опыт (если занятие проходит в грибную пору): выбрать два самых старых (пластинчатый и трубчатый) гриба и положить их на чёрную бумагу за несколько часов до занятия.
Рекомендации:
сделать экскурсионную остановку между вторым и третьим этажами, т.е. разделить материал занятия на две части.
Ход занятия
1-я часть
- Пришел человек в лес. А за деревьями и леса не увидел. Так ли это? Разве лес – это только деревья? (Рассуждения детей.) Ну а птицы в кронах и жуки на стволах, жаба в траве и цветы, и грибы… Лес – это дом (природное сообщество), где всё взаимосвязано, где каждый житель имеет свою квартиру на определенном этаже.
У леса пять этажей (5-й этаж – кроны самых высоких деревьев, 4-й этаж – кроны деревьев пониже, 3-й этаж – кустарники и молодые деревца, 2-й этаж – цветы, травы, 1-й этаж – мхи, грибы), есть и подвал.
- Кто под землёй живёт? (Мыши, кроты, землеройки, дождевые червяки, растёт грибница.)
В копилку воспитателя
Землеройка –самое маленькое насекомоядное млекопитающее, похожее на мышь. Боится жары, света, засухи. Бегает с быстротой молнии. Не впадает в зимнюю спячку, так как не может долго переносить голод.
Игра «Дождевые червяки» (по Л. Н. Башлаковой и Л. А. Мартыновой)
Цель: закреплять умение решать игровые задачи на основе воображаемой ситуации и игровых действий.
Дети выбирают заранее приготовленные гольфы, надевают их на руку. Используя гольф, как куклу «бибабо», дети инсценируют, как червяки ползают, купаются под дождем, засыпают, сворачиваются.
1-й этаж – приземистый. Как вы думаете, кто его обитатели? (Мхи, лишайники.) Но самое интересное – это грибы. Вы думаете, грибы – это растения без листьев и стеблей, только корень да шляпка? Ничего подобного! Основное растение находится под землёй. Это так называемая грибница. Грибы вырастают на грибнице на подобие того, как растут яблоки или груши на ветках деревьев. Вырастают они ненадолго и только для того, чтобы рассеять по земле крошечные споры, которые в царстве грибов заменяют семена. А тонкие белые нити, грибница, не умирают несколько лет. Грибы получают питание от деревьев. Деревья, в свою очередь, получают пользу от грибницы: она снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами.
- Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные.) Назовите, пожалуйста, их.
- Можно ли сшибать ногами ядовитые грибы?
- Какую пользу они приносят?
- Надо ли трогать старые грибы? (Нет, так как споры, которые дают жизнь новым грибам, должны дозреть и высыпаться на землю. Дети рассматривают старые грибы на чёрной бумаге.)
2-й этаж – цветочно-травяной покров. Весна зажигает в лесу маленькие «электрические лампочки». Это значит расцвёл цветок… (Мать-и-мачеха.) К сожалению, люди срывают мать-и-мачеху просто так, безо всякой цели, а ведь её даже в вазу не поставишь – слишком маленький у неё стебель. Срывают и выбрасывают. И лежит жёлтый яркий цветочек на земле – грязный, затоптанный, как горький упрёк тем, кто его сорвал. И не понимают люди, что становится этих первоцветов всё меньше и меньше, что не следует срывать золотые цветочки без надобности.
Этот цветок похож на одуванчик, но имеет ряд отличий (выставляются картинки мать-и-мачехи и одуванчика):
Место произрастания
Мать-и-мачеха: лес.
Одуванчик: луг, парк.
Цветок
Мать-и-мачеха: жёлтые, но маленькие.
Одуванчик: жёлтые; в сырую погоду цветы не раскрываются, а в ясную – раскрываются между пятью-шестью часами утра и закрываются около трёх часов дня.
Мать-и-мачеха: сначала появляются цветы, потом листья, лист пушистый снизу (тёплый, как мама), а сверху гладкий (холодный, как мачеха).
Одуванчик: сначала появляются листья, потом цветы, лист гладкий, длинный, зубчатый.
Польза
Мать-и-мачеха: лекарственное растение, а также питание для насекомых ранней весной.
Одуванчик: листья одуванчика хороши в весенних салатах; во Франции одуванчик специально выращивают на полях и из его цветков варят варенье, а поджаренные корни используют как заменитель кофе.
Этюд-эмпатия «Одуванчик»
Дети берутся за руки и образуют сжатый круг.
«Одуванчик распускается» - дети медленно отступают назад;
«одуванчик расцвёл» - образуют широкий круг;
«одуванчик постарел» - поднимают руки вверх;
«одуванчик улетел» - разбегаются по группе.
А ещё на втором этаже растут лесные лакомства – ягодные кустарнички, т.е. кустарники высотой до одного метра. Ягодный календарь открывает в июне земляника (найти и описать ягоду среди предложенных картинок), затем плодоносит в июле черника.
Черника – кустарничек, который сбрасывает свою листву на зиму.
- Какие ягоды черники? (Сочные, нежные.)
- Почему чернику называют черникой? (Ягоды сильно «чернят» пальцы, губы, зубы.)
В августе созревают ягоды голубики, малины. (Найти и описать ягоды среди предложенных картинок.) В сентябре-октябре – ежевика, клюква, брусника. (Найти и описать ягоды среди предложенных картинок.)
А вот брусника – вечнозелёное растение. Ни листья, ни ягодки брусники не боятся мороза. Зимой они такие же красные и вкусные, как осенью.
2-я часть
3-й этаж – кустарниковый, или подлесок. На этом этаже располагаются также молодые деревца (на них вьют гнёзда певчие птицы) – подрост. Из подроста вырастают высокие деревья. А подлесок всегда остаётся под пологом леса.
Есть в лесу три полочки:
Ели, ёлки, ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса.
Внизу, на ёлочках, - роса.
Ю. Андрианов
На сухих почвах растут можжевельник, ракитник, на влажных – рябина и лещина. Плод лещины – орех. (Можно познакомить детей и с другими кустарниками леса: крушина, калина, бересклет, багульник, ива и др.)
4-й этаж – древесный. Найдите среди картинок берёзу белоствольную, рябину. Рябина – дерево обычное: ягоды её не очень вкусные, но очень полезные. Их любят птицы, особенно свиристели. Врачи ценят её за целебные свойства ягод, из которых изготавливают лекарства, а кожевенники – за то, что в коре рябины содержатся дубильные вещества, необходимые для обработки кожи.
5-й этаж – кроны самых высоких деревьев (сосны, дуба, ели) или древостой.
Динамические упражнения
На поляне дуб зелёный
Потянулся к небу кроной.
Потягивание – руки вверх.
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил.
Потягивание – руки в стороны.
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
Наклоны вперёд.
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к озеру, не иначе.
Прыжки на месте.
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу!
Ходьба на месте.
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
Говорят: крепкий, как дуб! И правда, дуб очень крепок. Даже в воде дуб может лежать не одну сотню лет, только станет чёрным и твёрдым, как железо. В дубовой рощи ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живёт сыч, зимуют летучие мыши. Повиснут вниз головой и всю зиму спят. Осенью сойка подбирает жёлуди и прячет про запас на зиму, а весной забывает, где их спрятала, и прорастают из них молодые дубки.
Но самое распространённое дерево в белорусском лесу – это сосна. Всюду, куда ветер занесёт маленькое крылатое семечко, сосна приживается. Растёт дерево и на каменистых почвах, и на солончаковых, и на песчаных. Ни морозы ей не страшны, ни жара, ни ветры, ни засуха. Не боится она и «голода». Одного лишь боится сосна – темноты. Это одна из самых светолюбивых древесных пород.
Сосна приносит много пользы людям. Воздух в сосновом бору удивительно чистый – хвоя сосны убивает много микробов.
Лесной дом
Лес, словно дом многоэтажный,
Гостей своих встречает важно.
Я путешествую за ним
По этажам его лесным
На первом – мхи, грибы,
На этаже втором – цветы и травы,
На третьем этаже – кусты,
А на четвёртом, в высоте лесной,
Деревья встречи ждут со мной.
На пятом – сосны, дуб и ели,
Основа леса – древостой.
Игра «Что будет, если…»
Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
На столе разложены картинки с изображением растений и животных леса, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, а ребёнок должен рассказать, что произойдёт с оставшимися объектами, если в лесу не будет спрятанного объекта.