«Воспитательные ситуации, направленные на формирование нрав-ственных качеств детей дошкольного возраста»
«Воспитательные ситуации, направленные на формирование нрав-ственных качеств детей дошкольного возраста»
Утрата ценностных ориентиров в обществе и разнообразие социальной среды приводят к снижению уровня развития духовной культуры личности. Именно поэтому одна из приоритетных задач современного образования - поиск эффективных путей и средств развития нравственных представлений обучающихся. Формирование нравственных качеств является одной из важнейших проблем современного общества.
Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии [1].
О необходимости формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста писали в своих работах Р.С. Буре (социально – нравственное воспитание дошкольников), В.А. Горбачева (поведение детей в детском саду), Т.С. Комарова (эстетическое воспитание. Проблемы дошкольной педагогики), А.Д. Кошелева (эмоциональное развитие дошкольников), С.В. Петерина (культура поведения дошкольника). В то же время данная проблема на современном этапе не теряет своей значимости.
Однако, однозначного определения к понятиям нравственность, нравственные преставления, нравственное воспитание, нравственные качества в научной литературе нет. В широком смысле нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; нравственность - в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [2].
Различную трактовку понятию нравственность можно найти в Толковом словаре русского языка Ушакова Д.Н, книге Гаспарова М.Л. «Записки из выписки».
В своей работе мы придерживаемся определения «Нравственность», данного в методическом пособии Мухина В.С. «Детская психология»: «нравственность» в первую очередь, система внутренних правил человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [3]. А также определения «Нравственные качества»: «Нравственные качества» – это система внутренних правил человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [4].
Были проанализированы требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), также были проанализированы работы различных психологов и педагогов, которые посвятили свои исследования проблеме формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста, что стало основой для формулировки и подбора воспитательных ситуаций, направленных на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Анализ нормативных документов, педагогического опыта методистов, воспитателей детского сада, УМК с позиции выявления возможностей применения воспитательных ситуаций, направленных на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста по данной теме исследования подтвердили значимость и необходимость подбора, разработки и составления воспитательных ситуаций, направленных на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Анализ методической литературы позволил сделать вывод о недостаточном уровне методического обеспечения формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством воспитательных ситуаций. Для того чтобы решить данную проблему, целесообразно подобрать, сформулировать интересные воспитательные ситуации, направленных на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста (в частности старших дошкольников 5 – 7 лет), которые мы в дальнейшем преобразуем в сборник по разделам.
Целевые ориентиры данных воспитательных ситуаций:
Формирование умения сопереживать, видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих у детей дошкольного возраста
Закрепление этических понятий «жадность» и «щедрость» у детей дошкольного возраста
Формирование вежливости у детей дошкольного возраста.
Формирование доброжелательных взаимоотношений с другими людьми и развитие чувство доброты у детей дошкольного возраста.
Воспитательные ситуации, направленные на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста, которые представлены в нашей исследовательской работе (курсовом проекте):
подобраны и составлены, в частности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет);
объединены общей целью (формирование нравственных качеств);
разработаны с учетом возрастных особенностей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности нравственных качеств детей дошкольного возраста нами разработана карта наблюдения, подобран диагностический инструментарий (Методика «Закончи историю» Г.А. Урунтаева, Ю. Афонькина, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина. Тест. «Умение сочувствовать, сопереживать»), который понятен и прост в обработке, соответствует поставленной цели и задачам курсового проекта, таким образом, позволяющий выявить результативность исследования.
Таким образом, формировать нравственные качества детей дошкольного возраста — это значит воспитать в ребёнке критерии должного, правильного и истинного отношения к себе, другим людям и миру.
Воспитательные ситуации, помогут воспитателям дошкольных образовательных учреждений, в зависимости от целей воспитания педагог может использовать как на занятиях, так и вне занятий.
«Воспитательные ситуации, направленные на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста»
Разработала:
Белькова И.Д.,
студентка 4 ДО группы
Преподаватель:
Устьянцева И.Ю.
Камышлов, 2020
Воспитательные ситуации, направленные на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста
Белькова И.Д., студентка 4 ДО группы
Руководитель КП: Якимова А.В., преподаватель
Утрата ценностных ориентиров в обществе и разнообразие социальной среды приводят к снижению уровня развития духовной культуры личности. Именно поэтому одна из приоритетных задач современного образования - поиск эффективных путей и средств развития нравственных представлений обучающихся. Формирование нравственных качеств является одной из важнейших проблем современного общества.
Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии [1].
О необходимости формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста писали в своих работах Р.С. Буре (социально – нравственное воспитание дошкольников), В.А. Горбачева (поведение детей в детском саду), Т.С. Комарова (эстетическое воспитание. Проблемы дошкольной педагогики), А.Д. Кошелева (эмоциональное развитие дошкольников), С.В. Петерина (культура поведения дошкольника). В то же время данная проблема на современном этапе не теряет своей значимости.
Однако, однозначного определения к понятиям нравственность, нравственные преставления, нравственное воспитание, нравственные качества в научной литературе нет. В широком смысле нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; нравственность - в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [2].
Различную трактовку понятию нравственность можно найти в Толковом словаре русского языка Ушакова Д.Н, книге Гаспарова М.Л. «Записки из выписки».
В своей работе мы придерживаемся определения «Нравственность», данного в методическом пособии Мухина В.С. «Детская психология»: «нравственность» в первую очередь, система внутренних правил человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [3]. А также определения «Нравственные качества»: «Нравственные качества» – это система внутренних правил человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [4].
Были проанализированы требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), также были проанализированы работы различных психологов и педагогов, которые посвятили свои исследования проблеме формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста, что стало основой для формулировки и подбора воспитательных ситуаций, направленных на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста. Анализ нормативных документов, педагогического опыта методистов, воспитателей детского сада, УМК с позиции выявления возможностей применения воспитательных ситуаций, направленных на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста по данной теме исследования подтвердили значимость и необходимость подбора, разработки и составления воспитательных ситуаций, направленных на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Анализ методической литературы позволил сделать вывод о недостаточном уровне методического обеспечения формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством воспитательных ситуаций. Для того чтобы решить данную проблему, целесообразно подобрать, сформулировать интересные воспитательные ситуации, направленных на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста (в частности старших дошкольников 5 – 7 лет), которые мы в дальнейшем преобразуем в сборник по разделам.
Целевые ориентиры данных воспитательных ситуаций:
Формирование умения сопереживать, видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих у детей дошкольного возраста
Закрепление этических понятий «жадность» и «щедрость» у детей дошкольного возраста
Формирование вежливости у детей дошкольного возраста.
Формирование доброжелательных взаимоотношений с другими людьми и развитие чувство доброты у детей дошкольного возраста.
Воспитательные ситуации, направленные на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста, которые представлены в нашей исследовательской работе (курсовом проекте):
подобраны и составлены, в частности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет);
объединены общей целью (формирование нравственных качеств);
разработаны с учетом возрастных особенностей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности нравственных качеств детей дошкольного возраста нами разработана карта наблюдения, подобран диагностический инструментарий (Методика «Закончи историю» Г.А. Урунтаева, Ю. Афонькина, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина. Тест. «Умение сочувствовать, сопереживать»), который понятен и прост в обработке, соответствует поставленной цели и задачам курсового проекта, таким образом, позволяющий выявить результативность исследования.
Таким образом, формировать нравственные качества детей дошкольного возраста — это значит воспитать в ребёнке критерии должного, правильного и истинного отношения к себе, другим людям и миру.
Воспитательные ситуации, помогут воспитателям дошкольных образовательных учреждений, в зависимости от целей воспитания педагог может использовать как на занятиях, так и вне занятий.