Интегрированное занятие по экологии
Тема: «Лесные законы» (подготовительная группа)
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально – художественная, театральная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Цели деятельности педагога: 1. формировать представления о лесе, о взаимосвязях обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости.
2. Уточнить знания о разновидности лесов.
3. Включить в активный словарь детей слова: березняк, дубрава, смешанный лес, еловый лес, сосновый бор.
4. Развивать творческие способности детей.
5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок проявляет любознательность, интерес к различным видам деятельности; инсценирует знакомое произведение, умеет выполнять танцевальные движения, ритмично двигаться в соответствии с музыкой.
Подготовка к занятию: 1. Чтение художественной литературы о животных и птицах Н. Сладкова, В. Бианки.
2. Наблюдения в природе, целевые прогулки, экскурсии в лес.
3. Инсценирование, драматизация сказок В. Бианки.
4. Разучивание стихов, песен.
Материалы и оборудование: 1. Картины с изображением леса.
2. Изображения лесных зверей и птиц.
3. Фланелеграф, картинки для фланелеграфа, изображающие взаимосвязь растений и животных.
4. Костюмы для театрализованного представления.
Ход занятия:
1. Вводная беседа: Воспитатель загадывает загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем…. (лес).
- Сегодня мы отправимся с вами в лес не за грибами, не за ягодами. А за чудесами.
- для кого лес является домом? (ответы детей)
- В России много разных лесов, в лесах растут разные деревья? Какие?
(ответы детей)
- Поэты написали много замечательных стихов о деревьях. Кто помнит и прочитает такие стихи? (Дети читают стихи И. Токмаковой).
- Как называют леса, где растут только хвойные леса? Березы? Осины? ели? дубы? (ответы детей)
- Подумайте и скажите, что такое «смешанный лес», «хвойный лес»?
- В разных лесах живут определённые животные, т. е., животные, которым удобно жить именно в этом лесу. Например, клест будет жить в еловом или сосновом бору, кабан – в дубраве и в смешанном лесу. Почему?
- А где удобнее и лучше будет жить сове, белке, дятлу? Почему зайцу удобнее жить в смешанном лесу.
2. Дидактическая игра «Животные и птицы леса».
Задание: Перед вами картина. Какой лес на ней изображен? Подберите изображения животных и птиц, которые смогут жить в смешанном лесу.
(Воспитатель показывает иллюстрации животных и птиц. Дети хлопают в ладоши, если видят нужное изображение).
А кого из этих животных вы можете встретить в хвойном лесу. Почему?
Вот мы и познакомились с одним из законов природы:
Все животные живут в определенных, удобных для них местах.
А нам с вами нужно быть очень осторожными в лесу, чтобы не нарушить жизнь лесных обитателей.
3. Дети исполняют песню «О лесе».
4. Знакомство с «Пищевыми цепочками».
Оказывается, лес живет по своим законам и правилам. Иногда нам кажется, что эти законы не справедливы: почему и филин и лиса, и волк, и рысь за зайцем охотятся, а заяц - ни за кем?
Хищных зверей называют «разбойниками», «злодеями», а ведь в природе нет ни хороших, ни плохих зверей. Все они нужны и важны для природы. Ученые – экологи говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом, как звенья в цепочке. Ученые называют её «пищевая цепочка». Самое главное звено в пищевой цепочке – это растения: трава, грибы, ягоды.
- А кто в лесу питается листьями, орехами, желудями? (ответы детей).
- Кто поедает гусениц?.жаб?.лягушек?.мышей?.зайцев?.(ответы детей).
- Кто может охотиться на охотников? (ответы детей).
Задание детям: Выложить на фланелеграфе отдельные звенья цепочки питания.(выполнение детьми задания).
5. Д /игра «Что будет, если убрать из цепочки одно звено?»
Вывод: Итак, мы узнали еще один закон природы:
В природе нет ни животных, ни растений, которые живут сами по себе. Они живут в сообществе вместе с другими животными и растениями.
А сейчас пришло время узнать, как связаны между собой пищевыми цепочками сова и старик, который любил пить чай с молоком.
6. Экологическая сказка «СОВА»
(инсценировка по произведению В. Бианки).
7. Подведение итогов.