окружающее во всех подробностях. Другие органы чувств выполняют то же, но сравнительно грубее и слабее. Наши слова “поживем-увидим" равносильны тому, что видимость-достоверность.
Без зрения жить сложно, оно приносит нам 90% информации об окружающем нас мире. Наше зрение поистине величайший божий дар, без которого очень сложно жить. С его помощью мы видим восход и закат Солнца, траву, друзей, можем смотреть кино и читать книги. (слайд 3)
Строение глаза
Глаз человека имеет шаровидную форму. Состоит из фиброзной, сосудистой, сетчатой оболочек и внутренних структур.
К фиброзной оболочке относится прозрачная роговица и непрозрачная склера. Через роговицу лучи света преломляются и попадают внутрь глаза. Склера обеспечивает защитную и каркасную функции.
Сосудистая оболочка состоит из множества мелких сосудов, несущих глазу кровь, богатую питательными веществами и кислородом.
Она состоит из нескольких частей. Через роговицу можно видеть радужку, которая определяет цвет наших глаз. В центре радужки находится зрачок, размеры которого меняются в зависимости от освещенности.
Цилиарное тело, которое является следующей частью сосудистой оболочки, вырабатывает внутриглазную жидкость. Она необходима для питания хрусталика, стекловидного тело, роговицы. Эта жидкость вырабатывается постоянно и оттекает через угол передней камеры - пространства между роговицей и радужкой. В толще цилиарного тела находится мышца, настраивающая глаз на видение далеких или близких предметов.
Собственно сосудистая оболочка непосредственно контактирует с сетчаткой, обеспечивая ее энергией. (слайд 4)
Заболевания глаз
Если изображение неточно фокусируется на сетчатке глаза, то возникает дальнозоркость, близорукость, астигматизм или пресбиопия. (слайд 5)
Близорукость (миопия) — заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии
К развитию близорукости приводят:
1. Плохая освещенность рабочего места в классе, особенно при искусственном освещении.
2. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий.
3. Неправильная посадка детей во время чтения и письма - важнейший фактор развития близорукости.
4. Развитие близорукости чаще бывает при неправильном режиме дня, плохом чередовании учебы и отдыха.
5. Проверка тетрадей
6. Усиленная работа за компьютером. (слайд 6)
Дальнозоркость (гиперметропия) — вид рефракции глаза, при котором изображение предмета фокусируется не на определенной области сетчатки, а в плоскости за ней
Дальнозоркий глаз видит хорошо вдаль. Если человеку с дальнозоркостью приходится читать или работать с мелкими деталями, то дополнительное напряжение глаз может вызвать усталость и головные боли. (слайд 7)
Зрению принадлежит исключительно важная роль в жизни каждого человека. Оно позволяет иметь наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Работа глаз в среднем продолжается 15-18 часов в сутки. У учителей нагрузка на глаза особенно увеличивается при проверке тетрадей учащихся и записей на доске, а также при работе с компьютером. Учителю приходится много работать с информацией при подготовке к уроку. (слайд 8)
Мониторинг учителей
(таблица № 1)
Мы провели опрос учителей на предмет определения качества зрения по данной схеме, и выяснили: (слайд 9)
1) Что Из 52 опрошенных 62 % учителей носят очки. Эти 62 % составляют 32 человека. (слайд 10)
2)Из этих 32 человек 22 %, т.е. 7 человек на постоянном ношении. ( слайд 10)
3) По подсчетам Большая часть учителей, которые носят очки,имеют трудовой стаж 20-25 лет и более. (слайд 11)
4)Сравнив учителей ШМО, имеющих проблемы со зрением и подсчитав процентное соотношение, мы выяснили, что самый высокий процент у преподавателей иностранных языков(100%), за ними следуют учителя родных языков(82%), учителя математики(75%), учителя русского языка и литературы(75%), методическое объедение учителей Естественно- научного цикла(67%), и учителя физической культуры( 67%) и самые малые проценты имеют учителя начальной школы(50%) (слайд 12)
5) Мы также сравнили учителей-предметников, процент ухудшения зрения которых самый высокий. Вывод таков: что проверка тетрадей в большей степени повлияла на зрение преподавателей математики, русского и родных языков. (слайд 13)
6) Из 4-х человек руководящего состава, мы выяснили, что 3 из них носят очки, а это составляет 75 %, а 25 % не носят, хотя имеют очень большой педагогический стаж, что говорит о хорошей генетической наследственности. (слайд 14)
7)Для сравнительного анализа проблем зрения мы опросили мам учеников 8-х классов, работа которых не связана с образованием, и выяснили: что 84 % мам имеют хорошее зрение, 16 % имеют проблемы со зрением, но не связанные с трудовой деятельностью. (слайд 15)
Выводы:
Педагогическая деятельность приводит к снижению зрения у большей части учителей по следующим причинам:
Систематическая проверка большого количества тетрадей, написание планов, рабочих программ. Использование интерактивных технологий.
Часть учителей имеет проблемы со зрением с раннего возраста, но со временем работы их зрение только ухудшается, особенно у учителей-словесников. Проработав в школе более 20 лет, у большей части преподавателей произошло снижение зрения, что говорит о том, что большая бумажная работа способствует интенсивному снижению зрения. (слайд 16)
Мы своей работой хотели показать, что педагогическая деятельность очень сильно влияет на снижение зрения. Уважаемые учителя! Пожалуйста, берегите своё здоровье.