Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работы.
Возрастная категория: 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа).
Форма занятия: организованное занятие (по замыслу).
Методы и приемы ознакомления: наглядный, словесный, игровой.
Оборудование и материалы: альбомные листы, акварельные краски, восковые мелки, простой карандаш, шаблоны животных, кисти разного размера № 3, 4, 6 (белка, пони), стаканчик с водой, клеенка. Тряпочка или салфетка.
Подготовительная работа: беседы о животных жарких стран, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением животных, чтение энциклопедий о животных, просмотр презентаций и видео материалов о животных жарких стран.
Ход занятия:
Организационный момент. Воспитатель приглашает детей встать всем вместе в круг:
- Ребята, всю неделю мы знакомились с животными жарких стран. Назовите, кто вам больше запомнился, понравился.
Дети по очереди называют животное, передавая ход (касаясь рукой плеча соседа). Повторяться нельзя.
Воспитатель подводит итог (когда все ребята назвали животных):
- Как много животных вы назвали, молодцы! А теперь предлагаю вам поиграть. Посмотрим, как вы умеете показывать животных жестами, движениями и мимикой не называя его.
Подвижная игра «Изобрази животное». По считалке выбирается водящий, становится в центре круга. Он задумывает любое животное, обитающее в жарких странах. Задача: изобразить животное так, чтобы дети догадались.
Ребята идут по кругу со словами:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так…
Водящий показывает животное, дети отгадывают и повторяют движения. Водящий выбирает того, кто лучше повторил. Тот становится водящим. Игра повторяется (3 – 4 раза).
После игры воспитатель приглашает детей за столы.
Объяснение способа рисования.
- Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать любимых животных жарких стран. И для того чтобы наши рисунки получились яркими, красочными мы будем использовать сегодня в своей работе восковые мелки и акварельные краски. А помогут нам создать красивые рисунки шаблоны животных. (Дети выбирают шаблоны животных).
- При выполнении рисунка в технике восковой мелок + акварель, хорошо рисовать животных, имеющих какую – либо характерную окраску, рисунок на шкуре: пятнышки, полоски… Ребята, назовите таких животных. (Дети называют животных).
Воспитатель выслушивает детей и выставляет иллюстрации: зебра, тигр, жираф и т.д. (Иллюстрации животных остаются на доске перед глазами детей на протяжении всего занятия в качестве образца для рисования и раскрашивания).
- Сначала подумайте над сюжетом вашей картины: кого вы хотите нарисовать, что будут деталь ваши животные. С помощью шаблонов на листе бумаги выложите вашу будущую композицию (рисунок). Например, зебры пасутся.
Можно предложить детям несколько вариантов, прикладывая и передвигая шаблоны.
- Композиция придумана. У меня зебры. Обвожу шаблоны по контуру простым карандашом. Результат.
Поскольку дети уже знакомы с данной техникой и последовательностью выполнения рисунка, то основной упор делается на вариативность. Можно показать несколько приемов, но всю работу от начала до конца показывать необязательно. Я заранее обвела несколько животных и показывала детям, как можно создать разные варианты рисунков. Затем дети работают самостоятельно. Воспитатель заканчивает свои рисунки, может помогать и советовать ребятам, если требуется помощь. Далее привожу всю последовательность работы над рисунком.
- Работаем дальше восковыми мелками. Обводим контуры животных. Рисуем полоски на шкуре, гриву, копыта, оформляем мордочку. Дорисовываем окружающий пейзаж.
- Начинаем раскрашивать зеленой акварелью пастбище, на котором пасутся мои зебры. Более темным оттенком кончиком кисти подрисовываем травинки.
Физминутка. Музыкальная игра «Мы веселые мартышки» (Музыка А. Ермолова, слова В. Борисова)
Мы веселые мартышки.
Раз, два, три.
Мы играем громко слишком.
Раз, два, три.
Мы в ладоши хлопаем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ногами топаем:
Топ, топ, топ.
Надуваем щечки:
Ф-фу, ф-фу, ф – фу.
Скачем на носочках:
Прыг, прыг, прыг.
И друг другу даже
Язычки покажем:
Ф-фу, ф-фу, ф-фу.
Дружно прыгнем к потолку:
Прыг, прыг, прыг.
Пальчик поднесем к виску:
Чик, чик, чик.
Оттопырим ушки.
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем:
Ам-ам-ам.
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру три,
Все с гримасами замри! (Выполняются движения по тексту, в конце игры нужно замереть со смешной гримасой).
Самостоятельное рисование. Дети самостоятельно выполняют работы (дорабатывают).
Заключение.
- Ребята, давайте посмотрим на наших животных. Я предлагаю вам рассказать, кого вы изобразили, что делают ваши животные. (По желанию, заслушиваются 3-4 ребенка). Молодцы, у вас получились замечательные рисунки. Я предлагаю вам устроить выставку наших работ, что бы все наши гости могли полюбоваться вашими работами.
Литература и приложения:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Источник: [Электронный ресурс]:
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова. - М., 1991.
Комарова, Т.С., Савенков, А.И. Коллективное творчество дошкольников / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - М., 2005.
Проектирование занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Источник: Рязанский институт развития образования. Виноградова А.Н., старший преподаватель кафедры ДиНО ОГБУ ДПО «РИРО».
Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977.