kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие "Школа вежливых наук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать у детей навыки культуры общения и поведения.
Задачи: 
1.  Расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении; 
2. Закреплять знания детей о том, что вежливым поведением можно воздействовать на поведение людей, на их чувства. 
3. Развивать умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения. 
4. Упражнять детей в использовании вежливых слов.
5. Воспитывать потребность в общении со сверстниками, применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях.

Форма проведения: викторина.

Форма работы: групповая.

Оформление: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» (М. Сервантес), «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Руссо);

Солнышко, на лучиках которого впоследствии ребятами будут написаны итоговые слов

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня мы проводим очередное занятие в «Школе вежливых наук». Много-много лет назад, когда человек захотел сделать мир лучше, появилась культура. И сразу возникла необходимость в правилах взаимоотношения людей (правила этики). Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим, что он не воспитан, не соблюдает правил этикета.

- А вежливый человек, какой он?

В словаре Ожегова даётся такое определение: Вежливый-соблюдающий правила приличия, учтивый.

-Как же стать вежливым?

Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе. Даже замечания надо делать вежливо. Вежливое и доброе слово, произнесённое от души - это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение.

2. Контроль исходного уровня знаний.

-Давайте вспомним эти вежливые слова. (ответы детей)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Школа вежливых наук"»

Цель: формировать у детей навыки культуры общения и поведения.
Задачи: 
1.  Расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении; 
2. Закреплять знания детей о том, что вежливым поведением можно воздействовать на поведение людей, на их чувства. 
3. Развивать умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения. 
4. Упражнять детей в использовании вежливых слов.
5. Воспитывать потребность в общении со сверстниками, применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях.

Форма проведения: викторина.

Форма работы: групповая.

Оформление: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» (М. Сервантес), «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Руссо);

Солнышко, на лучиках которого впоследствии ребятами будут написаны итоговые слов

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня мы проводим очередное занятие в «Школе вежливых наук». Много-много лет назад, когда человек захотел сделать мир лучше, появилась культура. И сразу возникла необходимость в правилах взаимоотношения людей (правила этики). Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим, что он не воспитан, не соблюдает правил этикета.

- А вежливый человек, какой он?

В словаре Ожегова даётся такое определение: Вежливый-соблюдающий правила приличия, учтивый.

-Как же стать вежливым?

Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе. Даже замечания надо делать вежливо. Вежливое и доброе слово, произнесённое от души - это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение.

2. Контроль исходного уровня знаний.

-Давайте вспомним эти вежливые слова. (ответы детей)

- Эти слова в разговоре полезны, с ними легко на прогулке и дома, будет приятно их слышать любому.

Очень важно, каким тоном ты говоришь, обращаясь к своим родным и близким, к любому человеку, смотришь ли на него во время разговора: слова, сказанные грубо, небрежно, отвернувшись от того, кому они адресованы, перестают быть вежливыми.

Мне кажется, что «здравствуй»- лучшее из слов.

Потому что «здравствуй» значит – будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора!

Слова «здравствуй», «доброе утро» говорятся утром родным, соседям, со взрослыми надо здороваться первым. Если тебе оказали услугу, надо сказать «спасибо», Если же говорят «спасибо» тебе, надо ответить словом «пожалуйста».

Выходя из-за стола, поблагодари старших. Не забудь похвалить заботливо приготовленную пищу.

Если надо обратиться к беседующим взрослым, начни со слов «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу.

Когда просишь о чем-нибудь не забудь произнести слова : «Прошу вас» или «Я хочу попросить у вас».

Если нечаянно задел кого-то, совершил неловкость, надо попросить прощения («Извините, пожалуйста», « Простите меня, пожалуйста»), уходя, надо прощаться (« До свидания», «Всего хорошего»).

3. Основная часть.

Ребята, а задумывались ли вы, как появились добрые, волшебные слова? Давайте совершим экскурс в историю.



 Спасибо. Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: - Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое слово  Спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»



 Благодарю. Откуда явилось это слово?

Оно состоит из двух частей «благо» и «дарю». Благо, по-старинному означало «хорошо», «добро». Вот и получилось всем нам знакомое слово Благодарю.



Есть такой анекдот:

-Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы – и ты станешь дедушкой?

-Нет уж, благодарю! – рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю, означает отказ.



Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки,

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!



Ежели вы вежливы, ребята,

И к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете

Взобраться инвалиду.



Ежели вы вежливы,

То сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмёте не на веки.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном

И целом переплёте.

Пусть мальчишки и девчонки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажет звонко-звонко:

«Будьте вежливы всегда!»

В жизни случается всякое. Посмотрите, какой случай произошел на улице.

По улице шли мальчик и девочка, а перед ними шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки!- крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила:

-Это твоя бабушка?

-Нет,- ответил мальчик.

-Мама?- удивилась подружка.

- Нет.

-Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет!- ответил мальчик.

- Это просто старушка!

–Правильно ли он поступил?

-Чего не могла понять девочка?

-Про кого из детей можно сказать, что он вежливый?

-Почему девочку нельзя назвать вежливой? (проявила безразличие, равнодушие)

Я прошу вас быть внимательными к тем, кто вас окружает.

А бывают и такие истории.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном,

Его зовут…а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»-

произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!».

Казалось бы простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свидания»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну я пошел, пока, всего».

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей он только:

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем

Но, может быть, он вам знаком,

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нём,

А мы… мы скажем вам «спасибо».

-Задумайтесь, нет ли таких ребят среди нас?

-Мы не будем их называть, я думаю, что они сделают выводы, задумаются о своём поведении и отношении к ребятам.

-Вы сегодня показали, что уже многое знаете. Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Первое задание.

Подберите подходящее по рифме вежливое слово или выражение:

  • Всегда я маме говорю: “За обед…” (благодарю)

  • Отзовется даже рыба, услышав теплое… (спасибо)

  • Прощенья попросить хотите – скажите четко… (извините)

  • Каждый день мы не напрасно говорим знакомым… (здравствуй)

  • Приятеля обидев, попроси: “Пожалуйста, …” (прости)

  • Прося, запомни, как пароль: “Пожалуйста, …” (позволь)

  • Знакомым на прощание скажите: … (До свидания)

  • Перед сном приятно очень услыхать: … (Спокойной ночи)

Следующее задание заключается в том, чтобы к каждой группе выражений из азбуки вежливости подобрать обобщающее слово.

  1. Анна Николаевна!
    Андрюша!
    Дорогая бабушка!
    Милая мама!Здравствуй!
    Добрый день!
    Приветствую.
    Добрый вечер.Я очень вас прошу…
    Будьте добры!
    Вы не могли бы…
    Будь любезен!Простите, пожалуйста.
    Прошу меня извинить.
    Виноват…
    Прошу прощения.Спасибо!
    Благодарю вас.
    Я вам очень признателен.
    Большое спасибо.До свидания.
    До скорой встречи.
    Всего хорошего.
    Пока!Обобщающие слова: извинение, обращение, прощание, приветствие, просьба, благодарность.

Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: “Сколько время?”
Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

(Ответ: Мальчик должен был спокойно спросить: “Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?”)

Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет?

(Ответ: Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее).

А теперь расшифруйте пословицы о добрых словах.

ОЖЫОЫОХТЛХВКТНВИСЯНСЕЕВЛЗЕОТОтвет: От вежливых слов язык не отсохнет. (Читаем столбцами) 

ДОБРОЕСЛОВОИКОШКЕПРИЯТНООтвет: Доброе слово и кошке приятно. (Читаем строками)

Не забывайте в жизни пользоваться добрыми, волшебными словами. И тогда вас будут называть вежливыми и воспитанными. Добрые слова – это цветы человеческой души. Так не скупитесь же раздавать эти замечательные цветы окружающим!

Эти чудные цветы
Добавят красоты,
И станет в мире меньше зла
И больше доброты.

4. Самостоятельная работа.

Я попрошу вас написать на лучиках солнца запомнившиеся и полюбившиеся вам вежливые слова.

Какое прекрасное слово – “дружба”.
Произносишь его, и сразу вспоминаешь своего друга.

Чтение стихотворения.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

Следующее задание.

Вопрос-ответ. Командам задается по одному вопросу, за правильный ответ, вручается жетон.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите? Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в группу?

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

 Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны на­зывать? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)

 Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инва­лидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

Вопрос: Какие слова мы говорим при встрече?

 Ответ: («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)

 Вопрос: Какие слова мы говорим при расставании?

Ответ: («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)

Вопрос: Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?

Ответ: («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)

Вопрос: Какие слова мы говорим перед сном?

Ответ: («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)

Вопрос: Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?

Ответ: (Извинится и помочь встать).

Вопрос: Вы собрались нарисовать рисунок, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?

Ответ: (Попросить вежливо: «Дай, пожалуйста»).

 Ситуация.

 Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.

 - Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться? (извините, пожалуйста, или простите, пожалуйста.)

Физминутка.

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке.

И по этой по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

На лужайку забежим,

Стоп присели.

И за стол тихонько сели



5. Контроль достигнутого уровня знаний.

  «Будь внимательным».  Снова проведём игру. Я попрошу вас что-то сделать, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете. Игра всем понятна

 -встаньте, пожалуйста;

 -попляшите;

 -похлопайте в ладоши, пожалуйста;

 -покружитесь, пожалуйста;

 -потопайте ногами;

 -поменяйтесь местами с соседом;

 -одолжите соседу ручку, пожалуйста;

 -обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста;

 -отойдите к двери;

 -заберите назад ручку, одолженную вами соседу;

 -сядьте, пожалуйста.

Кто больше назовет вежливых слов? Командам раздают листочки и каждая команда за отведенное время пишет свои варианты.

(Например: пожалуйста, спасибо, доброе утро, день, вечер, ночь, простите, извините, до свидания).

6. Итог.

- Ребята, так что же такое вежливость?

-Чем запомнилось вам наше занятие? Что вы для себя уяснили?

- Скажите, а вежливыми надо быть только дома и в центре? Надо ли соблюдать правила вежливого поведения в общественных местах?

Давайте повторим слова вежливости. Я буду читать рассказ, а вы вставлять нужные слова хором.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал женщине: « Садитесь…(пожалуйста)». Женщина обрадовалась и сказала Вове:…(спасибо). Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: …(извините, пожалуйста)

-Почему мужчина не рассердился?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытое занятие "Школа вежливых наук"

Автор: Третьякова Юлия Николаевна, Назинкина Ирина Николаевна.

Дата: 28.03.2019

Номер свидетельства: 505049

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Открытое занятие "Школа вежливых наук: дети и взрослые""
    ["seo_title"] => string(61) "otkrytoie_zaniatiie_shkola_viezhlivykh_nauk_dieti_i_vzroslyie"
    ["file_id"] => string(6) "457089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518528992"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект открытого занятия на тему" Правила хорошего тона на уроках фортепиано""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiektotkrytoghozaniatiianatiemupravilakhoroshieghotonanaurokakhfortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "310641"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459081490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЙ ПО ПЕРМЯЧКУ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОДУЛЬ «АЗБУКА ЭТИКЕТА»: «Школа вежливых наук»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_zaniatii_po_permiachku_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "572994"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613135274"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока на тему "Правила хорошего тона на уроках фортепиано""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekturokanatiemupravilakhoroshieghotonanaurokakhfortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "310629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459079214"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока ко Дню знаний на тему "Любите то, что учите, и учитесь тому. что любите""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_ko_dniu_znanii_na_tiemu_liubitie_to_chto_uchitie_i_uchities_tomu"
    ["file_id"] => string(6) "425495"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502883488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства