"Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
"Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы все чаще задумываемся над тем, что не знаем возможностей детей. Например, одни в ситуации, когда необходимо как-то отреагировать на успех другого ребенка говорит: «Я знаю, что это зависть и что завидовать нехорошо, но я хотел бы, чтобы и меня похвалили». Другие, обсуждая вопрос о том, можно ли осуждать близких, замечают: «Осуждать нельзя, но сказать о том, что друг поступил неправильно, надо сказать по-доброму, от чистого сердца, с добрыми чувствами». Как глубоко, оказывается, дети понимают тончайшие оттенки нравственных понятий, мотивируя ими свои поступки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста"»
Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы все чаще задумываемся над тем, что не знаем возможностей детей. Например, одни в ситуации, когда необходимо как-то отреагировать на успех другого ребенка говорит: «Я знаю, что это зависть и что завидовать нехорошо, но я хотел бы, чтобы и меня похвалили». Другие, обсуждая вопрос о том, можно ли осуждать близких, замечают: «Осуждать нельзя, но сказать о том, что друг поступил неправильно, надо сказать по-доброму, от чистого сердца, с добрыми чувствами». Как глубоко, оказывается, дети понимают тончайшие оттенки нравственных понятий, мотивируя ими свои поступки.
Конечно, не всегда приходится слышать такие рассуждения от дошкольников и видеть соответствующие поступки. Известно, что дети дошкольного возраста отличаются ситуативностью поведения: ребенок, показав образец нравственного поведения в одной ситуации, в другой поступит противоположным образом. Тем не менее, потенциальные возможности детей, позволяющие им понять и принять нравственные нормы, гораздо больше, чем мы привыкли считать.
Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над такими вопросами: насколько мой внутренний мир находится в согласии, в гармонии с высшими ценностями, духовной культурой человечества. Человек духовен в той мере, в какой он осуществляет внутреннюю работу по созданию этой гармонии.
Стремление показать ребенку, что наряду с внешним окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний, чувств. Это способствует реализации тех задач нравственного воспитания, которые содействуют, прежде всего, духовному развитию ребенка, а именно:
• формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (желание жить по совести);
• развитие способности понимать другого человека. Сострадать, сопереживать, сочувствовать;
• воспитание стремления к любви, добру, терпимости, мужеству в различных жизненных ситуациях;
• воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях.
Эти задачи решаются поэтапно и конкретизируются для каждой возрастной группы. Известно, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий. Все нравственные категории усваиваются детьми, хотя уровень освоения, конечно же, зависит от возраста. Это позволило нам познакомить детейс такими понятиями как: совесть, осуждение, зависть, милосердие, дружба и верность, предательство, прощение и др.
Определяя содержание каждой темы, мы стремимся выделить доступные дошкольнику и в то же время требующие дополнительной внутренней духовной работы вопросы. Например содержание темы «Зависть» таково: зависть как сожаление о чужой удаче, счастье, успехе. Различные проявления зависти в повседневной жизни. Доброжелательность как противоположность зависти. Как приучить себя не завидовать другим? Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними. Радуйтесь вместе с радующимися, сочувствуйте плачущим, огорченным каким-то несчастьем.
Целью темы «Талант» является воспитание веры в себя, в свои силы и возможности. В ее содержание включены такие вопросы: «Талант, дар – у каждого свой. Любовь – самый главный талант любого человека, что необходимо для развития своего таланта».
Рассматривая тему «Прощение», на наш взгляд, должны содействовать воспитанию у детей внутренней силы, стойкости в непростых ситуациях.
Педагог обсуждает с детьми такие проблемы: что такое обида, почему мы обижаемся, замечаем ли как обижаем, раним близких; как мы понимаем слово «прощение» (по В. И. Далю – простить – значит – сделать простым. Пустым, свободным от вины долга, примириться сердцем, не питая вражды за обиду, зачем необходимо просить прощения и прощать.
Тема «Милосердие» имеет следующее содержание: «Что такое милосердие», «Умеем ли мы видеть, когда другому бора ценностных трудно», «Чем мы можем помочь другому», «Что такое жалость?». Сердце наше способно чувствовать печаль, беду другого, мы должны прислушиваться к голосу сердца и уметь дарить любовь, которая исходит из глубины сердца».
Аналогичным образом раскрывалась каждая тема в старшей и подготовительной к школе группах.
Структура ООД способствует разрешению сложившегося в традиционной системе воспитания противоречия (дети знают нравственные нормы и правила, но в соответствии с ними не поступают, а также развитию эмоциональной сферы ребенка, обеспечению права выбора ценностных ориентаций.
ООД делится на несколько этапов.
На первом этапе, цель которого – создание атмосферы благожелательности, доверия и любви, проводится ритуал приветствия, включающий пожелания друг другу добра, любви, здоровья. Открытого любящего сердца. И
На втором этапе дети знакомятся с историями, сказками, притчами, сказаниями. Содержание которых соответствует теме и задачам данного занятия (чтение, рассказывание, театрализация сюжета). Детям предлагаются вопросы для размышления, обсуждения, помогающие более глубоко вникнуть в смысл темы.
Нравственные рассуждения, своеобразие взглядов, самопознание – главное на этом этапе. Педагог дает детям почувствовать, что к их мыслям, мнению относятся с уважением, формирует умение передать в слове свои ощущения, переживания, вырабатывает желание и умение быть лучшим.
Третий этап предполагает побуждение ребенка к положительным поступкам через специальные игры, разыгрывание этюдов нравственного содержания, повторение круга пожеланий и благодарения, предложение выполнить дома практическое задание по применению нравственных правил. Так, например, используется игра «Острова». Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радости и невзгоды, лишения, трудности. Люди часто сравнивают жизнь с житейским морем, которое бывает очень бурным и хмурым, с волнами, сметающими все на своем пути. Но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку от бури. Такие острова есть и в житейском море: от зла нас спасает добро, от гнева – прощение, от невзгод – терпение и трудолюбие. Пока звучит музыка, вы плаваете в житейском море. Как только она прекращается, вы найдете островок, занять его и придумать ему название. А названием острова станет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни».
При необходимости проводится релаксация. Это диктуется особенностями развития детей. Объектами сосредоточения могут стать слово, звук, ощущение.
Дети испытывают чувство покоя и расслабления, удовольствия и отдыха. В то же время им предоставляется возможность осмыслить, осознать те нравственные ценности, к которым они приобщились.
Ознакомление детей с правилами воспитания в себе щедрости:
- Учим себя отдавать, делиться сначала с другом, который тебе нравится, с родными и близкими, а затем с незнакомым человеком.
- Делимся немногим и, оказывается, совсем можем не страдать.
- Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре.
- Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся.
Решение с детьми житейских ситуаций. Побуждение к практическому действию. Педагог предлагает детям попробовать выполнять правила щедрости дома и в кругу своих друзей.
Результаты определения уровня нравственной воспитанности детей с помощью наблюдения, индивидуальных бесед, использования специальных методик («Закончи предложение», «Я радуюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда) свидетельствуют о положительной динамике в их нравственном развитии.