Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»
Цель:
Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении, их проблем в зимнее время, особенности питания. Формировать и закрепить понятие «зиму-ющие птицы».
Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предло-жения.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных.
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам, интерес, лю-бознательность к миру природы, желание помогать птицам.
Повышать уровень заинтересованности детей к процессу обучения.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, мяч, кормушка, макет дерева.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.
Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь, дятел.
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц?
Дети : Туловище, крылья, клюв перья, лапы хвостик.
Воспитатель: Молодцы. А чем они отличаются?
Дети: Размером, окраской оперенья, формой клюва.
Воспитатель: Расскажите мне про ворону. Какая она?
Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица.
1-ый ребенок Высоко на кроне клена
Спеть готовится ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко кар-р-р.
Воспитатель: Птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?
Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый, доверчивый, смелый. Еще в народе воробьев прозвали «воришками», потому что они налетают стайкой и не боятся людей.
2-ой ребенок Воробьишка-воробей, Чик-чирик! - между ветвей, Словно серенький комок С дерева на ветку - скок! Тут взлетит, туда вспорхнёт. С мостовой зерно клюёт, У скамеек ищет крошки, И боится очень кошки.
Воспитатель: Послушайте внимательно загадку:
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Про какую птицу загадка?
Дети: Про сороку.
Воспитатель: Какая это птица? Расскажите про нее.
Дети: Сорока остается зимовать вместе с нами. Она делает большое прочное гнездо из сучьев, тряпок, проволоки. Она подбирает блестящие предметы и несет их к себе в гнездо.
Сорока большая, длиннохвостая птица. Она везде летает, все слышит, обо всем знает. Она предупреждает своим стрекотанием птиц и животных об опасности.
Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?
Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки.
Воспитатель: А сейчас послушайте загадки, про какую птицу говорится в них?
Я пациентов простучу
И от недугов излечу.
Мои всегдашние больные
Дубы и сосны вековые.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Дети: Дятел.
Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.
Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы.
Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц: Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
4-ый ребенок Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? —
На березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней —
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку:
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка).
Воспитатель: Правильно, эта загадка про синичку. Расскажите про синичку. Какая она?
Дети: Синичка осторожная, любопытная, пугливая, ни минуты не сидит на месте, суетит-ся, снует. Синичек называют «крылатой полицией леса»потому, что она тщательно обсле-дует деревья в поисках зимующих насекомых.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу (руки вверх, плавное покачивание)
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу (встряхивание рук)
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят. (руки в стороны, движения вверх-вниз)
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад (присесть).
Упражнение «Назови ласково» (с мячом).
Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково»:
Снегирь - снегирёк, снегиречек…
Синица - синичка, синичушка, синиченька…
Голубь - голубок, голубочек…
Воробей – воробейчик, воробушек…
Ворона – воронушка, воронка…
Дятел – дятлушка…
Клест – клестушка…
Сорока – сороченька…
Упражнение «Каких птиц много на дереве?»
Воспитатель прикрепляет на доску макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц. Посмотрите, на дерево прилетело много птиц. Давайте про них скажем так:
На дереве много...синиц,
На дереве много...дятлов,
На дереве много...ворон,
На дереве много...снегирей.
Игра «Один – много» (с мячом).
Одна ворона – много ворон.
Один воробей –много воробьев.
Одна сорока – много сорок.
Один голубь – много голубей.
Один дятел – много дятлов.
Один снегирь – много снегирей.
Одна синица – много синиц.
Одна галка – много галок.
Один клест – много клестов.
Воспитатель: Давайте попробуем отгадать загадки. Слушайте внимательно! Кто отгадает – тот птичку получает!
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это? (Воробей)
Желтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут ее.. (Синичка)
Вещунья белобока
А зовут ее … (Сорока)
Белый бок, серый бок,
Воркует нежно… (Голубок)
Красногрудый, чернокрылый
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Черный жилет, красный бирет.
Нос, как топор, хвост как упор. (Дятел)
Грудка ярче, чем заря,
У кого … (У снегиря)
Под еловой лапкою птенчики сидят.
Деткам мама с папою шишки теребят. (Клесты)
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки! (Свиристели)
Птица серая парила,
Крылья черные раскрыла,
Громко каркнула она,
Только курочка ушла. (Ворона)
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. /Кормушка/
Дети: Кормушка.
Воспитатель показывает настоящую кормушку, рассматривает ее вместе с детьми.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего люди мастерят кормушки?
Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.
Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Морозы»:
Морозы жестокие в этом году...
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
Ведь очень голодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить.
И тогда им будет легко переносить холода.
Воспитатель (подводится итог занятия):
Вспомните, о чем мы говорили на занятии?
Каких птиц вы увидели?
Как нужно помогать птицам в зимнее время?
А сейчас мы с вами выйдем на прогулку, вынесем зерно, пшено и накормим птиц.