Просмотр содержимого документа
«Методы и способы воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Методы и способы воспитания нравственных качеств
детей дошкольного возраста
через ознакомление с природой родного края
Подготовил педагог
МБДОУ «Ягодка»
Малышева Е.Б.
В современном обществе с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитаниедетей приобретает особую значимость. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предъявляют высокие требования к педагогам дошкольного образования, исходя из которых воспитатели должны строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности воспитанников, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Одним из основных показателей развития ребёнка является уровень сформированности нравственных качеств.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Отсутствие же у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.
Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Поэтому важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.
Перед педагогом (воспитателем), знакомящим дошкольников с природой, стоят следующие задачи:
- воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать её красоту, воспитание эстетических чувств;
- воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края, о разнообразной природе родной страны;
- воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться в природе.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог (воспитатель), прежде всего, должен сам хорошо знать его, должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.
В процессе ознакомления детей с природой родного края необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.
В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к природе, воспитание патриотических чувств. Воспитание у ребенка чувств гордости и ответственности за свою Малую Родину.
Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приёмам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему.
Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на пение птиц, форму и окраску места, запах цветов, движения животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразием.
***
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.
Методика работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ включает в себя:
- Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
- Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад и т. п.
- Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы, огород, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря).
- Труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных (забота о комнатных растениях, помощь на огороде).
- Работа с календарем в разных возрастных группах детского сада.
- Экологическое воспитание на занятиях.
- Различные типы занятий по ознакомлению детей с природой Родного края.
- Детская природоведческая литература.
- Детские праздники экологического содержания.
- Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу.
- Наблюдение.
Вывод: ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Подробнее о некоторых методах работы по экологическому воспитанию:
ГЛАВНЫЙ МЕТОД знакомства дошкольников с природой родного края – НАБЛЮДЕНИЕ!
Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального.
Организованное воспитателем наблюдение объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с природой. В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней.
В группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами и птицами уголка природы. Дети второго года жизни могут наблюдать котёнка, щенка, цыплёнка, птичку в клетке, плавающую в тазу рыбку и т. п.
На занятиях в младших группах наблюдения должны быть кратковременны, но часто должны повторятся. Очень важно изучаемый объект приближать к детям и их наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями. Разнообразие объектов природы и методов обучения требует от воспитателя тщательного продумывания организационной обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, малышей сажают полукругом. Первые наблюдения проводятся с небольшим числом детей. Основная задача – сформировать у каждого ребёнка умение сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте, отвечать на вопросы, выделять наиболее характерные признаки предмета.
Помогая выделить основные признаки объекта, воспитатель предлагает малышам провести пальцем вдоль стебля растения, погладить животное. Можно использовать и игровые приёмы, например, приём имитации движений животного, его голоса. При повторных наблюдениях можно использовать сюрпризные моменты. Например, раздаётся стук в дверь, и входит котёнок, или же вносят корзину, а в ней кролик. В заключении воспитатель может прочитать стихотворение, спеть песенку. Требовать от малышей рассказа об увиденном не целесообразно.
Во второй младшей группе также один раз в две недели организуются занятия по ознакомлению с природой. Их тематика связана с содержанием работы и с особенностями сезонных явлений в природе. В процессе обучения следует шире использовать игрушки, картинки, природный материал, который позволит каждому ребёнку детально познакомиться с нужным предметом.
В осенний период воспитатель проводит несколько занятий по ознакомлению детей с овощами и фруктами. У малышей воспитывает умение различать их по форме, окраске, вкусу (например, морковь, помидор, яблоко и т. д.) узнавать на ощупь. В процессе рассматривания воспитатель задаёт вопросы «Что это? Как называется? Какого цвета?», организует обследование объектов, - даёт ребёнку подержать овощи (фрукты) проверить твёрдость, обвести форму и т. д.
В средней группе, кроме кратковременных, организуется и более длительное наблюдение. Например, за ростом и развитием растений, посеянных на земельном участке или в уголке природы.
С детьми этого возраста можно понаблюдать, как животные поддерживают чистоту своего тела и жилища. Нужно учить детей различать характерные признаки домашних животных (внешний вид, повадки, а также знать о приносимой людям пользе и заботе человеку от них). Они также должны знать основные особенности внешнего вида, движений, издаваемых звуков.
Кроме того, эта группа должна узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающих (черепаха, ящерица), некоторые особенности их внешнего вида, жизненных проявлений, передвижения (у ящериц продолговатое тело, длинный хвост, очень быстро ползёт; у черепахи тело короткое, в панцире, хвост тоже короткий, черепаха ползает медленно). Также, должны уметь называть некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук и др.), особенности их внешнего вида и движений.
В старшей и подготовительной к школе группах длительные наблюдения занимают наибольшее место, здесь дети следят за развитием растений из семян, превращением насекомых, сезонными изменениями в природе и т. д.
С детьми старшей группы требуется:
1) научить детей правильно называть части тела животных, подвести к пониманию, что от особенностей строения конечностей зависит характер передвижения (заяц прыгает, волк бегает). Знать о пользе домашних животных.
2) знать, чем питается и чем полезна.
3) знать особенности внешнего вида, жизненных проявлений, места обитания ящерицы и черепахи.
4) знать, что бабочка, жук, муравей, пчела – насекомые. Иметь представления о некоторых особенностях их внешнего вида. Сравнивать насекомые по способу передвижения.
5) знать некоторые особенности сезона жизни, места обитания их.
При работе с детьми подготовительной к школе группе следует обратить внимание на следующее:
1) Закрепление и расширение уже полученных представлений о домашних животных и подведение детей к образованию понятий «домашние животные», «дикие животные», «хищные» и «травоядные».
2) Уметь связно рассказать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений животных (ящерицы и черепахи и т. п.).
3) Различать бабочек, жуков. Знать цикл развития бабочек и жуков. Представлять себе, чем питаются насекомые. Знать, что муравьи и пчёлы живут большими семьями. Знать некоторые формы защиты насекомых (окраска, химическая защита).
Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в старшей и подготовительной к школе группах самостоятельно.
Таким образом, главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас Дом, безнравственны.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}