Цели:
– формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности
формулировать нравственные суждения;
– развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами,
правилами этикета;
– формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент
Ученики читают стихотворение, которое может стать своеобразным эпиграфом классного часа.
Вежливым должен быть каждый ребёнок, Если ты сделал что-то плохое,
Вежливость знает даже котёнок. Надо сказать «извините». Открою
Ты, не должен грубить старикам Я вам секрет: «до свиданья», «привет» –
И не давать дорогу щенкам. Эти слова помогут нам с вами,
После приёма пищи в обед, И вмиг исчезнут все наши страданья!
Должен сказать ты «спасибо» в ответ,
II. Актуализация опорных знаний. Открытие нового.
– Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток», – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Правила вежливости знакомы всем нам. Они несложны, и каждый человек может и должен их выполнять.
Вот некоторые из них:
(Слайд 2)
- В вежливости проявляется отношение к другим людям;
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается;
- Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость;
- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим;
- Вежливый человек не причиняет никому неприятностей и обид.
Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны сказать вежливыми или нет, были действия в ней. Если всё было правильно, то вы будете хлопать в ладоши, а если нет – топать ногами.
(Слайды 3-4)
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
( Слайд № 5)
(Определяется тема занятия – «Поговорим о вежливости»)
– В обиходе вежливого и воспитанного человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова.
(Каждый ряд поочерёдно договаривает стихотворные строки.)
Игра «Словарь вежливых слов»
(Слайды № 6-12)
III. Физкультминутка
– Сейчас я вам буду давать задание. Если в задании вы услышите слово «пожалуйста», то вы его выполняете. Если нет слова «пожалуйста» - не выполняете.
(Называю задание, одновременно его выполняю, стараясь ввести детей в заблуждение)
– Поднимите руки вверх, пожалуйста.
– Поставьте руки на пояс, пожалуйста.
– Руки в стороны.
– Поднимите правую руку вверх, пожалуйста.
– Поднимите левую руку вверх и т.д.
– Ребята, сейчас на экране будут появляться «волшебные» слова, а вы постарайтесь объяснить, когда и как их необходимо произносить. Что это за выражения – слова приветствия, благодарности, а может, просьбы. Задание понятно? Начали.
Идёт игра “Волшебные слова”
( Слайды № 13-31)
– Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий.
Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.
( Слайд № 32)
– Все приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: “Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение”
(Слайд № 33)
– Ещё одна замечательная дата. 11 января – Всемирный день «спасибо». Самая «вежливая» дата в году! Слово «спасибо» известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от слов «Спаси бог» – этой фразой на Руси выражали благодарность. Теперь «спасибо» – новое слово, которое обозначает «Я вас благодарю и желаю всех благ»
(Слайд № 34)
– Слова благодарности – это знаки внимания, они являются устными «поглаживаниями» и способны согреть своей теплотой. Мы каждый день говорим друг другу «спасибо», поэтому очень важно помнить, что истинная благодарность лишь та, которая идёт только от чистого сердца!
Воспитанный человек не может быть злым, ведь воспитанность тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит воспитанность всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
17 февраля – День спонтанного проявления доброты – одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически вообще не известен. Предполагается, что в этот день людям следует стараться быть не просто добрыми, что подразумевается само собой, а добрыми беспредельно и бескорыстно
( Слайды № 35-36)
( Слайд № 37)
Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин: «Почти всё у человека предназначено для самого себя … кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко»
– Встречались ли вам вежливые, воспитанные люди – взрослые или ребята, которые были добры не только на словах, но и на деле? Расскажите.
IV. Итог занятия
– Ребята, так кто же такой вежливый человек? (Воспитанный человек)
– Как вы понимаете смысл следующих пословиц.
( Слайд № 38)
– Я надеюсь, ребята, что наше занятие не пройдёт бесследно. Вы станете ещё более обходительными, скромными, вежливыми, проявляющими уважение к собеседнику.
Просмотр содержимого документа
«Клас.час»
Беседа «Поговорим о вежливости» (2 класс)
Вальвакова Татьяна Валериевна,
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 2» п.Ханымей, ЯНАО
Цели:
– формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности
формулировать нравственные суждения;
– развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами,
правилами этикета;
– формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент
Ученики читают стихотворение, которое может стать своеобразным эпиграфом классного часа.
Вежливым должен быть каждый ребёнок, Если ты сделал что-то плохое,
Вежливость знает даже котёнок. Надо сказать «извините». Открою
Ты, не должен грубить старикам Я вам секрет: «до свиданья», «привет» –
И не давать дорогу щенкам. Эти слова помогут нам с вами,
После приёма пищи в обед, И вмиг исчезнут все наши страданья!
Должен сказать ты «спасибо» в ответ,
II. Актуализация опорных знаний. Открытие нового.
– Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток», – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Правила вежливости знакомы всем нам. Они несложны, и каждый человек может и должен их выполнять.
Вот некоторые из них:
(Слайд 2)
В вежливости проявляется отношение к другим людям;
Вежливый человек всегда здоровается и прощается;
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость;
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим;
Вежливый человек не причиняет никому неприятностей и обид.
Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны сказать вежливыми или нет, были действия в ней. Если всё было правильно, то вы будете хлопать в ладоши, а если нет – топать ногами.
(Слайды 3-4)
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
( Слайд № 5)
(Определяется тема занятия – «Поговорим о вежливости»)
– В обиходе вежливого и воспитанного человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова.
(Каждый ряд поочерёдно договаривает стихотворные строки.)
Игра «Словарь вежливых слов»
(Слайды № 6-12)
III. Физкультминутка
– Сейчас я вам буду давать задание. Если в задании вы услышите слово «пожалуйста», то вы его выполняете. Если нет слова «пожалуйста» - не выполняете.
(Называю задание, одновременно его выполняю, стараясь ввести детей в заблуждение)
– Поднимите руки вверх, пожалуйста.
– Поставьте руки на пояс, пожалуйста.
– Руки в стороны.
– Поднимите правую руку вверх, пожалуйста.
– Поднимите левую руку вверх и т.д.
– Ребята, сейчас на экране будут появляться «волшебные» слова, а вы постарайтесь объяснить, когда и как их необходимо произносить. Что это за выражения – слова приветствия, благодарности, а может, просьбы. Задание понятно? Начали.
Идёт игра “Волшебные слова”
( Слайды № 13-31)
– Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий.
Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.
( Слайд № 32)
– Все приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: “Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение”
(Слайд № 33)
– Ещё одна замечательная дата. 11 января – Всемирный день «спасибо». Самая «вежливая» дата в году! Слово «спасибо» известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от слов «Спаси бог» – этой фразой на Руси выражали благодарность. Теперь «спасибо» – новое слово, которое обозначает «Я вас благодарю и желаю всех благ»
(Слайд № 34)
– Слова благодарности – это знаки внимания, они являются устными «поглаживаниями» и способны согреть своей теплотой. Мы каждый день говорим друг другу «спасибо», поэтому очень важно помнить, что истинная благодарность лишь та, которая идёт только от чистого сердца!
Воспитанный человек не может быть злым, ведь воспитанность тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит воспитанность всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
17 февраля – День спонтанного проявления доброты – одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически вообще не известен. Предполагается, что в этот день людям следует стараться быть не просто добрыми, что подразумевается само собой, а добрыми беспредельно и бескорыстно
( Слайды № 35-36)
( Слайд № 37)
Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин: «Почти всё у человека предназначено для самого себя … кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко»
– Встречались ли вам вежливые, воспитанные люди – взрослые или ребята, которые были добры не только на словах, но и на деле? Расскажите.
IV. Итог занятия
– Ребята, так кто же такой вежливый человек? (Воспитанный человек)
– Как вы понимаете смысл следующих пословиц.
( Слайд № 38)
– Я надеюсь, ребята, что наше занятие не пройдёт бесследно. Вы станете ещё более обходительными, скромными, вежливыми, проявляющими уважение к собеседнику.
Просмотр содержимого презентации
«Поговорим о вежливости»
«Поговорим о вежливости»
До XVI века –
«ВЕЖА» = «ЗНАТОК»
- В вежливости проявляется отношение к другим людям;
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается;
- Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость;
- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим;
- Вежливый человек не причиняет никому неприятностей и обид.
Игра
Поздороваться при встрече…
Толкнуть и не извиниться…
Не встать, обращаясь к учителю…
Говорить «спасибо» за подарок…
Не уступить место пожилому человеку…
Помочь поднять упавшую вещь…
Обозвать обидным словом друга …
Уйти и не попрощаться…
Помогать родителям по дому…
Перебивать другого во время разговора…
Игра
Растает даже ледяная глыба От слова тёплого «С…!»
Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь:
«З…!»
Зазеленеет даже старый пень,
Когда услышит «Д…!»
Если больше есть
не в силах, Скажем маме мы:
«С… ! »
Когда нас бранят за шалости, Говорим: «П… ! »
И во Франции,
и в Англии , и в Дании На прощанье говорят:
«Д…!»
Игра
ДОБРОЕ УТРО
ДОБРЫЙ ДЕНЬ
ДОБРЫЙ ВЕЧЕР
ПРИВЕТ
СПОКОЙНОЙ
НОЧИ
ПРИЯТНЫХ СНОВ
СПАСИБО
ДАЙ,
ПОЖАЛУЙСТА
ИЗВИНИ
БУДЬТЕ ДОБРЫ
ПРИЯТНОГО
АППЕТИТА
ДОБРО
ПОЖАЛОВАТЬ
ДО СВИДАНИЯ
ПОКА
СЧАСТЛИВОГО
ПУТИ
АП - ЧХИ…
БУДЬ ЗДОРОВ
ВСЕГО ХОРОШЕГО
ДО ВСТРЕЧИ
Международный День приветствий
«Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим: позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение».
Всемирный День «СПАСИБО»
День спонтанного проявления доброты
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям
Жан Жак Руссо
«Почти всё у человека предназначено для самого себя … кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко»
Владимир Солоухин
Потчевать потчуй, а неволить не неволь.
Умей в гости звать, умей и встречать.
Приехал – не здоровался, уехал – не простился.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.