kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с традициями и обычаями татарского народа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с традициями и обычаями татарского народа»»


Программное содержание:


Обучающие задачи:

расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татарского народа: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг. Вспомнить особенности русского народного костюма и русских народных праздников.


Развивающие задачи:

развивать: умение свободно общаться с детьми и взрослыми; умение поддерживать беседу; умение отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями; память, воображение, умение анализировать и делать вывод. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме образовательной деятельности.


Словарная работа:

республика Татарстан, томичи, россияне, калфак, камзол, тюбетейка, юрта, пиала, чак-чак, Казань, марийцы, чуваши, юрта, чиги, бешбармак.


Воспитательные задачи:

воспитывать в детях уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.


   Здоровьесберегающие задачи:

следить за осанкой детей, использовать смену деятельности детей во время проведения образовательной

деятельности.

 

  Интеграция образовательных областей:

образовательные области: здоровье, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.


Оборудование: 

слайды с изображением: герба и флага Татарстана, элементов национальной татарской одежды,   национальных костюмов, декоративно – прикладного искусства, жилища татар, видов Казани; глобус, указка, картинки с видами по теме образовательной деятельности, посуда: пиалы; магнитофон,  татарские национальные  женские костюмы,


Методы и приёмы:

игровые: игровая ситуация, конверт – загадка, дети в национальных костюмах,  путешествие;

словесные: художественная литература (стихи, рассказ), беседа, объяснения;

наглядные: иллюстрации с изображениями по теме, на интерактивной доске изображения по теме.










 Воспитатель: Живут в России разные народы с давних пор.
                           Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
                           У каждого народа язык свой и наряд.
                           Один - черкеску носит, другой надел халат.
                           Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
                           Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
                           Одним милее осень, другим милей весна.
                           А Родина Россия у нас у всех – одна.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?
- Покажите Россию на глобусе.  

- Как можно назвать жителей России?
- Как называется город, в котором мы живём?  
- Давайте попробуем найти его на глобусе.
- На берегу какой реки стоит наш город?
- Правильно. Томь – это одна рек в мире.
- На берегах Томи живут разные народы. Какие? 
- Как называются люди, живущие на берегах Томи?
- Значит и русских, и татар, и мордву, и марийцев мы можем назвать томичами? А россиянами? А почему их так можно назвать?  

2. Работа по теме:
Воспитатель: А сегодня мы с вами узнаем побольше об одном из народов, живущих в нашем городе и в нашей области – о татарах.

У татар, как и многих других народов, есть свои традиции, свои обычаи, праздники, быт, даже вера своя. Но чтобы лучше об этом узнать, нам необходимо отправиться в путешествие. Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде с томского железнодорожного вокзала.

(Звучит гудок поезда)

Вот мы и приехали в столицу Татарстана -  город Казань (закрепляю). Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал (слайд). Отсюда мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю (слайд). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб (слайд).
Воспитатель:   Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается

покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие (слайд).

Ребята, вы слышите, какая - то музыка раздается с площади Казани. У татарского народа весной есть праздник, что означает восточный новый год.   Навруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия.   В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами.   В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой.  

Главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи.

Давайте послушаем и посмотрим, что же происходит там…

Сюрпризный момент: (Звучит татарская музыка и дети танцуют татарский народный танец и поют татарскую песню)

Воспитатель: Спасибо большое за прекрасный танец. Ребята, вам понравилось?

Воспитатель:  Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите, какие красивые платья у девочек и костюмы у мальчиков.
У мальчиков  видите, какие жилетки, а на голове необычные шапочки.



Воспитатель:  Ребята, Давайте посмотрим картинки с изображением национальных костюмов.  Посмотрите, они одинаковые? Как вы думаете это костюмы какого народа? Давайте подробнее остановимся на татарских костюмах. Женским национальным костюмом было платье КЮЛЬМЕК, по низу шла оборка и вышивка. На грудь вешалось украшение расшитое вышивкой или бисером - КУКРЕК. В основном в вышивке использовался растительный орнамент. Так как по вере татарского народа нельзя было использовать рисунки животных. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол (закрепляю). Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани (показываю камзол). На голове молодые девушки носили КАЛФАК. А взрослые женщины носили вот такой головной убор – ЯУЛЫК. Татарские девушки и женщины заплетали две косы и украшали их НАКОСНИКОМ.  Главным цветом у татарского народа считается зеленый. А ещё  в исполнении одежды, узоров используют красный и белый цвета.

Чем больше украшений носила татарская девушка, тем богаче приданое у нее было. Или как говорили, чем больше она звенела, тем богаче была. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты.

( слайды с изображением татарских костюмов).
Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой. (Рассматриваем, как украшены тюбетейки) 
- Как назывался головной убор у мужчин? (дети отвечают)
На ноги татарский народ одевал расшитые кожей сапоги и называются они ЧИГИ. Сапоги украшались аппликацией из кожи.

А татарские дети, как и вы, очень любили и любят играть в подвижные игры. Мы тоже давайте поиграем.

Татарская национальная игра «Скок – перескок»

Как же жили раньше татары?

Татарский народ занимался скотоводством. Держали большие стада овец, коров, коз.

Чтобы животных кормить им приходилось постоянно путешествовать (кочевать) с одного пастбища с вкусной свежей травой на другое. Поэтому жилище у татарского народа было разборное и называлось оно ЮРТА. Каждый раз татары собирали заново свой дом, поэтому он состоял из палок (слайд - жилище татар). Татарский народ все возил с собой на кибитке с пастбища на пастбище.

Даже мебель в ЮРТЕ была сборная. Шка, в котором хранилась посуда  был тоже сборный и собирался, как лего,  без единого гвоздя  (слайд). Когда нужно было переезжать, то ребенка в колыбели привязывали ремнями к лошади и так перевозили для его безопасности (как сейчас в детских креслах, только лежа).

Главное блюдо татарского народа – это БИШБАРМАК. Кто знает, что это означает? 

(это означает пять пальцев, поэтому и ели его пятью пальцами – руками).

Готовили еду в большой чугунной кастрюле круглой формы, называлась она КАЗАН. Пили  и ели из круглых глубоких чашек – ПИАЛА (слайды).

Воспитатель:

Нам пора возвращаться  в наш родной город Томск. (Звучит гудок поезда). Вот мы и оказались опять на железнодорожном вокзале г. Томска и в своём родном детском саду













Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 102 г. Томска


Проверил старший воспитатель Утвердил и.о.заведующий МАДОУ №102

Кухта С.И. ____________ _Микова А.Н.

«______» ___________2022г. «______» _____________ 2022г.










Конспект НОД

«Знакомство с традициями и обычаями татарского народа»

в средней группе

10 «Василёк»










Воспитатели: Алабугина Н.С.

Косякова Е.В.






Г. Томск. 2022г.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Знакомство с традициями и обычаями татарского народа»

Автор: Надежда Спиридоновна Алабугина

Дата: 14.04.2022

Номер свидетельства: 604766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Тема:  “Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа” "
    ["seo_title"] => string(78) "tiema-znakomstvo-s-tatarskim-ornamientom-chieriez-traditsii-tatarskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "207182"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430368741"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "НОД "Знакомство с коренными народами Сибири: "Сибирские татары""
    ["seo_title"] => string(61) "nod-znakomstvo-s-koriennymi-narodami-sibiri-sibirskiie-tatary"
    ["file_id"] => string(6) "249854"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446984770"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Значение этнокультурного компонента на занятиях по декоративно-прикладному искусству"
    ["seo_title"] => string(80) "znachenie_etnokulturnogo_komponenta_na_zaniatiiakh_po_dekorativno_prikladnomu_is"
    ["file_id"] => string(6) "568388"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608792123"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Мы независимый Казахстан "
    ["seo_title"] => string(26) "my-niezavisimyi-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "121266"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413911182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства