Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования Проблема речевого этикета личности старшего дошкольника обусловлена сложившейся в настоящее время в стране социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества, связанного с утратой культурособразных способов регулирования взаимоотношений между субъектами общения как на межгосударственном, так и на личностном уровнях.
Объектом исследования является процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования:состоит в выявлении педагогических условий, способствующих формированию этикетного речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:Процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
·педагогическое взаимодействие характеризуется этической коммуникативной направленностью;
·создаются педагогические ситуации, направленные на позитивное использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками;
·в процессе формирования речевого этикета используются современные информационные и коммуникационные технологии
Задачи исследования:
1.Обосновать роль и значение речевого этикета в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников на основе анализа психолого-педагогической и лингвистической литературы.
2.Теоретически обосновать педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить уровень осознания употребляемой этикетной лексики у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить содержание формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
В соответствии с целями и задачами исследования на разных его этапах использовались теоретические методы (анализ проблемы, моделирование учебно-воспитательного процесса, обобщение результатов исследования); эмпирические методы (изучение массового и передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; методы математической обработки полученных результатов).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список литературы...................................................……………........................32
Введение
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В настоящее время воспитание становится главнейшей проблемой.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Усваивая этикетную лексику, ребенок “присваивает“ часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится.
Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения является важнейшим приобретением дошкольного детства. По средствам языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми и важно, чтобы эти контакты носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам его выражения, в том числе и речевым способам. Они определяют речевое поведение человека, которое в значительной степени реализуется с помощью визуально закрепленных стереотипов общения.
Актуальность исследования Проблема речевого этикета личности старшего дошкольника обусловлена сложившейся в настоящее время в стране социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества, связанного с утратой культурособразных способов регулирования взаимоотношений между субъектами общения как на межгосударственном, так и на личностном уровнях.
Объектом исследования является процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования:состоит в выявлении педагогических условий, способствующих формированию этикетного речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:Процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
·педагогическое взаимодействие характеризуется этической коммуникативной направленностью;
·создаются педагогические ситуации, направленные на позитивное использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками;
·в процессе формирования речевого этикета используются современные информационные и коммуникационные технологии
Задачи исследования:
1.Обосновать роль и значение речевого этикета в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников на основе анализа психолого-педагогической и лингвистической литературы.
2.Теоретически обосновать педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить уровень осознания употребляемой этикетной лексики у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить содержание формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
В соответствии с целями и задачами исследования на разных его этапах использовались теоретические методы (анализ проблемы, моделирование учебно-воспитательного процесса, обобщение результатов исследования); эмпирические методы (изучение массового и передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; методы математической обработки полученных результатов).
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования и развития речевого этикета
1.1Основные понятия и характеристика проблемы развития речи дошкольников
Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) [6].
Как видим, в этом определении содержится указание на внешнее проявления отношения к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательными.
Этикет - порядок поведения людей. Этикет - это порядок поведения, удобных для всех. Соблюдать этикет - значит, соблюдать правила поведения. Главное правило: стараться не ставить человека в неудобное положение, т.е. поступать так, чтобы ему было хорошо рядом с тобой. Любовь и уважение к людям помогает нам соблюдать этикет [8].
Этикет - это порядок поведения способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его - в умении быть приятным для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства.
Речевое проявление этикетных отношений специалисты называют речевым этикетом в узком смысле.
Речевой этикет - это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения [11].
В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие. Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.
Таким образом, речевой этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником, отражать разумный характер взаимоотношений общающихся [10].
Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека, который в процессе коммуникации способен на определенный уровень восприятия информации, воздействия на нее и управления ею.
Речевой этикет – это не только система вербальных единиц, это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие. Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу, каждая ситуация речевого общения предусматривает:
Проблеме развития речи детей как основы формирования речевого этикета в XVII веке большое внимание уделял чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. В своем руководстве «О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет» развитию речи он посвящает главу, где указывает, что ум и язык человека следует развивать с раннего детства. Рекомендации по формированию речи Я.А. Коменский дает на основе анализа особенностей психического развития детей на протяжении первых шести лет. В этой работе автор характеризует общение взрослых с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики как основу этического речевого действия. В качестве средства формирования речевой активности дошкольника он предлагает обращать внимание детей на различия между простой речью и позицией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни.
В первой половине XX века широкую известность приобрели взгляды немецкого педагога Фридриха Фребеля, которого считают основателем общественного дошкольного воспитания. В 1840 г. им было создано учебное заведение в помощь матери, названное «Детский сад».
1.2. Психолого-педагогический и лингвистический аспекты формирования этикетного речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста
Установлено, что шести-семилетний ребенок в ситуации взаимоотношений с хорошо знакомыми сверстниками может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако это возможность, проявляющаяся в исключительных случаях, но не постоянная линия поведения шестилетнего ребенка.
Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого - первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.
Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.
Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок рефлексирует, пытается проанализировать собственное психическое состояние, проецировать свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок.
Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести его к потере уверенности в своих возможностях.
Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в свой класс.
Постепенно ребенок научается отождествлять (идентифицировать) себя со сверстниками, с которыми он был объединен в дошкольном учреждении, но вновь соединяется в школе. Отождествление детей друг с другом не только как мальчиков и девочек, но и как сверстников постепенно создает чувство ответственности: сначала «за нашу группу», затем «за весь наш класс».
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза, а у иных детей и в пять раз. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития. Причем немаловажное значение имеют специфические формулы этикета. Например, если ребенок в 7 лет реагирует на вопрос своей знакомой девочки: Что тебе подарить на день рождения? Отвечает ей: Самый большой подарок для меня – если ты придешь! Это говорит о том, что у этого мальчика есть врожденный вкус к слову, выражающему его самое заветное желание.
Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т.д.).
В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы.
Усвоение языка определяется активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Именно в дошкольном возрасте обнаруживается чуткость к языковым явлениям.
Наряду с ориентировкой на смысл слов, на обозначаемую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова независимо от его значения. Они с увлечением упражняются в сочинении рифм. Чрезвычайная активность ребенка по отношению к языку лишь выливается в стихотворную форму, это далеко еще не поэтическое творчество.
Ориентировка на звуковую форму слов выражается не только в стихосложении. Уже младшие дошкольники начинают изменять слова, учитывая их исходную форму. В зависимости от того, как ребенок произносит слово в именительном падеже, он будет изменять это слово и по остальным падежам. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка.
К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.
Ориентация, как на смысловую, так и на звуковую сторону языка осуществляется в процессе его практического применения, и до известного момента нельзя говорить об осознанности речи, что предполагает усвоение соотношения между звучанием слова и его значением. Однако постепенно развивается языковое чутье и происходит связанная с ним умственная работа.
Достаточная осмысленность речи появляется у дошкольников только в процессе специального обучения, что как раз и касается основных формулировок этикета.
В отличие от практического овладения речью, которое в дошкольном детстве идет весьма успешно, осознание самой речевой действительности (как действительности, самостоятельно существующей) и осознание словесного состава речи значительно отстает. Долгое время в процессе общения ребенок ориентируется не на словесный состав речи, а на предметную ситуацию, которая и определяет для него понимание слов. Именно этот момент и представляет собой возможность формирования речевого этикета. Но для овладения грамотой ребенку необходимо научиться осознавать словесный состав речи. Без специального обучения дети относятся к предложению как к единому смысловому целому, единому словесному комплексу, который обозначает собой реальную ситуацию.
Когда ребенок начинает читать, он начинает осознавать и словесный состав речи. Однако при стихийном формировании способность к осознанию словесного состава речи складывается чрезвычайно медленно. Значительно ускоряет формирование этой способности специальное обучение, благодаря которому к концу дошкольного возраста дети начинают четко вычленять слова в предложении.
Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, - коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определенные требования.
Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», причем по контексту невозможно установить, к кому (или к чему) эти местоимения относятся.
Партнер ребенка по диалогу ждет от него ясной, выразительной речи, требует построения речевого контекста, более независимого от речевой ситуации. Под влиянием окружающих ребенок начинает перестраивать ситуативную речь на речь, более понятную слушателю. Постепенно он вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность. У старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «Она (девочка) пошла»; «Она (корова) забодала»; «Он (волк) напал»; «Он (шар) покатился» и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно.
По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью.Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок начинает предъявлять требования к самому себе и пытается следовать им при построении речи.
Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Ситуативная речь не является речью низшего ранга. В условиях непосредственного общения ею пользуется и взрослый. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.
Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети усваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие контекстной речи происходит в школьном возрасте.
Особым типом речи ребенка является объяснительная речь.В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.
Таким образом, развитие речевого этикета основывается на особенностях развития речи дошкольника. Если в 3 –4 года он усваивает, что к воспитателю и другим чужим взрослым следует обращаться по имени и отчеству, то затем следует усвоение и основные формы этикета - приветствия, просьбы, благодарности, прощания, и так далее. Очень важно, чтобы ребенок постоянно слышал такие формы общения от взрослых, то есть от своих родителей. Формы вежливого обращения в семье автоматически усваиваются ребенком в дошкольном возрасте. Это и составляет основу формирования речевого этикета.
ГЛАВА 2. Формы, методы и приёмы развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Формы развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этике, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучать речевому этикету в дошкольном детстве.
В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст – сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.
Речевой этикет – это не только система вербальных единиц, это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.
В «Словаре по этике» понятие «этикет» определяется как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. А именно: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.) Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет регулирует правила речевого поведения.
Речевой этикет – это «микросистема национально-специфических вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контактов собеседников, поддерживания общения в желательной тональности соответственно правилам речевого поведения (правилам этикета)».
Речевой этикет, так или иначе, привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы- форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.
Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т.д.
К средствам, или единицам речевого этикета относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения.
Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:
обращение и привлечение внимания;
приветствие;
знакомство;
прощание;
извинение;
благодарность;
поздравление;
пожелание;
соболезнование;
сочувствие;
приглашение;
просьба;
совет;
одобрение;
комплимент.
Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются формулы:
наиболее употребительные, стилистически нейтральные формулы (до свидания, спасибо, здравствуйте);
формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, прощайте, доброе утро);
формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться; пока; целую ручки; спасибо; благодарю вас).
Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников. Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы и т.п. добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений».
Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу, каждая ситуация речевого общения предусматривает:
Некоторые ситуации, а именно приветствие, прощание, благодарность, привычны детям, и в них они действуют автоматически. В других ситуациях им необходимо сосредоточиться, такие как извинения, просьба, знакомство, а третьи ситуации вызывают у них определённые трудности, сочувствие, приглашение, предложение, комплимент. Дети употребляют разное количество формул речевого этикета. В стандартных ситуациях речевого общения дошкольники предлагали 6-7 вариантов формул и выражений речевого этикета, что составляет значительную часть от существующих общеупотребляемых формул и выражений, в других ситуациях дети предлагали 4-5 формул, а в третьих 1-2 фразы. Развёрнутые формулы речевого этикета, а именно адресованность и мотивировка, встречались у детей не во всех ситуациях общения.
Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей последовательностью:
Первый этап – восприятие формул речевого этикета. Для реализации поставленной задачи использовали художественную литературу, просмотр инсценировок и постановок.
Второй этап – репродуктивное воспроизведение формул речевого этикета, характерных для выбранной нами ситуации речевого общения.
Третий этап – обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета.
Четвёртый этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.
Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определялась логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.
В дошкольном возрасте, обучение речевому этикету осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул речевого этикета, их «развёртывания» и сопровождение их доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.
2.2. Формирование речевого этикетного поведения
Как показывают специальные исследования и практика, формирование коммуникативно-речевых умений невозможно без целенаправленного обучения.
Основой современных программ речевого развития (“Детство”, “Радуга“, “Из детства в отрочество”) является коммуникативно-познавательная направленность в обучении языку и развитии речи, т.е. основные направления работы с детьми, подбор языкового материала, методов и приемов обучения должны способствовать развитию коммуникативных умений детей.
Вопросы методики формирования коммуникативно-речевых умений, культуры речевого общения рассматриваются в исследованиях Т.В. Антоновой, Л.Г. Арушановой, М.В. Ильященко, А.А. Лукьяницы, М.Малетиной и других. Методические материалы представлены в программах “Азбука общения” Л.М. Щипицыной и О.В. Защиринской, “Открой себя” Е. Рылеевой и методических популярных пособиях Л.Г. Антоновой, О.А. Белобрыкиной, И.В. Богуславской, Н.А. Куниной, Н.В. Клюевой, Ю.В. Косаткиной. В известных программах и пособиях определены задачи, содержание, условия, методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений, диалогической речи, культуры речевого общения.
Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду.
В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представление о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения. Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно: другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Обучение детей правилам поведения требует фантазии, увлекательности и такта. В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования норм поведения, базирующихся на этикете. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению к взрослым по имени отчеству.
В дошкольном возрасте важно формировать понимание своего места в мире.
Курочкина И.Н рассматривает обучение детей правилам этикета проводится в два этапа: на первом воспитатель формирует первичные представления о поведенческих правилах, только говоря о том, что следует делать в той или иной ситуации; на втором этапе, в старшей и подготовительной группе, даются этикетные понятия, система правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. Следует помнить, что знание правил поведения не способствует их неукоснительному выполнению, если оно не подкреплено выработкой определенных моральных установок. С детьми выясняется не только вопрос о том, как следует себя вести, но и почему именно так желательно поступать в той или иной ситуации, как отражается тот или иной поступок на отношениях людей, в чем состоит красота поведения.
Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл. Приступая к изучению каждого правила, мы даем ребенку:
Знание этого правила;
Формируем понимание его разумности и необходимости;
Предоставляем возможность применить правило, совершить практический поступок или действие;
Эмоционально его прочувствовать, т.е. радоваться правильному его выполнению или пережить неудачу.
Формирование речевого этикетного поведения происходит постоянно, в любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Например, ребенок угощает детей группы по случаю своего дня рождения конфетами. Одному из друзей конфет не досталось. Как поступит “новорожденный“, ребенок, которому не хватило угощение, и все остальные ребята?
Воспитатель должен учитывать, что знания и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком. Для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:
Позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя;
Пример взрослых, и, прежде всего воспитателя. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Воспитателю желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть продумано для достижения главной цели-создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка;
Связь с семьей. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность требований. Общая цель и семьи, и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками;
Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение же правильному и красивому поведению в свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. С помощью проведения словарной работы у него расширяется круг этико-поведенческих понятий. В речевой запас дошкольника вводятся такие понятия, как “Этикет”, ”уважение”, “любовь”, “вежливость”, “общение” и другие.
Воспитание культуры поведения с позиций современного речевого этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Курочкина И.Н выделила следующие принципы:
Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность, активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
Принципы речевого этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов:
1. Приучение: воспитатель дает детям речевой образец и приучает к этому образцу, контролируя точность выполнения ими того или иного правила. Например, демонстрирует красоту и правильность поведения за столом; Эстетику доброжелательного обращения взрослого и детей во время игры, занятия, разговора со старшими и сверстниками.
2. Упражнения: многократно повторяется то или иное действие, отрабатывается до машинального, сознательно не регулируемого. Но отрабатывать любое действие следует на основе осознания ребенком его необходимости и разумности. Например, мы приучаем ребенка к правильному использованию столовых приборов. Прежде всего, объясняем ему, как удобно и красиво держать их в руках, почему их следует использовать и т.д. Учим, правильно взять нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы.
3. Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок стоит перед выбором речевых формул. Например, есть вилкой и ножом или одной вилкой, держать вилку в правой или левой руке. Л.С. Выготский отмечал: ”Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор…”.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко и никогда не допускается наказание, приводящие к боли и физическому страданию. Недостатком этого метода является то, что ребенок в результате наказания знает, как поступать нельзя, но не знает, как поступать надо. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка товарища должно быть направленно на то, чтобы вызвать у провинившегося желание поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой могут стать привлекательным, а значит, и желательным образцом для подражания.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9.Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимание детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Рассмотрим формы работы по формированию и развитию речевого этикета.
Главное место в работе занимает речь воспитателя. Общаясь с детьми, наблюдая за их играми, необходимо фиксировать проявления положительного и отрицательного речевого поведения. Позже, рассказывая детям о том, кто, чем сегодня нас удивил и порадовал, воспитатель должен объяснить, что и как лучше говорить друг другу (взрослому) в той или иной ситуации. Следует целеустремленно вводить в словарь детей слова и обороты речи, которые помогут им овладеть навыками культурной речи: ”Мне кажется, что ты ошибся…”, ”Ты не мог бы…”, “Я советую тебе…”, “Я думаю, что…”, “Не обижайся, но твое сегодняшнее поведение нельзя назвать пристойным. Попробую объяснить…”.
Весьма полезно педагогу иногда проконтролировать и свое речевое поведение:
- пытаетесь ли вы, отдавая распоряжение, объяснить ребенку причину, побудившую вас обратится к нему… (“Расстегни застежки на туфлях. Ты сомнешь задники, и обувь будет натирать тебе пятки. И вид у башмаков будет неприглядным”);
- часто ли вы употребляете фразу “А почему бы тебе не попробовать…”;
- высказываете ли вы ребенку удовлетворение, которое получили от беседы с ним (“Тебя так интересно слушать! Расскажи что-нибудь еще о своем новом друге!”);
- восхищаетесь ли вы поступком ребенка или результатом его деятельности (“Это у тебя получилось замечательно!”)?
Освоение речевого этикета необходимо осуществлять с изучением общих правил культуры поведения. Целесообразно использование ролевого принципа. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший-младший, знакомый-незнакомый, мальчик-девочка) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные стереотипы.
С этой целью возможно использование художественных текстов, а также специально созданных дидактических текстов. В рассказах и диалогах возможно применение принципа контраста (один герой соблюдает правило этикета, другой их не соблюдает), что позволяет детям критически оценивать неправильное поведение и строить правильную этикетную речь по образцу.
Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются также игры-инсценировки, дидактические игры, речевые упражнения, речевые ситуации, словесные игры.
Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиций современного этикета. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представление о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игры.
Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнения, необходимо проводить занятия с не большой группой по 10-12 человек.
Во время занятий, в других режимных моментах организуют дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм этикета.
Игры - инсценировки и дидактические игры позволяют закрепить в речи различные этикетные стереотипы. В качестве героев, поведение которых дети оценивают, или тех, которые помогают освоить речевой этикет, могут выступать знакомые детям персонажи детских книг - “Незнайка”, “Буратино”, “Карлсон”.
Введению в словарь детей разнообразных этикетных формул способствуют дидактические игры и речевые упражнения – “Кто скажет больше слов – приветствий”, “Скажи по другому”, “Как сказать бабушке (маме) приятное слово”, а также обыгрывание ситуаций – “Пригласи подругу на день рождения, чтобы она поняла, что ты будешь очень рада ее приходу”, “Поблагодари друга за подарок так, чтобы он понял, что его подарок тебе очень понравился”. В беседах с использованием иллюстративного материала дети предлагают свои варианты диалогов героев в различных ситуациях. Большой интерес у дошкольников вызывают настольно – печатные игры. Например, игра – лото “Как мы одеваемся” поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра “Настольный телефон”, в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.
Нельзя принуждать детей к выполнению заданий и упражнений. Для активизации их деятельности можно использовать положительные оценки, награждение призами победителей и проигравших: утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.
Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному обучению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.
Большое значение в освоении речевого этикета имеет прием словесных поручений. Первоначально педагог дает образец словесной просьбы. По мере развития речевых умений ребенок сам выбирает форму обращения.
К формам общения, способствующим установлению дружеских взаимоотношений, относятся комплименты. В толковом словаре Ожегова “комплимент” определяется, как любезные, приятные слова, лестный отзыв. До настоящего времени в практике воспитания культуры поведения дошкольников комплементы не нашли широкого применения. В исследовании М. Малетиной показана возможность использования комплементов в работе со старшими дошкольниками и воспитательная ценность комплементов.
Ситуация комплемента, в сравнении с другими ситуациями речевого этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера, предполагает творчество в отборе способов выражения одобрения или похвалы.
М. Малетина предлагает следующие формулы комплементов:
- одобрение внешности (“Ты сегодня выглядишь очень нарядно”, “У тебя красивая улыбка”);
- одобрение личностных качеств “Ты очень веселый”;
- одобрение деловых качеств “Ты хорошо рассказываешь сказки”.
Важнейшим условием обучения старших дошкольников комплементам является создание в группе положительного эмоционального фона, дружеских взаимоотношений, личный пример взрослого в искренности и уместности включения комплементов в различные ситуации общения. Введению комплементов в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические игры и упражнения – “Лучший комплемент для мамы”, “Доброе слово для друга”.
Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таят в себе повседневную жизнь дошкольного учреждения.
В силу того, что дети годами посещают, детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но осваивают определенные нормы речевого этикета в коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врагом, заведующей, музыкальным руководителем, поваром и т. д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: ”Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые”. Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.
Имеет значение и то, как будет сказано детьми “Здравствуйте” или “Доброе утро”, ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающем. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, третьи – не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться.
Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила. Например: Сережа входит в группу и сразу направляется к игрушкам. Воспитатель напоминает мальчику, что сначала нужно поздороваться. Ребенок отвечает: “Я уже здоровался там…” и рукой показывает на дверь. Это свидетельствует, что мальчик не понимает, почему при входе надо приветствовать друг друга. Воспитатель объясняет Сереже, что, здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения. Только в единстве моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей – их приветствовать и доброжелательность при встречах передаются детям.
Формановская Н.И предлагает воспитателю обсуждать с дошкольниками такие вопросы как [11]:
Вспомни, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся извиниться! Что ты почувствовал после того, как извинился? Попробуй представить свое настроение до, и после извинения в цвете лил с помощью линий.
О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть?
Случалось ли так, чтобы тебя обижал кто-нибудь? Что ты чувствовал при этом? Какие слова ты хотел бы услышать от обидчика?
Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к кому-нибудь с просьбой?
Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?
При этом повседневное поведение взрослых, как дома, так и в детском саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут сформированы у ребенка.
В старшем дошкольном возрасте, когда уже значительная роль слова, а речь приобретает, по мнению Л.С. Выготского, планирующую и регулирующую функции, с детьми можно провести цикл занятий по изучению правил речевого этикета. Главным содержанием таких занятий являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с родителями и другими интересными людьми, экскурсии, посещения театра, музея, кафе, библиотеки и т.п. – все это создаст условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения.
Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например: уступить в транспорте место, поблагодарить за подарок, встать из – за стола, произнести комплемент и т.п.
Желательно активно вводить в занятия детское творчество: использовать их рисунки, поделки, придуманные ими сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажное значение имеет позитивный конец “Этикетной” сказки: поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что – то делать, незнайка многое узнал, нарушители исправились. Если воспитатель в качестве методических пособий использует свои собственные поделки и игры (дидактические, настольно – печатные и другие), то дети видят, что любое игровое пособие можно сделать самим, а играть в него намного интересней. Они положительно оценивают своего воспитателя за его умение сделать что-то интересное и важное. Для усиления эмоциональной направленности занятий, обучающих детей правилам этикета, широко используются литературные, музыкальные и живописные произведения.
Необходимо рассчитывать на каждого ребенка, на его уровень мышления, возрастные и психологические особенности, семейное и материальное положение. Выбирая то или иное практические задания, желательно продумывать, кто из детей может его выполнить.
В конце занятия надо обязательно подвести итог. Это могут сделать сами дети, рассказывая о том, что узнали и как относятся к поведенческому правилу. Воспитатель же еще раз четко указывает на самое главное из-за занятия, что ребята должны запомнить.
Для закрепления правила И.Н. Курочкина рекомендует простейшие домашние задания. Например: расскажи маме историю “бедного телефона”, уставшего от длительных разговоров; придумайте с папой сказку о красивом рыцаре, помогающем дамам; накрой с бабушкой вечерний чайный стол; сделай и подари близким подарки. Главные принципы таких заданий – совместно с родителями выполнение; добровольность; детское творчество: рисунки, композиции, аппликации, рассказы, стихи; постоянное стремление к соблюдению правил этикета.
В ходе занятий желательно избегать негативной оценки. Можно ввести в оценочную систему таки слова, как: “отлично”; “хорошо”; ”очень хорошо”; “молодец”; “подумай еще”; “это не совсем так”; “давайте подумаем вместе”.
Родители, бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например, по темам: столовый этикет, посещение театра или кафе, прием гостей и т.д.
Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, воспитатель знакомит родителей со своими методами работы с детьми, стараясь как можно реже говорить родителям такие слова, как ”вы должны”, ”вы обязаны”, заменять их словами “разумно”, “желательно”, “целесообразно”, “лучше для вашего ребенка”. Его цель – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы родителям самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; не навязчиво расширить их сознание по содержанию современного этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе, можно порекомендовать им специальную литературу: книги и журнальные статьи в журналах “Дошкольное воспитание”, “Няня”, “Мой кроха”, “Наш малыш” и другие.
На родительских собраниях, в целях соблюдения уважения к личности ребенка и его родителям, нежелательно говорить о ребенке плохо, тем более в присутствии посторонних для него людей. Лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать с родителями во время индивидуальной беседы. Каждый родитель хочет слышать от воспитателя конкретные рекомендации, касающиеся его ребенка.
Заключение
В ходе проведенного исследования мы отметили, что культура речи предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарной вежливости, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, хорошего аппетита, здоровья и пр. Мы смогли отметить, что большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях.
Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно. Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.
Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Необходим личностно ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными навыками и умениями. Работу по ознакомлению с основными формами речевого этикета целесообразнее начинать уже с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы ко всему новому, когда легко формируются при познании окружающего новые условные связи.
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности. Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой: интерактивную, коммуникативную, перцептивную стороны речевого взаимодействия. Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Речевой этикет – система специфичных, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности).
Речевой этикет – правила речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.
Таким образом, процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
педагогическое взаимодействие характеризуется этической коммуникативной направленностью;
создаются педагогические ситуации, направленные на позитивное использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками;
в процессе формирования речевого этикета используются современные информационные и коммуникационные технологии.
Список литературы
Акишина, А.А. Русский речевой этикет [Текст] / А.А. Акишина, Н.И. Формановская: (Пособие для студентов-иностранцев). 3-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1983.-181с.
Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М. 2003 г
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 272 с
Белашова Людмила Александровна. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2004 189 c. РГБ ОД, 61:04-13/878
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Детство-Пресс, 2007, 472с
Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, Чувашское изд-во, 2-е изд., 2007.-378с.
Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для педагогических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
Научная электронная библиотека
Провоторова О.А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников // Логопед. 2008. № 7. С. 26-40
Развитие творческой активности школьников [Текст] / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 155 с.
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет / Русский язык в школе. № 5 2005.