kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время. Воспитание – это самая главная проблема современного общества. Необходимо отметить, что человек, формируясь как личность, требует от общества постоянного усовершенствования системы общественного воспитания, оставляя в прошлом обычные, стихийно сложившиеся формы. Большое значение на взаимоотношения ребенка со сверстниками, родителями, другими людьми оказывает формирование представлений о нормах и правилах поведения, которые помогают ориентироваться человеку в общественной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время. Воспитание – это самая главная проблема современного общества. Необходимо отметить, что человек, формируясь как личность, требует от общества постоянного усовершенствования системы общественного воспитания, оставляя в прошлом обычные, стихийно сложившиеся формы. Большое значение на взаимоотношения ребенка со сверстниками, родителями, другими людьми оказывает формирование представлений о нормах и правилах поведения, которые помогают ориентироваться человеку в общественной жизни.

В современном обществе принято считать, что культура поведения – это характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам считается такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучении грамоте, музыке.

Главной целью обучения является то, чтобы ребёнок знал и умел правильно вести себя в обществе.

Слово «этикет» в толковом словаре русского языка понимается, как установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. К нему относятся правила вежливости и уважительного поведения, принятые в обществе. А теперь рассмотрим что такое речевой этикет. Под этим словосочетанием понимается система правил речевого поведения, система «вежливых» словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения.

Следовательно, для того чтобы человек был успешным в обществе, реализовался в профессиональной деятельности, построил крепкие семейные и дружеские отношения играет важную роль этикет речевого общения, приобрел коммуникативную компетентность.

Анализ педагогической литературы показывает, что в понятие речевой этикет входят : культура речевого общения и общение, как коммуникативный процесс.

Общение рассматривается, как передача информации от человека к человеку. Но есть и другие определения этого понятия, например: общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами. Воспитанность человека показывает один из значимых педагогических факторов, как культура речевого общения.

Заметим, что именно в дошкольном возрасте, который является коротким, но очень важным периодом, формируется человек, как личность. Ребенок, достигая этого возраста, обретает первые знания об окружающей жизни, у него начинает складываться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Поскольку вежливость является характерной категорией человеческой культуры, именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.

Когда ребенок выполняет все нормы, правила общения со старшим поколением и со своими друзьями, берет за основу уважение и доброжелательность, использует соответствующий словарный запас, в общественных местах и в быту демонстрирует вежливое поведение, это и есть культура речевого общения дошкольника .

Принято считать, что овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить :

– различные формулы речевого этикета по каждой классической ситуации общения и умение правильно ими пользоваться;

– доступные способы «развертывания» вежливых формул;

– умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими не речевыми средствами.

Без формирования в группе доброжелательных отношений детей друг к другу не осуществляется обучение речевому этикету, каждая ситуация речевого общения предусматривает:

– обучение детей способам их «развертывания»;

– пополнение словаря дошкольников разными вариантами формул речевого этикета;

– развитие доброжелательности интонации и мимики.

Отметим, что формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущими педагогами выделяются основные способы педагогического воздействия: упражнение, пример для подражания, приучение, проблемные ситуации, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения .

Исходя из выше сказанного, речевой этикет формируется всегда, во всех организационных формах : занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.

Огромную роль в становлении речевого этикета у дошкольников огромную роль играет речь воспитателя. Воспитатель должен владеть культурой общения, постоянно ее совершенствовать, это является его профессиональной обязанностью. Прежде чем начать развивать речь у своих воспитанников, педагог должен позаботиться о развитии своей речи. Его основной задачей является овладение основными методическими приемами развития речи, с учетом особенностей детской психики и интересов детей.

Е. И. Тихеева подробно рассмотрела культурные и методические требования к речи воспитателя, по ее мнению речь педагога должна быть:

1. Абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, принимать во внимание все ошибки, которые были совершены и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.

3. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.

5. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.

6. Следует контролировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи .

Мы считаем, что оптимальный стиль общения между ребенком и воспитателем является демократический, при этом собеседники взаимодействуют, как равноправные партнеры, это является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада. Воспитателю необходимо наблюдать за детьми в ходе совместной деятельности, а также необходимо проводить индивидуальные диагностические беседы, во время которых рекомендуется обратить внимание на следующие компоненты:

– легко ли вступает ребенок в речевое общение со взрослыми и сверстниками;

– поддерживает ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему или это ему удается с трудом;

– как говорит ребенок с детьми: много, мало или молчалив .

Необходимо заметить, что игра является универсальным методом формирования речевого этикета. В ней ребенок приобретает опыт общения, важный для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в большей степени обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры формируются общественные качества детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воспроизводит отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они пытаются найти выход в конфликтных ситуациях самостоятельно, без помощи взрослых, часто используют правила речевого этикета, которые успели усвоить. В этом возрасте, обучая речевому этикету, воспитателю необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации .

Хочется отметить значение семейного воспитания для формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, его трудно переоценить. Общаясь с близкими людьми, ребенок усваивает начальные знания общественного поведения, отношение взрослых к другим людям и, основываясь на этих образцах, пытается строить собственное поведение. Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями.

Чаще всего, в семье ребенок вступает в контакт с представителями разного возраста, пола, различных профессий, к тому же родными и близкими ему людьми, что позволяет широко проявлять и развивать эмоциональные и интеллектуальные потребности. Общение в семье всегда происходит на эмоциональной основе, для внутри-семейного общения характерно сопереживание. Такое сопереживание важно для развития нравственно-эмоциональной сферы ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким к переживаниям других людей [3].

Важно сказать, что форма обращения родителей к детям способствует возникновению у них эмоционально-положительных или эмоционально-отрицательных реакций по отношению к общению и формирует понятие у ребенка о норме обращения с окружающими, а также радость, удовлетворение или страх перед речевым взаимодействием со взрослым. Характер обращений зависит от уровня индивидуальной культуры общающихся: чем он выше, тем вежливее, спокойнее будет форма обращения.

Главной задачей в работе с родителями по этому направлению является приобщение их к очень тонкому и сложному процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим. В практике работы педагогов детского сада используются различные формы работы с родителями : посещение детей дома, индивидуальные и заочные беседы, консультации, так как семья - основной фундамент воспитания культуры общения.

В заключении можно с уверенностью сказать, что для формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста эффективным является: речь воспитателя; чтение художественной литературы; игры, упражнения; коммуникативные ситуации; беседы; взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу; целенаправленное педагогическое руководство.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Овчаренко Елена Петровна

Дата: 23.01.2023

Номер свидетельства: 623912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(67) "vospitanie_rechevogo_etiketa_u_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "489544"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544262908"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Педагогический проект на тему: «Формирование культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "pedagogicheskii_proekt_na_temu_formirovanie_kultury_povedeniia_i_osnov_rechevogo"
    ["file_id"] => string(6) "477328"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1536408888"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "План работы с родителями (старшая логопедическая группа)"
    ["seo_title"] => string(64) "plan_raboty_s_roditieliami_starshaia_loghopiedichieskaia_ghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "429805"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506441320"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Технологии речевого развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(44) "tekhnologii_rechevogo_razvitiia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "492796"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545788998"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Нравственное развитие детей дошкольного возраста. "
    ["seo_title"] => string(55) "nravstviennoie-razvitiie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "240665"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445086414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства