Восприятие музыки
как важное средство для развития детей.
В настоящее время с особой остротой стоит задача духовного
возрождения общества. Одним из важнейших средств активизации
духовного потенциала личности является музыкальное воспитание. По
утверждению музыкального педагога Ю.Б. Алиева: «Это универсальное
средство духовного развития человека.
Опыт музыкальной педагогики выявляет две функции музыкального
образования. Первая – формирование музыкальной культуры личности.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является
эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения
музыкального искусства, которая играет для ребенка роль
положительной первоначальной оценки и способствует формированию
интереса к музыке, начало формирования вкуса, представлений о
красоте. Развитие у ребенка эмоциональной отзывчивости и
осознанности восприятия, ведет к проявлениям предложений, желания
слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства,
рождает творческую активность.
Творческая активность и образное мышление – сопутствующие
качества, обретаемые в опыте общения с музыкальным искусством.
Это вторая функция, обуславливающая потребность в творческой
личности. Поэтому ныне таким актуальным является развитие
способностей к творчеству и образному мышлению.
Восприятие музыкального произведения – сложная исторически и
социально- обусловленная деятельность, складывающаяся из различных
процессов: познавательных, эмоциональных, эмоционально-оценочных.
Слуховые впечатления активнее зрительных и поэтому сильнее
воздействуют. Музыка воздействует на механизмы активации внимания,
восприятия, интуитивных и сознательных процессов мышления. В
процессе восприятия музыки слушатель интуитивно решает ряд
творческих познавательных задач. Занимаясь музыкальным
творчеством, человек творит не только музыку, но прежде всего себя.
Чтобы мы имели полноценного, полезного, творчески инициативного
члена общества, нужен баланс работы двух полушарий мозга (между
знаково-цифровой – левое полушарие и образной информайией – правое
полушарие). Исследования показывают, что для освоения богатства
знаковой информации нужно усиленно изучать искусство: и музыку, и
живопись, и пластику. Психолог И. Соньер писал, что: «Обучая левое
полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое
полушарие, вы обучаете весь мозг!»
Американский ученый Мартин Гарднер в своих исследованиях
доказал, что дети 5-7 лет, отстававшие в детском саду от своих
сверстников, догнали их в чтении и
обогнали в математике после того, как им увеличили количество занятий
искусством.
Исследования российских ученых показали, что классическая музыка
вызывает у слушателей просветленные и добрые чувства и состояния,
способствует мыслительным и творческим процессам. Было установлено
также, что рок и дискомузыка подавляет мыслительную и творческую
деятельность и стимулирует двигательную активность.
Классическая музыка обладает удивительной силой воздействия на
человека, и, поэтому, она одно из прекрасных и очень сильных средств
для внутреннего развития ребенка. Доказано, что ребенок переживает
музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни,
и знакомство с музыкой – это возможность положительного жизненного
опыта.
Музыкальное воспитание начинается с раннего детства. Дошкольный
возраст – первая ступень в воспитании и образовании подрастающего
поколения. Дети в этом возрасте наиболее восприимчивы и
эмоциональны, любят музыку, тянутся к ней. Самый продуктивный
период для развития музыкальных способностей это период до 5 лет,
когда активно формируется музыкальный слух и память ребенка.
Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной
деятельности: во время пения, во время игры на детских музыкальных
инструментах, прислушиваясь к характеру ее звучания во время
движения. Но самой активной, пробуждающей мысли и чувства, формой
общения ребенка с музыкой являются моменты, когда он выступает в
роли слушателя. Именно в эти минуты от него требуется наибольшее
внимание, сосредоточенность и напряженность душевных сил. Поэтому
в работе с дошкольниками восприятие музыки является основным видом
музыкальной деятельности. И музыкальному руководителю, на
музыкальных занятиях, необходимо обращать большее внимание на
восприятие музыкальных произведений, определяя их характер, анализируя
количество частей и средства музыкальной выразительности. То есть учить
детей слышать музыку.