Просмотр содержимого документа
«Игры, математические развлечения для детей 6-7 лет»
Игры, математические развлечения для детей 6 -7 лет.
В детском саду дошкольники знакомятся с арифметическими действиями – сложением и вычитанием. Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем.
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов, всевозможные математические игры, математические вечера досуга и математические утренники.
Решая такие задачи или принимая участие в играх, утренниках, вечерах досуга, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно от него требуется.
К сожалению, в методических пособиях подобного материала мало. Поэтому воспитателям часто приходится придумывать самим. Приведенные ниже задачи были предложены детям старших групп и вызвали у них живой интерес.
В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как величина, цвет, форма и т.д. Кроме того дети начинают понимать, что считать можно любые предметы, которые нас окружают.
Задача 1.
Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:
- Я тут самый главный! Меня дети больше всех любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.
- Нет, я самый главный! - возразил зеленый карандаш. – Моим цветом дети раскрашивают траву и листья на деревьях.
- Ну, уж нет, я самый главный, моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки! – крикнул красный карандаш.
«Спорьте, спорьте, - думал про себя желтый карандаш. – Уж я – то знаю, кто здесь самый главный. И почему дети меня любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце».
Вопрос: Сколько всего карандашей было в коробке? (4)
Задача 2.
На свой день Рождения Муха – Цокотуха созвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.
Первыми прискакали 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали – приполз жук и занял еще одно место.
Вопросы: Сколько было занято стульев? (9) Сколько всего было гостей? (8)
Задача 3.
Пришла к фотографу семья.
- Сфотографируйте нас, пожалуйста!
- Хорошо, только сначала вас как следует надо усадить.
Маму и папу усадили на стулья. Дедушка встал рядом с креслом, куда усадили бабушку. Двойняшек сестренок усадили на скамеечку. А еще одну сестренку, самую маленькую, посадили к маме на колени.
Вопросы: Сколько всего человек в семье? ( 7) Сколько было сестер? (3)
Сколько мам было в задаче? (2) Сколько взрослых было всего? (4)
Задача 4.
В лесной избушке жили зверюшки.
Угадайте кто?
Круглый, колючий (еж).
Длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц).
Рыжая, пушистая, хитрая (лиса).
Серый, зубастый (волк).
Толстый, мохнатый, неуклюжий (медведь).
Вопросы: Сколько зверей жило в избушке? (5)
Задача 5.
Сережа и Оля пошли в лес за грибами. Когда шли мимо берез, Сережа нашел
подберезовик. Когда шли около дубов, Оля нашла белый гриб. Проходя мимо пенечков, Сережа нашел два опенка. А когда зашли в сосновый лес, дети нашли масленок, рыжик и мухомор.
Вопросы: Сколько грибов нашли дети? (7) Сколько грибов дети пожарят? (6)
Задача 6.
Пришли к Антону на день рождения гости. Вова подарил ему вездеход, Саша робота, Степан – самолет, а Валя – конструктор.
Вопросы: Сколько подарков подарили имениннику? (4)
Сколько детей было на Дне Рождения? (5)
Задача 7.
Однажды лиса и волк решили пойти на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк – жадина подумал: «Возьму-ка я себе самую большую удочку с самой длинной леской больше рыбы наловлю».
Сели ловить рыбу. Лиса только успевает вытаскивать: то леща, то карася, то сома, то щуку.
А волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске запутался. Пока распутался, уже пора домой идти.
Вопросы: Сколько рыб поймали звери? (5) Кто больше наловил рыбы и почему?
Задача 8.
Наступила зима. Дети смастерили кормушку и повесили ее на дерево. Сначала прилетели 2 синички, поклевали сало. Подкрепиться пшеном прилетел воробей. А под кормушкой важно расхаживали три большие вороны и подбирали рассыпанные крошки хлеба.
Вопросы: Сколько птиц было всего? (6) Сколько было маленьких птиц? (3) сколько было больших птиц? (3)
Задача 9.
Купил лось телевизор и пригласил всех зверей мультики смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую сели лось и медведь, а на маленькую – белка, заяц, куница, суслик и мышь.
Вопросы: Сколько зверей смотрели телевизор? (7) на какой скамейке уместилось больше зверей? Почему? Сколько зверей уселось на большой скамейке? (2) сколько зверей уместилось на маленькой скамейке? (5)
Задача 10.
Захотелось Маше мороженого. Купила она сливочное – вкусно! «А что если фруктовый лед вкуснее?» И купила фруктовый лед. «Что-то я пломбир давно не пробовала» и купила пломбир. Но тут продавец открыла новую коробку. А там… эскимо. «Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем!» - подумала Маша и купила себе еще три порции.
Вопросы: Сколько порций мороженого купила Маша? (6) Что теперь будет с Машей?
Также развитию интереса к математике способствуют вопросы на смекалку и логику:
Сколько ушей у трех мышей?
Сколько лап у двух котов?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер?
Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая вмещала одного человека, но переправились оба. Как это получилось?
Леня уехал к бабушке в понедельник, а вернулся в следующий понедельник. Сколько дней пробыл Леня в гостях?
Света уехала в лагерь в субботу. Мама пообещала приехать к ней через 5 дней. В какой день недели приедет мама?
Задача 10.
Мы получили новую квартиру. Все помогали переносить мебель. Шкаф внесли папа и дедушка, диван – дядя Коля и дядя Вася. Стол принесли мама и бабушка, кресло – сестра Оля, а мы с Ромой – по одному стулу.
Вопросы: Сколько предметов мебели в нашей квартире? (6) сколько человек переносили мебель? (9)
Игры на воссоздание силуэтов.
«Волшебный круг»
Круг разрезается на 10 частей. В результате получается 4 равных треугольника. Остальные части, попарно равны между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.
Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну на другую.
Эта игра выпускается промышленностью с прилагаемым комплектом образцов. Если в вашей игротеке есть не только «Волшебный круг», но и другие плоскостные игры «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино» и другие, то ребенок с их помощью сможет создавать различные композиции и фигуры. Эти игры способствуют развитию усидчивости, самостоятельности, развитию фантазии…
В содержание вечеров досуга включаются также и подвижные игры: «Третий лишний», на построение по росту «Чья команда быстрее?» и др., разнообразный художественно-познавательный материал, малые формы фольклора, считалки, поговорки, задачи в стихотворной форме…
Математический материал включается в сценарий с учетом степени сложности, характера занимательных задач, развивающего значения, интересов детей.
При отборе занимательных задач надо учитывать уровень освоения программного материала детьми, овладения элементарной математической терминологией с тем, чтобы проведение вечера досуга способствовало совершенствованию математических представлений и умений, развитию умственных способностей.