Просмотр содержимого документа
«Занимательные математические игры для детей 6-7 лет»
Занимательные математические игры
для детей 6-7 лет
Автор: Домбровская Р.Б.
Загадай число
Предложите ребенку отгадать, какое число вы задумали: «Если к этому числу прибавить 3, то получится 5» или: «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Меняйтесь ролями: малыш загадывает число, а вы стараетесь отгадать его.
Праздник числа
Объявляйте каждый день праздником какого-либо числа. В этот день число-именинник приглашает в гости другие числа, но с одним условием: каждая цифра должна подобрать себе друга, который поможет ей превратиться в число дня. Например, праздник числа семь. Цифра 7 приглашает в гости цифру 5 и интересуется, кто будет ее сопровождать. Цифра 5 думает и отвечает: «2 или 12» (5+2; 12—5).
Засели аквариум
Приготовьте дидактический материал: вырежьте из картона 15 рыбок и 5 прямоугольников-аквариумов. На каждом прямоугольнике запишите несложные примеры (1+2; 3+4 и т.д.), такое количество рыб необходимо заселить в данный аквариум. Попросите ребенка записывать общее количество рыб в каждом аквариуме.
Почтальон
Вместе с ребенком нарисуйте 10 домов, попросите малыша пронумеровать их. Заранее вырежьте 10 прямоугольников (письма), на каждом письме написано арифметическое действие. Решив пример, юный почтальон узнает номер дома и доставит письмо по адресу. Например, ребенок берет «конверт»
надписью 5-3, произведя подсчеты, малыш кладет письмо рядом с домом №
2 и т.п.
Собери цветок
Вырежьте из картона сердцевину цветка и отдельно — семь лепестков. В центральной части цветка сделайте прорези для лепестков, а на каждом из них напишите арифметическое выражение на сложение или вычитание в пределах 10. Предложите ребенку собрать волшебный цветик-семицветик, но вставить лепесток в сердцевину можно только при условии правильного решения примера. После того, как малыш соберет цветок, поинтересуйтесь, какие бы желания он загадал на каждый лепесток.
Игра помогает ребенку овладеть навыками счета и, кроме того, развивает воображение.
Посчитай плоды
Зайчик и медвежонок решили посеять морковь и свеклу, но семена перемешались, и малыши не знают, сколько у них семян моркови, а сколько
— свеклы. Всего они насчитали 8 семян. Попробуйте вместе с ребенком рассмотреть все возможные варианты количественных соотношений свеклы и моркови, например: «Может вырасти 3 свеклы и 5 морковок, или 4 морковки и 4 свеклы и т.п.». Попросите малыша зарисовать получившиеся варианты. Свеклу можно обозначить красными кругами, а морковь — оранжевыми треугольниками.
Разложи цифры
Подготовьте карточки с цифрами от 1 до 15, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку выложить карточки в порядке возрастания чисел, затем, в порядке убывания. Выбирайте и другие варианты
раскладывания, например: «Разложи, пожалуйста, карточки, пропуская каждое второе (третье) число».
Запиши цифрами
Нарисуйте несколько картинок:
Дерево, на нем висят два яблока. Одно зачеркните.
На полянке растут четыре цветка. Два зачеркните.
На столе — три конфеты. Одну зачеркните.
Предложите ребенку рассмотреть картинки и ответить, что на них изображено. Если малышу трудно сформулировать свои догадки, помогите ему. «На дереве было два яблока. Одно я зачеркнула, значит, его не стало. Что с ним могло случиться? (упало, сорвали). Сколько осталось яблок? Правильно, одно. А можем мы записать это цифрами?». Запишите:
2...1...1
Попросите ребенка расставить знаки в получившемся выражении. Таким образом рассмотрите все предложенные задачи.
Посчитай яблоки
Схематично изобразите несколько тарелок, в каждой из которых — разное количество конфет или яблок. Попросите ребенка записать количество яблок в тарелках цифрами. В какой тарелке яблок больше? Почему? Значит, цифра, обозначающая количество яблок в этой тарелке, больше остальных чисел. Таким образом, сравнивая количество яблок в каждой тарелке, рассмотрите каждую цифру, записывая их в порядке убывания.
Напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка под каждой цифрой нарисовать соответствующее ей количество каких-либо предметов или геометрических фигур. И, наоборот, рисуя группы предметов, предлагайте ребенку записать цифрами их количество.
Превращение чисел
Предложите ребенку поиграть в волшебников, которые превращают несколько чисел в одно. «Как ты думаешь, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2?». Используя наглядный материал (счетные палочки), прибавьте три к двум, затем отнимите два от трех. Запишите полученные результаты в виде примеров. Попросите малыша стать волшебником и с помощью волшебных палочек превращать одни числа в другие.