В работе определены оптимальные условия воспитания двигательной культуры дошкольников, разработано содержание по воспитанию двигательной культуры в ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание двигательной культуры дошкольников»
21
Творческая работа
Тема: «Воспитание двигательной культуры дошкольников»
Воспитатель
Грушко Г.Ю.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Современные тенденции воспитания двигательной 5
культуры дошкольников.
Глава 2 Организация образовательного пространства в ДОУ 9
как условие целостного системного подхода в воспитании
двигательной культуры дошкольников.
2.1 Определение оптимальных условий воспитания 9
двигательной культуры дошкольников.
2.2 Содержание работы по воспитанию двигательной культуры 12
дошкольников в условиях ДОУ.
2.3 Итоги исследования по проблеме. 14
Заключение. 17
Введение. Культура здоровья и культура движения - два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка. Современные образовательные программы и «Примерные (временные) требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ», нацеливают воспитателей на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребёнка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Обращает на себя внимание, следующее противоречие. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребёнка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений двигательная культура ребёнка, различные формы её целенаправленного развития занимают более чем скромное место. Они вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нём занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. Не отрицая их значимости, необходимо подчеркнуть, что двигательная культура находится в органическом единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической. Снижение внимания к проблеме воспитания двигательной культуры ребёнка ведёт к утрате потенциальных источников его развития, а они имеют важнейшее значение.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, мы вскрыли ряд проблем, что позволило нам определиться в направлении исследования: разработка структурных элементов системы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста и обозначить тему нашей работы как «Воспитание двигательной культуры дошкольников». Определить: объект исследования - воспитание двигательной культуры дошкольников; предмет исследования – разработка структурных элементов воспитания двигательной культуры детей дошкольного возраста на разных уровнях; цель исследования – организация образовательного пространства как условие целостного системного подхода в воспитании двигательной культуры дошкольников.
Задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы и обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования; - определение оптимальных условий воспитания двигательной культуры дошкольников;
- определение принципов организации занятий по воспитанию двигательной культуры дошкольников.
Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:
- теоретический анализ психологической и педагогической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами работы;
- диагностирование детей с целью получения информации о двигательной культуре воспитанников;
- проектирование образовательного пространства дошкольного учреждения.
Глава 1. Современные тенденции воспитания двигательной культуры дошкольников.
В наши дни физическая культура является одним из решающих факторов, определяющих жизнедеятельность человека. Человек может выполнять бесконечное множество движений. Однако многообразие форм движений становится доступным ему не с самого рождения. Известно, что ребёнок рождается совершенно беспомощным и лишь с течением времени у него возникают все произвольные движения как результат научения и овладения двигательной культурой.
Автор программы «Движение как способ жизни ребёнка» Л. В. Абдульманова (1,с.187) считает, что понятие физической культуры имеет два аспекта: первый – традиционный, понимаемый как совершенствование, развитие природных данных в процессе двигательной активности; второй – совершенствование образа жизни, жизнедеятельности, стремление к целостному развитию. Физическая культура выполняет по отношению к образу жизни и деятельности человека функции организации, оптимизации, гармонизации. Будучи включенной, в общую культуру личности, она оказывает гуманизирующее воздействие на личность, на весь образ и способ её социального развития.
Л. В. Абдульманова рассматривает физическую культуру дошкольника как культуру здоровья, телосложения и как культуру двигательную, обеспечивающую развитие потребностей ребёнка в здоровой двигательной активности, проявление возможностей преодолевать безболезненно жизненные проблемы и находиться в эмоционально положительном тонусе в течение длительного времени.
В понятие культура здоровья входит осознание ребёнком себя как части природы, своего уникального и совершенного создания, выполнение определённых правил, движений, действий, способствующих сохранению целостности системы «человек – природа» и сигнализирующих окружающим свою эмоциональную расположенность и открытость миру.
Культура телосложения включает понимание ребёнком красоты человеческого тела, его целостности и гармоничности, а также наличие у него двигательных способов, создающих формы тела, поддерживающих их в состоянии достаточно высокого эмоционального тонуса и корректирующих точность, выразительность, ловкость движений.
Двигательная культура – это умение воспринимать движение как символ прекрасного, естественного, свободного способа самовыражения, взаимопонимания и сосуществования в пространстве тел; наличие правильной осанки, способов самостоятельного накопления своего двигательного опыта и использование его для предупреждения заболеваний.
Двигательная культура осваивается каждым ребёнком индивидуально, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений.
В процессе воспитания двигательной культуры ребёнок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребёнка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Так, например, в процессе освоения двигательной культуры у ребёнка развиваются различные виды памяти:
- образная (при восприятии наглядного образца движений);
- словесно–логическая (при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, а также действий в подвижной игре);
- произвольная (без неё невозможно сознательное самостоятельное выполнение движений).
Воспитание двигательной культуры способствует реализации потенциальных природных способностей ребёнка: ловкости, быстроты, выносливости, силы.
Однако, нельзя сводить деятельность по воспитанию двигательной культуры только к формированию двигательных умений и навыков и развитию физических качеств. Современные программно – методические разработки Л.Д.Глазыриной, В.Г.Кудрявцева, Б.Б.Егорова (4,6, с.5,с.10) и других нацеливают педагогов дошкольных учреждений на использование специфических проблемно – двигательных задач, воспитание у детей творческих способностей в процессе преобразования обыденного двигательного опыта и его эталонов. Воспитательный процесс в данном случае направлен на овладение способами построения собственных движений, развитие двигательного воображения, что является основой творческой, осмысленной двигательной культуры. По мнению Кудрявцева В.Г., двигательное воображение обеспечивает одушевление, одухотворение детских движений.
Логическое продолжение проблемы воспитания двигательной культуры дошкольников нашли в работах Н.Н.Ефименко по эстетическому оформлению двигательного опыта детей. (5,с.120) Это традиционное направление получило в его программе новое преломление. На первый план при этом выступает музыкальное сопровождение занятий, введение на занятиях элементов аэробики, выработка у детей некоторых хореографических умений.
Разумеется, работа по эстетическому оформлению детьми двигательного опыта не ограничивается обеспечением синтеза движений и музыки. Качественное преобразование двигательной культуры детей дошкольного возраста происходит на основе совершенствования органов чувств и движений, развития двигательных качеств.
В дошкольном возрасте становится возможным осознанное отношение детей к своим действиям, достижение их точности и управляемости. При этом такие качества, как ловкость, гибкость и координационные способности, могут быть развиты у дошкольников в большей степени, чем сила и выносливость, специальное и интенсивное развитие которых происходит на более поздних возрастных этапах. Эти положения были учтены при разработке игровых программ и технологий физического воспитания Л.Н.Волошиной, Л.Н.Новичковой, Т.В.Куриловой.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что воспитание двигательной культуры дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду.
Глава 2. Организация образовательного пространства в ДОУ как условие целостного системного подхода в воспитании двигательной культуры дошкольников.
2.1. Определение оптимальных условий воспитания двигательной культуры дошкольников.
Для успешного воспитания двигательной культуры дошкольников необходимо создать оптимальные условия:
1. Создать здоровьесохраняющую и здоровьесберегающую развивающую адаптивную среду.
Н.Н.Ефименко в своей программе уделил особое внимание эстетическому оформлению двигательного опыта детей. На первый план при этом выступает музыкальное сопровождение занятий. По методической задумке автора, музыка должна не столько «озвучивать» движения ребёнка, сколько выступать для него особым субъектом двигательного освоения. Посредством движения здесь могут быть переданы достаточно сложные и в иных ситуациях недоступные дошкольникам образы.
Не менее важную роль отводит Ефименко Н.Н. цветовому сопровождению в практической работе с дошкольниками. Главная идея цветовой концепции состоит в том, что посредством определённых цветовых режимов (интерьера прихожей, физкультурного зала, кабинета ЛФК, включая оборудование, тренажёры и игровой инвентарь) можно содействовать более эффективному двигательному развитию ребёнка, становлению его психических функций, формированию всесторонней, гармонической личности.
2. Дифференцированное обучение по интересам.
В образовательном процессе нашего ДОУ представлены все основные направления гуманитарной культуры, из которых ребёнок может выбрать то, что соответствует его интересам, то есть используется модель дифференцированного обучения по интересам.
В спектр культурологической дифференциации ДОУ включено направление «Воспитание двигательной культуры», а это:
- воспитание активного образа жизни, активного отношения к своему здоровью, его сохранению;
- культ физической красоты;
- занятия различными видами спортивных игр;
- обучение основам медицинских и психологических знаний;
- осознавание зависимости между физическим состоянием и занятиями физической культурой.
3. Организовать физкультурные занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и результатами диагностических исследований.
4. Взаимодействовать с педагогами и специалистами как в коррекционно – развивающей работе с детьми, так и в воспитании двигательной культуры.
5. Освоить технологии, позволяющие сформировать у ребёнка положительную Я – концепцию.
Я – концепция – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит своё поведение.
В детстве Я – концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я – концепция (Я - нравлюсь, Я – способен, Я – значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я – концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для формирования положительной Я – концепции необходимо:
- видеть в каждом ребёнке личность, уважать её, принимать, верить в неё («Все дети талантливы» - вот убеждение педагога);
- создавать ребёнку ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы общение с педагогом приносило ребёнку радость;
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребёнка; понимать, причинны детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я – концепция ребёнка («Ребёнок хорош, плох его поступок»);
- предоставлять возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности («В каждом ребёнке – чудо, ожидай его!»)
6. Вовлекать родителей в педагогический процесс с целью воспитания у детей двигательной культуры: с участием в спортивных семейных праздниках, помощь в организации развивающей среды ДОУ.
2.2. Содержание работы по воспитанию двигательной культуры дошкольников в условиях ДОУ.
Представление двигательной культуры осуществляют родители, воспитатели, инструктор по физической культуре и сами дети. По нашему мнению, успешность воспитания двигательной культуры дошкольников невозможна без взаимодействия всех участников воспитательного процесса и во многом зависит от собственных физических и психических усилий ребёнка: от собранности его внимания, конкретности представления, активности мысли.
На основании этого нами был разработан ряд занятий, направленных на формирование двигательной культуры детей. Ведущей формой воспитания двигательной культуры детей ДОУ мы определили физкультурные занятия.
Занятия по физической культуре имеют свою специфику. Каждое из их – это определённая «оздоровительная доза» (в виде движений, физической нагрузки), направленная на укрепление здоровья ребёнка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых, где движение, физическая нагрузка воспринимаются организатором как «мышечная радость». Кроме того, занятия дают ребёнку возможность общения со сверстниками и педагогом, то есть социальный комфорт, а освоение двигательных умений – возможность самовыражения.
Нами использовались разные формы проведения физкультурных занятий: сюжетные, игровые, комплексные, учебно-тренировочные, тематические, прогулки – походы, на спортивных тренажёрах и комплексах, самостоятельные.
В занятия мы включали все три традиционные части занятий. Начиная с упражнений, подготавливающих организм к нагрузке, пик нагрузки обеспечивая ближе к концу, а на заключительном этапе проводить малоподвижные упражнения на восстановление дыхания, чтобы дать возможность детям отдохнуть.
На занятиях мы создаём ситуации для детей, в которых движения, двигательные действия способствуют активизации мышления, поиску ребёнком адекватных форм поведения, встрече с красивым, увлекательным окружающим миром.
Также на занятиях мы используем карточки – задания с графическими изображениями, что даёт детям самостоятельно планировать выполнение заданий. В занятия включаются элементы аэробики, произвольные танцы, упражнения на «пропеванние» движений.
В работе по воспитанию двигательной культуры дошкольников мы используем дифференцированный подход к обучению. Дети, имеющие ортопедические нарушения занимаются в проводимом нами кружке «Неболейка».
Педагоги нашего ДОУ создали мини – стадионы в группах и в переходах детского сада, руководствуясь при этом требованиями для сохранения жизни и здоровья дошкольников. Также педагоги уделяют внимание цветовому сопровождению при оформлении групп и холлов.
Широко использовалась серия занятий из цикла «Забочусь о своём здоровье», на которых дети получали медицинские и психологические знания о своём организме и здоровье.
Мы стали привлекать родителей к участию в спортивных семейных праздниках, в работу по коррекции физических недостатков, к использованию навыков детей в повседневной жизни семьи.
2.3. Итоги исследования по проблеме «Воспитание двигательной культуры дошкольников».
Изучив основные задачи и средства по воспитанию культуры движений дошкольников представленные в программе «Радуга» мы пришли к выводу, что недостаточно уделяется внимания воспитанию двигательной культуры.
Взяв за основу диагностику Абдульмановой Л.В. о физической культуре, об уровне эмоционального отношения ребёнка к своему организму, здоровью, мы продиагностировали первую старшую группу по следующим направлениям: культура здоровья, культура телосложения, двигательная культура. В своей работе мы использовали следующие критерии:
Культура здоровья.
1 высокий уровень. Знает строение собственного тела, способы сохранения своего здоровья. Проявляет эмоционально – личностное отношение к своему организму, здоровью. Использует приобретенный опыт сохранения своего здоровья в любых жизненных ситуациях.
2 средний уровень. Знает строение своего тела. Проявляет эмоционально – личностное отношение к своему организму.
3 низкий уровень. Проявляет эмоционально – личностное отношение к состоянию своего здоровья.
Культура телосложения.
1 высокий уровень. Различает особенности телосложения человека и животного, женского и мужского тела; устанавливает взаимосвязь между строением и особенностями деятельности. Знает способы, обеспечивающие сохранность форм и здоровья тела; управляет эмоционально – личностным отношением к состоянию своего тела.
2 средний уровень. Знает особенности, различает строение животного и человеческого тела, женщины и мужчины. Проявляет эмоционально – личностное отношение к состоянию своего тела.
3 низкий уровень. Различает особенности телосложения мужчины и женщины, человека и животных.
Двигательная культура.
1 высокий уровень. Понимает язык движений, их красоту. Знает способы, обеспечивающие точность, красоту движения. Использует их в самостоятельной двигательной деятельности; является организатором двигательной активности детей группы.
2 средний уровень. Понимает язык движений, их красоту. Знает способы организации самостоятельной двигательной деятельности.
3 низкий уровень. Воспринимает красоту движений.
Подсчитав общее количество баллов, выводился средний балл по каждому направлению (общее число баллов, полученное группой, делилось на количество детей в ней). В результате проведённой диагностики мы получили следующие результаты:
-культура здоровья: высокий уровень – 0%, средний уровень – 60%, низкий уровень – 40%;
-культура телосложения: высокий уровень – 0%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 35%;
-двигательная культура: высокий уровень – 0%, средний уровень – 46%, низкий уровень – 54%.
Результаты диагностических исследований наглядно показали необходимость развивать двигательную культуру дошкольников.
К нашей работе были привлечены и родители воспитанников ДОУ. На первом этапе было проведено анкетирование родителей, которое выявило недостаточное внимание со стороны родителей в плане физического воспитания в семье.
Получив эти результаты в нашем ДОУ была проведена вышеизложенная работа по воспитанию двигательной культуры дошкольников.
К концу года в первой подготовительной группе была проведена повторная диагностика, которая показала, что большинство детей вышли на средние показатели, часть детей показали высокий уровень, а детей с низким уровнем показателей не оказалось.
Также было проведено повторное анкетирование родителей. Оно в свою очередь показало положительный результат проведённой работы. Многие семьи приобрели разнообразное спортивное оборудование, совместный отдых проводили на спортивных площадках, в походах, а некоторые дети стали посещать спортивные секции, нуждающиеся в лечебной помощи - кабинет ЛФК.
Как результат исследования по проблеме «Воспитания двигательной культуры дошкольников» мы считаем: снижение заболеваемости, травматизма, улучшение физического и психического здоровья, у детей наблюдается личностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
Воспитание двигательной культуры дошкольников может осуществляться лишь при взаимодействии педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников.
Организация воспитания двигательной культуры возможна при создании здоровье сберегающей и здоровье сохраняющей развивающей адаптивной среды.
Разнообразные формы физических занятий позволяют развивать у детей двигательную культуру воображения, воспитывать способности эмоционально переживать движение.
Заключение.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что воспитание двигательной культуры дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Воспитание двигательной культуры дошкольников может осуществляться лишь при взаимодействии педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников.
2. Организация воспитания двигательной культуры возможна при создании здоровье сберегающей и здоровье сохраняющей развивающей адаптивной среды.
3. Разнообразные формы физических занятий позволяют развивать у детей двигательную культуру воображения, воспитывать способности эмоционально переживать движение.