"Путешествие в страну воспитанных людей" Для старшего дошкольного возраста.
"Путешествие в страну воспитанных людей" Для старшего дошкольного возраста.
Обучение детей речевому этикету.Умение детей разрешать достаточно сложные ситуации. Занятие - путешествие: вспомнить сказки с хорошими манерами, пословицы, поговорки. Инсценировка. Стимулирование воображения, фантазии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в страну воспитанных людей" Для старшего дошкольного возраста.»
Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение
Северобайкальский Центр Развития Ребенка детский сад «Золотой ключик».
«Путешествие в страну воспитанных людей».
Для детей старшего возраста.
Воспитатель: Кудла Светлана Алексеевна.
Цель. Обучать речевому этикету (выбор уместной в определенной ситуации формулы речевого общения, проявление вежливого отношения к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами); упражнять в умении разрешать достаточно сложные ситуации; приучать считаться с другими; формировать умение ставить себя на место другого, предвидеть последствия того или иного поступка; эмоционально сближать детей; стимулировать воображение, фантазию.
Предварительная работа. Чтение художественных произведений: В.Осеева. «Сыновья», «Волшебное слово»; Н. Артюхова. «Трудный вечер»; Е. Благинина. «Последний в тишине»; В. Сухомлинский. «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка»; М. Пришвин. «Глоток молока»; Н. Сладков. «Друг или враг». Чтение сказок: нанайская сказка «Айога», «Кукушка», татарская «Три сестры». Разучивание пословиц и поговорок. Инсценировка « В гостях у Вежливой Сороки» с целью обогащения словаря детей вежливыми словами. Настольные и дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Да и нет», «Наоборот».
Музыкальное оформление. Песня – танец «Добрый жук» (сл. Е.Шварца, муз. А. Спадавеккиа), песня «Пропала собака» (сл. А. Ламм, муз. В. Шаинского).
Материал. Листы белой бумаги с кляксами, план путешествия. Зал в соответствии с маршрутом оформлен яркими картинками – заданиями. Атрибуты к рассказу – инсценировке В.Осеевой «Сыновья», к проблемной ситуации «Качели»; игрушечный жучок.
Ход занятия.
На скамейке сидит очень сердитый мальчик.
Воспитатель. Как тебя зовут? Почему ты такой сердитый?
Мальчик. Меня зовут Витя. Я сегодня поссорился с ребятами из другой группы. Рассердились они на меня и прогнали. Нагрубил маме, а по дороге в детский сад из рогатки стрелял в птиц…
Воспитатель. Оказывается, Ваня совсем не знает правил поведения! Ему надо помочь. Мы собираемся в страну воспитанных людей. Возьмем его с собой? Правда, путь туда не близкий и не простой, но очень интересный! Я взяла план нашего маршрута, по которому мы будем передвигаться. В путь! Но сначала вспомните пословицы и поговорки о добрых словах!
Дети. «Доброе слово и кошке приятно». «Доброе слово дороже богатства». «Доброе слово железные ворота открывает». «Ласковое слово не трудно сказать». «Ласковое слово, что ясный день».
Воспитатель предлагает объяснить смысл некоторых пословиц и поговорок.
Воспитатель. Дети, по маршруту нас ждут картинки – загадки. (Детям предлагают ситуации нравственного характера.)
Два мальчика встретились в дверях: одному – 5 лет, другому – 12 лет. Какой мальчик должен уступить дорогу? (Вежливый, воспитанный).
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, который сейчас час?». Он допустил ошибки. Какие?» (Не сказал «пожалуйста», «будьте добры», не поблагодарил.)
Одна девочка жаловалась маме: «У нас во дворе мальчишка невежливый, зовет меня Танькой». «А ты как его зовешь?»- спросила мама. «А я вообще его никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты!» Как им помочь? (ответы)
Молодцы! Идем дальше! Перед нами два разных человека: один – злой, сердитый, другой – веселый, забавный. Вокруг них разбросаны картинки (картинки с изображением отрицательных и положительных поступков).
Воспитатель. Перед нами сложная задача. Мы должны выбрать картинки и положить их рядом с этими человечками. (Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки и оценить поступки героев.) Молодцы, правильно! Где добро, вежливые слова, никто никого не обижает, там всегда весело. Т наоборот, где драки и грубость, там всегда плохое настроение.
Дети раскладывают картинки около персонажей.
Воспитатель. Посмотрите, кто сел мне на ладошку (игрушка – жучок). Правильно, веселый жучок! Он приглашает нас на задорный танец. (Исполняют танец «Добрый жук».) А вот знакомое нам слово. Какое? Отгадайте!
Кто вас, дети, крепко любит?
Кто вас больше всех голубит?
Дети. Мама.
Воспитатель. Верно, мама! Вы любите своих мам и не огорчаете их? (Ответы.)
А я знаю одного мальчика, который обиделся на свою маму. И тогда все вокруг стало не таким, как было раньше. Не светит солнце, ничего не получается, все падает из рук, конфеты стали несладкими… Он задумался и в результате понял причину случившегося, а я поняв, нашел правильный выход из сложившейся ситуации. Витя, прочти стихотворение, пожалуйста!
Витя.
Причина в том, скажу вам прямо,
Что на меня в обиде мама….
Что ж все исправить не спешу?
Пойду прощенья попрошу. А. Костецкий.
Воспитатель. Старайтесь не ссориться с мамой, не огорчать ее своим плохим поведением и самим не обижаться. О маме надо заботиться. Какие вы знаете произведения, в которых дети заботятся о маме?
Дети. Называют знакомые произведения.
Воспитатель. Знаем мы и такие произведения, в которых дети не жалеют своих мам и огорчают их. Помните?
Дети называют произведения.
Далее организуется инсценировка рассказа В.Осеевой «Сыновья».
Воспитатель. Почему же все-таки старик увидел только одного сына? (Ответы.)Верно! Давайте вспомним замечательную русскую поговорку: «При солнышке тепло – при матери добро».
Проводится пальчиковая гимнастика «Смешные человечки». Затем начинает звучать мелодия песни «Пропала собака». Дети подпевают.
Воспитатель. О чем песня? Грустная она или веселая? Верно! Мальчик потерял своего четвероного друга, поэтому и грустит. Мы должны заботиться о братьях наших меньших и никогда не причинять им зла. Вспомнить знакомые нам рассказы об этом.
Дети. «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка» В.Сухомлинского; «Глоток молока» М. Пришвина; «Друг или враг» Н. Сладкова.
Дети показывают инсценировку проблемной ситуации «Качели», «Маша уговаривает Катю сделать качели на дереве. Сначала Катя соглашается, но затем, подняв голову и увидев гнездо, твердо говорит «Нет». Маша удивляется и спрашивает: «Почему?». Дети отвечают на этот вопрос. Помогают Маше понять, почему нельзя делать качели на этом дереве.
Воспитатель. А как мы с вами заботимся о природе?
Дети. Не ломаем ветки деревьев и кустов. Не рвем цветы. Не обижаем животных. Подкармливаем зимой птиц. Присыпаем корни деревьев снегом. Подсказываем другим детям, как надо вести себя на природе.
Воспитатель. Молодцы! Вы – настоящие защитники природы!
Дети, вы поняли, что Ваня сегодня исполнял роль невоспитанного и грубого мальчика, чтобы мы поняли, как некрасиво он себя вел, и никогда так не поступали? На самом деле Ваня очень вежливый и воспитанный мальчик!
Что это за кляксы? Наверное, они решили нам испортить настроение. Но ничего у клякс не получится! Сейчас мы их быстренько превратим в нечто забавное, озорное и веселое. (Предлагаю сыграть в игру «Кляксография»: выбрать любую кляксу и на ее основе нарисовать что-нибудь забавное.) Какие вы дружные и заботливые! Как бережно относитесь к природе! Как много знаете сказок и рассказов! Сейчас мы будем дарить друг другу красивые слова! Они называются комплиментами. Кто их больше всего любит? Правильно, все, но особенно девочки и женщины. Как их надо произносить? (Ласковым, нежным голосом, с улыбкой.) Наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся!