СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями. Особую остроту эта проблема приобретает, когда мы говорим о детях-сиротах, детях лишенных родительского попечения. Основная масса детей в возрасте от 3 до 7 лет поступают из районных приютов и «Дома ребенка» г. Петропавловска. Поступают дети с различными заболеваниями: ДЦП, сердечнососудистые, нервно-психическое, ОНР, нарушения осанки, и т.д. Одним словом это дети, которые лишены возможности проживать в семьях, где родители не выполняют своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей, злоупотребляют спиртным, вовлекают ребят в совершение краж, вымогательство денег. У некоторых воспитанников родители находятся в местах лишения свободы. Многие дети брошены еще при рождении или в первые годы жизни. К сожалению, таких детей немало. И они наиболее уязвимы. Это дети, которые уже в раннем детстве получили урок жестокости, бессердечности. Первые уроки воспитания они получили в атмосфере безнравственности, недобрых отношений, которые существовали между членами семьи (если ее так можно назвать). Невозможно не согласиться со словами Л.Н. Толстого: «От новорожденного до пяти лет страшное расстояние». А у большинства детей, воспитанников детских домов, это «расстояние» было горьким, безрадостным. И в результате такого «семейного воспитания» дети к нам приходят с надломленной психикой, раздражительные, агрессивные. Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы, а то и вся жизнь.
В настоящее время приоритетным направлением в работе с такими детьми, кроме коррекции, направленной на ослабление, исправление имеющихся отклонений в развитии, выступает созданий условий для полноценного развития детей, предупреждения и преодоления проблем, связанных с обучением в школе.
В КГУ «Полудинский детский дом» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются дети с психологическими проблемами, связанные с переживанием двигательного дефекта, социальной депривацией, трудности в коммуникации из-за двигательных и речевых нарушений, что порождает психологическую напряженность, социально-психологическую дезадаптацию. У них наблюдается расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах, что проявляется в неустойчивости эмоций, преобладании негативных эмоций над позитивными.
В практике нашего дошкольного учреждения используются различные подходы и технологии для воспитания и обучения детей с нарушениями развития, в основе которых лежит идея индивидуализации воспитания и обучения, учитывающая как состояние здоровья, степень тяжести дефекта, так и индивидуально-типологические особенности ребенка.
Одним из видов современных технологий сенсомоторного развития детей – занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития. В сенсорной комнате находятся различные приборы, создающие свето-цветовые и звуковые эффекты. Так, воздушно-пузырьковые световые колонны значительно усиливают сенсорные ощущения. В них перемещаются пузырьки воздуха, меняется цвет воды и можно наблюдать за медленным движением разноцветных рыбок. При этом развиваются зрительное восприятие, внимание, координация, а также состояние покоя, расслабление. Эффект усиливается за счет углового зеркала, находящегося за пузырьковой колонной. Кроме визуального эффекта, при касании ощущается легкая вибрация. Воздушно-пузырьковая колонна может использоваться в режиме подсветки без пузырьков.
Настенные интерактивные панели, панно, например «Бесконечность», «Водопад», дают различные стимулирующие визуальные, акустические и тактильные эффекты, развивают пространственные ощущения. Световые проекторы «Солнечный», «Жар-птица», «Зеркальный шар», создают визуальные завораживающие спецэффекты на стенах и потолке. Эффект усиливается при отражении в зеркалах. Фиброптические волокна «Звездный дождь» придают визуальную, тактильную стимуляцию, чувство спокойствия. Их можно трогать, держать в руках.
Сенсорная комната это интерактивная среда. Для развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата, создания положительного эмоционального настроения во время занятий используются «сухой бассейн», наполненный разноцветными шариками, а также напольные тактильные дорожки.
Сенсорная (тактильная) дорожка состоит из разноцветных и разнофактурных модулей с различными тактильными поверхностями (мягкая, жесткая, гладкая, шероховатая, колкая), текстурой ткани (мешковина, вельвет, шерсть, шелк, мех, фланель, кожа, бархат) и их наполнением (фасоль, горох, песок, палочки и т.д.).
В сенсорной комнате есть возможности для развития мелкой моторики. Тактильные панели способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют осязательные навыки, мелкую моторику. Рисование песком, или песочная анимация, способствуют сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга (поскольку рисование происходит пальцами обеих рук), воображению, а также снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя. Вместо песка можно использовать любой мелкий сыпучий материал, например манную крупу или кофе. Занятия желательно сопровождать музыкой.
Важный элемент каждого занятия – этап релаксации, когда ребенок, лежа на мягком пуфе, придающем ему удобное положение тела, или на другом мягком покрытии, расслабляется. Во время отдыха, релаксации и для визуализации звучит успокаивающая музыка.
Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий - комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
- развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнении, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);
-коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции, тренирующих дыхание).
Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития наших дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ »
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
педагог-психолог Вощило С.А.
(КГУ «Полудинский детский дом»)
В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями. Особую остроту эта проблема приобретает, когда мы говорим о детях-сиротах, детях лишенных родительского попечения. Основная масса детей в возрасте от 3 до 7 лет поступают из районных приютов и «Дома ребенка» г. Петропавловска. Поступают дети с различными заболеваниями: ДЦП, сердечнососудистые, нервно-психическое, ОНР, нарушения осанки, и т.д. Одним словом это дети, которые лишены возможности проживать в семьях, где родители не выполняют своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей, злоупотребляют спиртным, вовлекают ребят в совершение краж, вымогательство денег. У некоторых воспитанников родители находятся в местах лишения свободы. Многие дети брошены еще при рождении или в первые годы жизни. К сожалению, таких детей немало. И они наиболее уязвимы. Это дети, которые уже в раннем детстве получили урок жестокости, бессердечности. Первые уроки воспитания они получили в атмосфере безнравственности, недобрых отношений, которые существовали между членами семьи (если ее так можно назвать). Невозможно не согласиться со словами Л.Н. Толстого: «От новорожденного до пяти лет страшное расстояние». А у большинства детей, воспитанников детских домов, это «расстояние» было горьким, безрадостным. И в результате такого «семейного воспитания» дети к нам приходят с надломленной психикой, раздражительные, агрессивные. Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы, а то и вся жизнь.
В настоящее время приоритетным направлением в работе с такими детьми, кроме коррекции, направленной на ослабление, исправление имеющихся отклонений в развитии, выступает созданий условий для полноценного развития детей, предупреждения и преодоления проблем, связанных с обучением в школе.
В КГУ «Полудинский детский дом» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются дети с психологическими проблемами, связанные с переживанием двигательного дефекта, социальной депривацией, трудности в коммуникации из-за двигательных и речевых нарушений, что порождает психологическую напряженность, социально-психологическую дезадаптацию. У них наблюдается расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах, что проявляется в неустойчивости эмоций, преобладании негативных эмоций над позитивными.
В практике нашего дошкольного учреждения используются различные подходы и технологии для воспитания и обучения детей с нарушениями развития, в основе которых лежит идея индивидуализации воспитания и обучения, учитывающая как состояние здоровья, степень тяжести дефекта, так и индивидуально-типологические особенности ребенка.
Одним из видов современных технологий сенсомоторного развития детей – занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития. В сенсорной комнате находятся различные приборы, создающие свето-цветовые и звуковые эффекты. Так, воздушно-пузырьковые световые колонны значительно усиливают сенсорные ощущения. В них перемещаются пузырьки воздуха, меняется цвет воды и можно наблюдать за медленным движением разноцветных рыбок. При этом развиваются зрительное восприятие, внимание, координация, а также состояние покоя, расслабление. Эффект усиливается за счет углового зеркала, находящегося за пузырьковой колонной. Кроме визуального эффекта, при касании ощущается легкая вибрация. Воздушно-пузырьковая колонна может использоваться в режиме подсветки без пузырьков.
Настенные интерактивные панели, панно, например «Бесконечность», «Водопад», дают различные стимулирующие визуальные, акустические и тактильные эффекты, развивают пространственные ощущения. Световые проекторы «Солнечный», «Жар-птица», «Зеркальный шар», создают визуальные завораживающие спецэффекты на стенах и потолке. Эффект усиливается при отражении в зеркалах. Фиброптические волокна «Звездный дождь» придают визуальную, тактильную стимуляцию, чувство спокойствия. Их можно трогать, держать в руках.
Сенсорная комната это интерактивная среда. Для развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата, создания положительного эмоционального настроения во время занятий используются «сухой бассейн», наполненный разноцветными шариками, а также напольные тактильные дорожки.
Сенсорная (тактильная) дорожка состоит из разноцветных и разнофактурных модулей с различными тактильными поверхностями (мягкая, жесткая, гладкая, шероховатая, колкая), текстурой ткани (мешковина, вельвет, шерсть, шелк, мех, фланель, кожа, бархат) и их наполнением (фасоль, горох, песок, палочки и т.д.).
В сенсорной комнате есть возможности для развития мелкой моторики. Тактильные панели способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют осязательные навыки, мелкую моторику. Рисование песком, или песочная анимация, способствуют сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга (поскольку рисование происходит пальцами обеих рук), воображению, а также снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя. Вместо песка можно использовать любой мелкий сыпучий материал, например манную крупу или кофе. Занятия желательно сопровождать музыкой.
Важный элемент каждого занятия – этап релаксации, когда ребенок, лежа на мягком пуфе, придающем ему удобное положение тела, или на другом мягком покрытии, расслабляется. Во время отдыха, релаксации и для визуализации звучит успокаивающая музыка.
Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий - комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
- развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнении, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);
-коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции, тренирующих дыхание).
Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития наших дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок.
В ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания.
Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур. Например, используют в работе следующие игры и упражнений.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности:
«Волшебный мешочек», «Найди пару», «Рыбаки и рыбки», «Поможем повару», «Художники», «Ножницы потерялись», «Шнуровка», «Настроение в тесте», «Составь буквы и цифры»
Подвижные упражнения игрового характера:
«Передай мяч друг другу», «Набери шарики», «Секрет», «Часики», «Ловкость», «Лесная дорожка», «Ушки зайчика», «На реке», «Лабиринт».
Релаксационные упражнения (проводятся под музыкальное сопровождение)
«В море», «Рыбки», «На берегу моря», «Водопад», «Летняя ночь».
Упражнения на развитие визуализации:
«Золотые рыбки», «Нарисуй свое имя», «Творчество», «Космос».
Дыхательные игры и упражнения:
«Воздушный шар», «Лев спит» и т.д..
В зависимости от особенностей нарушений, занятия в сенсорной комнате могут отличаться по сложности и насыщенности. Среда сенсорной комнаты - одно из важнейших средств коррекции и реабилитации в процессе психологического сопровождения дошкольников с учетом применения современных технологий.
Исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, поэтому мы в детском доме уделяем большое внимание профилактике психологических нарушений. На практике мы сталкиваемся с тем, что какими бы усердными ни были психологи, без совместных усилий с воспитателем, они не смогут достигнуть положительного результата.
Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, мы решили организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок – реальный инструмент в руках воспитателей для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
При подборе материала для психологического уголка мы учитывали потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед нами стояла задача – обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия. Таким образом, в уголке получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:
уголок уединения;
мягкая мебель и фотоальбомы с групповыми фотографиями;
телефон «позвони друзьям»;
мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
набор бумаги для разрывания;
коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
мешочки для крика. Если ребенок на кого злится или обижен, он может высказать свою обиду в мешочек или выкрикнуть её, затем крепко завязав мешок, и ему станет легче;
стул для размышлений служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное – стул не должен быть наказанием для детей;
волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;
дидактическая игра «Собери бусы»;
цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;
массажные мячи – «ежики». Мы обучаем детей разным способом катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек. А из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа – растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.
В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому у нас в уголках есть коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за совершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» - своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
- игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;
- «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;
- стенд «Мое настроение». Утром в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому, воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
-парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема. Так в психологическом уголке получились три зоны:
- саморегуляции и релаксации;
- для повышения самооценки;
-развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Прошло некоторое время и результаты на лицо. Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.
У многих детей повысилась самооценка, снизились агрессивность, раздражительность. Они стали более дружелюбными, помогают друг другу.
А у воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям справиться с их проблемами.