Разрабртка конспекта к открытому занятию,для детей подготовительной группы.Расширить представления детей о диких животных, живущих в лесах России: названия животных и их детенышей, внешние признаки, где они живут, как добывают пищу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Обитатели леса"»
Конспект занятия
“Жители леса”
Программное содержание:
Познавательное развитие.
Расширить представления детей о диких животных, живущих в лесах России: названия животных и их детенышей, внешние признаки, где они живут, как добывают пищу. Расширить знания детей о жизни диких животных в зимний период. Воспитывать любовь к природе, доброжелательное, заботливое отношение к животным.
Речевое развитие.
Учить составлять предложения об отличительных признаках животных, используя прилагательные; согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.
Упражнять в образовании однокоренных слов (лиса –лисица –лисенок -лисий).
Учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме в единственном и множественном числе: (черненький носик, маленькие ушки, коротенький хвостик). Учить образовывать притяжательные прилагательные: волчий, медвежий, лисий…. хвост. Закрепить правильное употребление в речи названий детенышей животных в единственном (ежонок, зайчонок, волчонок, медвежонок, лисенок, бельчонок).
Активизировать словарь по теме «Дикие животные», пополнить новыми словами: ежиха, зайчиха, волчица, медведица, лисица, волчье логово.
Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. (дидактическая игра «Третий лишний».)
Развивать монологическую и диалогическую речь.
Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
Физическое развитие.
Развивать координацию движений, упражнять в умении согласовывать текст с движениями.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
Упражнять в аккуратном закрашивании контуров животных.
Здоровье.
Научить детей правильно, достаточно глубоко дышать, при этом, вдыхая, максимально наполняя лёгкие, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался. Учить укреплять здоровье в процессе общения с природой.
Оборудование.
Иллюстрация зимнего леса.
Картинки диких животных для размещения на фоне зимнего леса.
Карточки с загадками.
Письма-задания от зимней стужи.
Дидактическая игра «Найди домик».
Картинки диких животных в своих жилищах.
Картинки диких и домашних животных для игры «Третий лишний».
Дидактическая игра «У кого кто?».
Изображения животных для раскрашивания.
Цветные карандаши.
Аудиозаписи вьюги, мелодии зимнего леса, спокойная мелодия для работы с раскрасками.
Мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети встают в круг, берутся за руки.
Воспитатель произносит:
Подойди ко мне, дружок,
Вместе встанем мы в кружок.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Ребята, а теперь я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по зимнему лесу и узнать, какие животные там обитают, где они живут и чем занимаются? (Да). Ну, тогда в путь!
Дети с воспитателем проходят на «лесную полянку», со словами:
Мы к лесной полянке вышли, (дети выполняют движения согласно тексту)
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали,
Наконец-то в лес попали.
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Как красиво в зимнем лесу. Зимушка-зима укутала снежным белым одеялом деревья и кусты. Как хорошо здесь, как чудно пахнет хвоей. Ребята, давайте подышим свежим лесным воздухом (выполнение дыхательных упражнений). Воздух носиком вдыхаем, через ротик выдыхаем (2 раза).
Звучит аудиозапись «Звуки зимнего леса — вьюга».
Воспитатель. Ребята, что случилось? Послушайте, как свистит, завывает ветер. Стало очень холодно. Когда мы мерзнем, что с нами происходит (мы дрожим). (Психогимнастика «Холодно – тепло»). Ну вот мы и согрелись. (аудиозапись выключается).
Дети садятся на стулья.
2. Воспитатель: Но, ребята, посмотрите, в лесу не видно ни одного животного. Куда же все подевались? Ой, а что это? (письмо).
Интересно, от кого оно. (Воспитатель достает письмо, читает):
Письмо: «Я, Волшебница, Зимняя стужа, заколдовала все вокруг. И расколдую только тогда, когда вы выполните мои задания. Первое задание — отгадайте мои загадки. О ком они?»
Воспитатель— ребята, выполним задания зимней стужи? Тогда слушайте внимательно:
• У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода — кора. (Заяц)
• Кто зимой холодной, бродит злой голодный? (Волк)
• Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы, кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
• Хозяин лесной, проснулся весной. А зимой под вьюжный вой спал в берлоге снеговой. (Медведь)
• Лежала между ёлками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Еж)
По мере отгадывания загадок воспитатель выставляет на иллюстрацию зимнего леса картинки с изображением диких животных: заяц – под кустиком, белка – на елке, волк – в чаще, лиса – под деревом. Не выставляются только картинки с ежом и медведем.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Всех животных отгадали. Но почему же в лесу не видно медведя и ежика? (они зимой спят). Правильно, ребята. (выставить картинки медведя под сугроб, ежа – под корнями дерева).
Воспитатель: Какие это животные? (Это дикие животные)
— Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу. Сами себе добывают пищу. Сами устраивают себе жилище. Сами себя лечат).
Воспитатель: Правильно, ребята.
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
Сами пищу добывают
Сами деток охраняют,
Строят прочное жильё
И природное житьё.
Ребята, какие вы молодцы, справились с первым заданием!
3. Воспитатель: Вот для нас еще задание (показываю детям и читаю):
«Я, Зимняя стужа, выгнала всех животных из своих жилищ и замела все дороги. Но если животные найдут дорогу и правильно назовут свои жилища, то они останутся в них жить».
Посмотрите внимательно и найдите жилища животных.
На мольберт вывешивается лист, на котором сверху изображены животные, а снизу – их жилища.
Игра «Найди домик» (нужно соединить линией животных и их жилище на ватмане – «нарисовать дорожку»)
Дети выполняют задание:
Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком. Ежик спит в норке.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.
В: В норе живет лиса. Ребята, а вы знаете, чем питается лиса?
(питается лисичка травами и многими видами животных. Она – хищница.)
В: А какая она?
(она пушистая, рыжая, хитрая, красивая)
В: В берлоге спит медведь. Он спит в ней всю зиму.
Он может спать до 6-ти месяцев, поэтому делает себе прочную и теплую берлогу. А вы знаете, чем питается медведь?
(медведь - всеядное животное, любит и рыбу, и мед, и ягоды и т. д.)
В: Ребята, а почему заяц живет под кустиком?
(У него нет дома. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.)
В. А чем питается заяц?
(Питается заяц только растительной пищей - корешки, травы, зерно, кора молодых деревьев)
В: домик белочки в дупле. Белочка делает запасы на зиму. Питается она орехами, шишками, грибами.
В. А серый волк делает себе логово, — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Питается он другими животными, он все время охотится. Это хищное животное.
В: еж зимой спит в норке. Еще ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев. Спит он всю зиму. А чем питается еж? (грибы, лесные фрукты, ловит мышей, насекомых, змей).
Воспитатель. Ну что, ребята, продолжим наше путешествие по зимнему лесу. Ну тогда в путь.
4. Физкультминутка
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети шагают на месте)
За мамой лисицей бежали лисята. (имитируют бег лисёнка)
За мамой ежихой катились ежата. (Приседают и медленно идут, при этом фыркают)
За мамой – медведицей шли медвежата. (Идут вперевалочку)
За мамою – белкой скакали бельчата. (Скачут, держат «лапки» перед собой) .
За мамой-зайчихой - косые зайчата. (Скачут, уши-ладошки над головой)
Волчица вела за собою волчат. (Идут как волки «загребая» лапами)
Все мамы и дети напиться хотят. (Имитируют лакание языком, и опять шагают на месте).
5. Воспитатель подходит к столу.
Ребята, посмотрите, зимняя стужа приготовила еще одно задание. Она перепутала всем животным их хвосты. Давайте поможем им найти свои хвосты.
Игра «Чей хвост?»
(дети находят хвост определенного животного, кладут его рядом и называют: это лисий хвост, это медвежий хвост, волчий хвост, заячий хвост, беличий хвост).Индивидуальные ответы детей, в конце игры групповые ответы. (Давайте все вместе скажем «лисий хвост….»)
Молодцы, и с этим заданием вы справились.
6. Воспитатель: ну что, продолжим наше путешествие по зимнему лесу. А вот и новое задание. (на втором столе)
«Я, Зимняя стужа, не только заколдовала весь лес, но и разлучила мам с их детенышами». Ребята, давайте поможем мамам найти своих детенышей.
1. Здесь изображены мамы детенышей. Давайте назовем их. Сейчас мы по очереди назовем мам.
Это — медведица (показываю на животное и называю).
Дети по аналогии:
это — лиса (лисица);
это — волчица;
это — ежиха.
это — зайчиха;
это — белка;
2. Поможем мамам найти их детенышей (дети выполняют задание). Молодцы, мамам помогли. (карточки с детенышами и с их мамами дети соединяют).
3. Поиграем в игру «У кого кто?»
(начинает игру воспитатель)
Воспитатель: «У медведицы — медвежонок»
Сережа, у медведицы кто? (ответ); Рома, у медведицы кто? (ответ)
У ежихи кто (у ежихи ежонок);
У зайчихи кто (зайчонок)
У белки кто? (бельчонок)
У волчицы кто? (волчонок)
У лисицы кто? (лисенок)
А вот и новое для нас задание.
7. Игра с мячом «Большие и маленькие».
- А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.
В. - У лисицы рыжие уши.
Р. – У лисенка рыженькие (что) ушки.
В. - У волчицы острые зубы.
Р. – У волчонка остренькие (Что) зубки.
В. – У зайчихи белые лапы.
Р. – У зайчонка беленькие (что) лапки.
В. – У белки черные глаза.
Р. – У бельчонка черненькие (что)глазки.
В. – у ежихи колючие иголки.
Д. - у ежонка колючие (что)иголочки.
В. – У медведя короткий хвост.
Р. – У медвежонка коротенький (что) хвостик.
В. Молодцы, и с этим заданием справились.
8. Воспитатель : Ребята, посмотрите, Зимняя стужа приготовила нам новое задание. Но мы ведь справимся и с ним. Правда? Давайте посмотрим, что здесь.
Дети подходят к столу
Игра "Третий лишний"
(на столе лежат 3 картинки, из них 2-дикие животные, 1- домашнее животное или животное Африки. Нужно выбрать эту одну и сказать почему). Дети по очереди отбирают лишнюю картинку из ряда картинок.
В: Ребята, а почему вы отложили: собаку, лошадь, слона?
- Потому что это домашние животные.
В: Молодцы, ребята. Не смогла зимняя стужа нас запутать. И это было последнее задание зимней стужи. (Звучит мелодия леса.) Ребята, посмотрите, зимняя стужа расколдовала лес. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скорее идем на лесную полянку.
(дети выходят на лесную полянку)
Мы с лесной полянки вышли, (дети выполняют движения согласно текста)
Поднимаем ноги выше
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Дружно весело шагали
Снова в детский сад попали.
9. Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, кому мы помогли в лесу? (Мы помогли диким животным: волку, зайцу)
Как мы помогли животным? (ответы детей:нашли их жилища, подобрали им хвосты, нашли мамам их детенышей)
10. Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Животные очень рады и довольны, что вы много о них знаете! Возьмите картинку животного, которое вам больше всего нравится, и мы с вами сделаем сувенир, который будет напоминать вам о нашем сегодняшнем путешествии.
(дети под спокойную музыку закрашивают картинку)
В конце занятия дети подходят к воспитателю и встают в круг, держась за руки.