Длительность проекта: 11 января 2022 год – 31 марта 2022год.
Категории участников проекта: дети группы раннего возраста от 2 до 3 лет, родители детей раннего возраста; Тип проекта: краткосрочный (3 месяца). По виду деятельности: познавательно-продуктивный. По числу участников: групповой. По форме: интегративный (речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие).
Актуальность проекта
Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна. С развитием компьютеризации язык стал терять свою эмоциональность. У детей плохо развита речь, беден словарный запас. Им не всегда удается продуктивное, доброжелательное общение друг с другом. Поэтому через устное народное творчество не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность. Ребенок приобщается к культуре своего народа, обычаям, традициям, получает первые впечатления о ней. У него закладываются первые представления о добре и зле, о том, что от него самого зависит отношение окружающих.
Естественно необходимость использования устного народного творчества в развитии раннего возраста очень важна, потому что ребенок узнает много нового, интересного. У него развиваются когнитивные навыки (память, внимание, речь).
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Также актуальность по данной теме еще заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источник духовно-нравственного развития детей.
Цель проекта:
Приобщать к художественной литературе (сказкам, потешкам, стихотворениям) посредством различных видов деятельности. Развивать мышление, воображение, фантазию, внимание, память, волю, а также речевых и коммуникационных, двигательных, организаторских умений и навыков.
Задачи проекта:
1. Развивать творческие способности детей посредствам различных видов деятельности, сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной.
2. Преодолевать застенчивость, неуверенность в себе, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, понимать другого, уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров.
3. При разучивании сценок из сказочных сюжетов или стихотворений уделять большое внимание созданию у ребенка эмоционального образа, чтобы он смог изобразить того или иного героя, проявив при этом свое отношение через выразительность движений, мимику, жесты и образную речь.
4. Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы;
5. В разных видах деятельности применять народное слово; показать красоту образного языка сказок;
6. Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.
7. Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, моторику тела и мелкую моторику, творческое воображение.
8. Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.
9. Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
Прогнозируемые результаты:
Развитие у детей интереса к сказкам, потешкам, стихотворениям, развитие речи и обогащение словарного запаса Дети должны научиться пользоваться настольным пальчиковым театром, сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой и жестами. В процессе различных видов деятельности расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. Желание читать новые стихи и сказки приобретут необходимый минимум знаний.
Предварительная работа:
- Подбор методической, педагогической и художественной литературы;
- Создание библиотеки народного творчества;
- Создание развивающей среды и уголка развивающих игр;
- Подбор наглядных пособий и иллюстраций;
- Подбор детской фонотеки: музыка, сказка, песни, стихи;
6. Подготовка воспитателями ряда консультаций для более плодотворной работы.
Основная часть
Этапы реализации проекта:
I этап: Подготовительный: 11.01.2022 –22.01.2022
вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
предложить детям принести в группу из дома книги (любимые русские народные сказки, стихи, потешки);
оформление книжного уголка в группе;
оформление уголка для родителей по мотивам русских народных сказок, потешек и стихотворений русских писателей;
подбор наглядно-дидактического материала;
знакомство детей с новыми литературными произведениями, чтение, показ-инсценировка знакомых стихов и сказок;
подбор потешек, сказок и иллюстраций по теме: «Наши любимые стихи», «Герои любимых сказок».
чтение стихов Агнии Барто из цикла «Игрушки»;
II этап: Основной: 25.01.2022 – 19.03.2022
беседа с детьми «Что такое сказка?»
реализация плана проекта с детьми, родителями.
рассматривание иллюстраций русских народных сказок, потешек, стихотворений;
беседа «Какие бывают книги»;
чтение и рассказывание русских народных сказок («Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»);
беседа по прочитанным сказкам;
теневой театр «Теремок»;
конструирование «Теремок»;
театр би-ба-бо «Маша и медведь»;
кукольный театр «Волк и семеро козлят»;
рассматривание иллюстрации на стихи Агнии Барто из цикла «Игрушки»;
заучивание стихов Агнии Барто из цикла «Игрушки»;
проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр: «Назови сказку», «Спектакль игрушек», «Сложи картинку», «Расскажи стихотворение про игрушку»;
рисование персонажей из сказок нетрадиционными методами (пальчиками, ватными палочками и т.д.);
отгадывание загадок по сказкам;
драматизация сказки «Волк и семеро козлят»;
показ настольного театра.
III этап: Заключительный: 22.03.2022 – 31.03.2022
подведение итогов проектной деятельности;
оформление выставки любимых книг нашей группы;
видеоотчет по стихам А. Л. Барто из цикла «Игрушки»;
игра – викторина «Путешествие по сказкам»;
театрализованная постановка сказки «Волк и семеро козлят».
Заключение:
Дети научились пользоваться настольным пальчиковым театром, сформировали умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой и жестами. В процессе различных видов деятельности расширился и углубился знания детей об окружающем мире, участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. Возникло желание читать новые сказки и книжки.
Список литературы:
1. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 2-3 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
2. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008
3. Сборники русских народных сказок, сборники сказок народов мира, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра.