"Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста" (счет)
"Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста" (счет)
В автобусе или в трамвае часто слышишь, как малыш, ободряемый мамой или бабушкой, заявляет, что умеет считать до ста или тысячи. Начиная считать, он торопится, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребенок механически повторяет все сказанное за ними. Встает вопрос: действительно ребенок 4 -5 лет умеет считать, ориентируясь в числах до ста? Конечно нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного - понимания числа. Как-то в НИИ дошкольного воспитания пришел взволнованный дедушка. Он сказал, что очень обеспокоен тем, что вероятно уже что-то пропустил в обучении внука (4 года). "Я задал ему простую задачу, - сказал дедушка, - у тебя было 10 яблок. Ты съел три. Сколько яблок осталось? Внук не смог ответить". Должен ли ребенок этого возраста решать такую задачу? Имеет ли основание беспокойство дедушку? Что и в каком объеме должен знать ребенок дошкольного возраста? Все эти вопросы волнуют родителей.
Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Если не направлять математическое "образование" ребенка, то, несмотря на случайное усвоенные сведения, умственное развитие его не достигнет возможного в этом возрасте уровня. Строить обучения дошкольника надо таким образом, чтобы ребенок понимал, что он изучает. Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней. Родители призваны помочь ему в этом: показывать существенные взаимосвязи и взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Как же следует учить ребенка считать? Как добиться, чтобы счет для него был не набором слов, заученных в определенном порядке, а основывался бы на понимании смысла числа? Самый простой и эффективный метод - пересчет предметов. Для этого не обязательно организовывать специальные занятия. Во время общения ребенка со взрослыми, во время детских игр много возможностей для упражнения в счете. Можно считать пуговицы, деревья, куклы, звуки, да все, что угодно, но при этом дети должны правильно называть числительные. как же можно проверить, усвоил ли ребенок счетные навыки, насколько осознанно производит он счетные операции? Это сделать очень просто. Например, разложить пуговицы, орешки, горошины или другие предметы не в ряд, а в виде какого-то определенного рисунка или геометрической фигуры и попросить сосчитать, сколько их.
Другое задание. Одинаковое количество больших и маленьких кубиков положить в два ряда. Спросить у ребенка, каких кубиков больше, каких меньше. Выполняя задание, ребенок должен не только дать четкий ответ, но так же уметь аргументировать его, рассказывать о том, как он пришел к такому выводу. Мышление неотделимо от речи. Речь и мышление развиваются в тесной взаимосвязи. Поэтому необходимо давать ребенку возможность подробно и понятно для другого рассказывать о последовательности своих действий и их результатах. Представление о числе не может ограничиваться умением ребенка пересчитывать предметы. Необходимо добиваться понимания отношений между последовательными числами.
При сравнении двух групп предметов взрослый должен показать ребенку, как преобразовывать неравночисленные множества в равночисленные, добавляя или убирая один элемент. Рекомендуем родителям заниматься с детьми, чаще использовать игровые методы. Интересна для детей игра "Что изменилось?", позволяющая в занимательной форме усваивать сравнение двух групп предметов. Любимую игру детей в мяч тоже можно использовать для закрепления математических знаний.
Таким образом дети усваивают закономерность натурального следования чисел: каждое последующее число больше предыдущего на один. В целях подготовки к изучению сложения и вычитания необходимо познакомить детей с составом чисел из двух меньших чисел. Для этого можно использовать любые предметы двух цветов: кубики, пуговицы, квадраты др. Интересна и полезна для изучения состава числа игра "Угадай, сколько?" Так в играх дети усваивают представления об отношениях между числами, о равенстве, о составе числа из двух меньших чисел. учатся аргументировать свои ответы. Все эти упражнения необходимы для успешного обучения в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста" (счет)»
В автобусе или в трамвае часто слышишь, как малыш, ободряемый мамой или бабушкой, заявляет, что умеет считать до ста или тысячи. Начиная считать, он торопится, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребенок механически повторяет все сказанное за ними. Встает вопрос: действительно ребенок 4 -5 лет умеет считать, ориентируясь в числах до ста? Конечно нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного - понимания числа. Как-то в НИИ дошкольного воспитания пришел взволнованный дедушка. Он сказал, что очень обеспокоен тем, что вероятно уже что-то пропустил в обучении внука (4 года). "Я задал ему простую задачу, - сказал дедушка, - у тебя было 10 яблок. Ты съел три. Сколько яблок осталось? Внук не смог ответить". Должен ли ребенок этого возраста решать такую задачу? Имеет ли основание беспокойство дедушку? Что и в каком объеме должен знать ребенок дошкольного возраста? Все эти вопросы волнуют родителей.
Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Если не направлять математическое "образование" ребенка, то, несмотря на случайное усвоенные сведения, умственное развитие его не достигнет возможного в этом возрасте уровня. Строить обучения дошкольника надо таким образом, чтобы ребенок понимал, что он изучает. Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней. Родители призваны помочь ему в этом: показывать существенные взаимосвязи и взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Как же следует учить ребенка считать? Как добиться, чтобы счет для него был не набором слов, заученных в определенном порядке, а основывался бы на понимании смысла числа? Самый простой и эффективный метод - пересчет предметов. Для этого не обязательно организовывать специальные занятия. Во время общения ребенка со взрослыми, во время детских игр много возможностей для упражнения в счете. Можно считать пуговицы, деревья, куклы, звуки, да все, что угодно, но при этом дети должны правильно называть числительные. как же можно проверить, усвоил ли ребенок счетные навыки, насколько осознанно производит он счетные операции? Это сделать очень просто. Например, разложить пуговицы, орешки, горошины или другие предметы не в ряд, а в виде какого-то определенного рисунка или геометрической фигуры и попросить сосчитать, сколько их.
Другое задание. Одинаковое количество больших и маленьких кубиков положить в два ряда. Спросить у ребенка, каких кубиков больше, каких меньше. Выполняя задание, ребенок должен не только дать четкий ответ, но так же уметь аргументировать его, рассказывать о том, как он пришел к такому выводу. Мышление неотделимо от речи. Речь и мышление развиваются в тесной взаимосвязи. Поэтому необходимо давать ребенку возможность подробно и понятно для другого рассказывать о последовательности своих действий и их результатах. Представление о числе не может ограничиваться умением ребенка пересчитывать предметы. Необходимо добиваться понимания отношений между последовательными числами.
При сравнении двух групп предметов взрослый должен показать ребенку, как преобразовывать неравночисленные множества в равночисленные, добавляя или убирая один элемент. Рекомендуем родителям заниматься с детьми, чаще использовать игровые методы. Интересна для детей игра "Что изменилось?", позволяющая в занимательной форме усваивать сравнение двух групп предметов. Любимую игру детей в мяч тоже можно использовать для закрепления математических знаний.
Таким образом дети усваивают закономерность натурального следования чисел: каждое последующее число больше предыдущего на один. В целях подготовки к изучению сложения и вычитания необходимо познакомить детей с составом чисел из двух меньших чисел. Для этого можно использовать любые предметы двух цветов: кубики, пуговицы, квадраты др. Интересна и полезна для изучения состава числа игра "Угадай, сколько?" Так в играх дети усваивают представления об отношениях между числами, о равенстве, о составе числа из двух меньших чисел. учатся аргументировать свои ответы. Все эти упражнения необходимы для успешного обучения в школе.