Материалы и оборудование: Плакат «Животный мир Югры. Млекопитающие», учебное наглядное пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь». Выкройки разных животных на каждого ребенка, цветные карандаши и фломастеры; панорама «Тайга».
Ход занятия.
-Ребята, мы живем с вами в славном городе Сургут.
-Город Сургут находится в каком округе? (ХМАО-Югра)
-Правильно, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.
Югорский край - заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в край угорский всех вас приглашаю,
Добро пожаловать, друзья!
- А как вы понимаете слово «тайга»? (это смешанный лес, где растут хвойные и лиственные деревья, кустарники, есть болота)
- В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед
Дождь прибежит с далеких сопок и зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок!
Побродим по тайге с тобой.
- Очень много зверей в наших лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.
Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)
В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он сохатый, значит…(лось)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины. (Бобры)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
- А сейчас лесные звери хотят поиграть с вами в игру «У кого кто?» Предлагаю детям превратиться в зверей.
Как-то днём лесной тропой.
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал… (лосёнок)
За мамой лисицей крался… (лисёнок)
За мамой ежихой катились... (ежата)
За мамой медведицей шли.. (медвежата)
За мамой бельчихой скакали.. (бельчата)
За мамой зайчихой косые... (зайчата)
Волчица вела за собою... (волчат)
Все мамы и дети напиться хотят.
Игра в слова.
Ход игры: хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее зайцу (ежу, белке, лисе, волку, медведю). Объясните выбор каждого слова.
Мастер класс по изготовлению лесных животных.
- А сейчас мы немного помастерим…
Сначала предлагаю детям определить по силуэтам, какие животные представлены на выкройках. (Это белка, заяц, лиса, бобёр, соболь, медведь.)
- Как вы думаете, почему медведь такой маленький. Дети могут объяснить, например, что это медвежонок.
Далее изучаем по плакату расцветки животных, выбираем каких животных кто будет мастерить. Выбираем в какой композиции будут участвовать животные (летней). Дети раскрашивают пушистую шерсть. Её лучше изображать рядами коротких частых штрихов. Если отогнуть нижние лапки вперёд, а хвостик назад, фигурка хорошо стоит. А вот положение верхних лапок можно менять, создавая разные настроения животного.
Дидактическая игра «Кто спрятался в тайге»
- Возьмите изготовленное животное, назовите его и поселите его в лесу (панно)
Тайга — дом для огромного количества живых существ. В том числе и для человека. От того, насколько дружно соседствуют люди, животные и растения, зависит благополучие территории.
Мы все живём в одном небольшом и хрупком мире, надо уметь уважать каждое дерево, рыбу, птицу, зверя. Мы в силах сохранить природу в нашем общем доме.
Итог занятия.
-Что нового вы сегодня узнали?
-Что вам больше запомнилось?
Приложение.
Игра в слова. Ход игры: хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее зайцу (ежу, белке, лисе, волку, медведю). Объясните выбор каждого слова.