Детям предлагается лабиринт, вход в который указан стрелкой. Необходимо, взяв в руки заостренную палочку и двигая ею по рисунку, быстро пройти весь лабиринт, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
10 баллов(очень высокий уровень) – задание выполнено ребенком менее чем за 45 секунд. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.
8-9 баллов(высокий уровень) – задание выполнено ребенком за 45-60 секунд, и, проходя через лабиринт, ребенок 11-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.
6-7 баллов(средний уровень) – задание выполнено ребенком за 60-80 секунд; проходя через лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.
4-5 баллов(средний уровень) – задание выполнено ребенком за 80-100 секунд, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до стенок.
2-3 балла(низкий уровень) – задание выполнено ребенком за время 100-120 секунд, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.
0-1 балл(очень низкий) – задание выполнено ребенком за время свыше 120 секунд или совсем не выполнено.
Методика для оценки образно-логического мышления
«Нелепицы» для детей 4-6 лет
(по Р.С. Немову)
С помощью этой методики можно оценить представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами этого мира: людьми, животными, природой.
Ребенку показывается картинка, на которой изображены несколько нелепых ситуаций с животными или людьми.
Ему предлагается внимательно посмотреть на картинку и сказать, все ли здесь правильно, все ли находится на своем месте. Найдя нелепицы, надо объяснить, почему это не так, рассказать, как должно быть.
Картинки демонстрируются ребенку в течение 3 минут.
Сначала ребенок просто называет нелепицы, а затем должен рассказать, как должно быть.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
10 баллов(очень высокий уровень) – за 3 минуты ребенок отметил 10 нелепиц, успел объяснить, что не так, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов(высокий уровень) – ребенок назвал все нелепицы, но 1-2 нелепицы не сумел до конца объяснить.
6-7 баллов(средний уровень) – ребенок назвал все нелепицы. За 3 минуты не сумел объяснить 3-4 нелепицы, не сказал, как должно быть на самом деле.
4-5 баллов(средний уровень) – ребенок заметил 7-8 нелепиц из 10, но 5-6 не успел объяснить, рассказать, как должно быть на самом деле.
2-3 балла(низкий уровень) – заметил 4-6 нелепиц из 10, до объяснения дело не дошло.
0-1 балл(очень низкий) – за отведенное время ребенок успел обнаружить менее 4 нелепиц.
Методика для оценки восприятия у детей 5-7 лет
«Чего не хватает?»
(по Р.С. Немову)
Ребенку предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.
Инструкция: на каждой из картинок отсутствует какая-то очень важная деталь; посмотри внимательно и назови ее.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
10 баллов(очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее чем за 25 секунд.
8-9 баллов(высокий уровень) – время поиска всех недостающих предметов заняло 26-30 секунд.
4-7 баллов(средний уровень) – время поиска всех недостающих предметов заняло 31-40 секунд.
2-3 балла(низкий уровень) – время поиска всех недостающих предметов заняло 41-45 секунд.
0-1 балл(очень низкий) – время поиска всех недостающих предметов составило в целом более 45 секунд.
Методика для оценки воображения у детей 5-7 лет
(по Р.С. Немову)
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей.
«Однажды в сказочном лесу маленький мышонок нашел волшебный кусочек сыра. Съев его, мышонок превратился в необычное существо, очень сильное и бесстрашное, которое еще никто никогда не видел. Нарисуйте, как вы себе представляете это существо».
На выполнение задания отводится 4-5 минут.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
10 баллов(очень высокий уровень) – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно продуманы.
8-9 баллов(высокий уровень) – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.
5-7 баллов(средний уровень) – ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление.
3-4 баллов(низкий уровень) – ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное, фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо продуманы.
0-2 балл(очень низкий) – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.
ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ
Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
Задача испытуемого - после того как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.
Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 (и более) правильных ответов. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.
Методика для диагностики продуктивности и устойчивости внимания
у детей 5-7 лет
«Найди и вычеркни»
Ребенок работает 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки.
Инструкция ребенку: по сигналу «Начинай» ты должен зачеркнуть кружки и обвести в кружок треугольники.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Определяется количество предметов на рисунке, просмотренных за 2,5 минуты, а также за каждые 30 секунд.
S = 0,5 N – 2,8 n
t
S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N – количество предметов, которые просмотрел ребенок;