Внедрение новых форм социального партнерства с родителями.
Внедрение новых форм социального партнерства с родителями.
В современных условиях, когда реализуется принцип государственно - общественного управления, и, учитывая превалирующее значение семьи в становлении, воспитании и социализации личности, отношения семьи и педагогов должны отвечать концепции «открытой» образовательной организации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение новых форм социального партнерства с родителями.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 53 «Солнышко»
Опыт работы по теме:
«Внедрение новых форм социального партнерства с родителями как элемент современной педагогической технологии и механизм активизации образовательного потенциала дошкольного учреждения.»
Воспитатель
высшей
квалификационной
категории
Николаева Н.А.
г. Новоалександровск 2016год
В современных условиях, когда реализуется принцип государственно - общественного управления, и, учитывая превалирующее значение семьи в становлении, воспитании и социализации личности, отношения семьи и педагогов должны отвечать концепции «открытой» образовательной организации.
Социально-педагогическое партнёрство в системе «семья – образовательное учреждение» - это вид социального партнёрства, которое представляет собой взаимодействие, объединённое общими целевыми установками и направленное на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания и социализации ребёнка. Такой тип партнёров превращает субъектов в добровольных партнёров, объединённых общей целью, ориентированных на взаимопомощь, взаимоподдержку, взаимосодействие на основе корпоративной культуры, толерантных отношений. Такое партнёрство позволяет выстраивать «поле совместного бытия», то есть вместе быть, действовать, переживать, жить.
Детский сад № 53 «Солнышко» представляет собой открытую систему, главным «инструментом» которого, является социальное партнерство. Не случайно, в режиме базовой площадки СКИРО ПК и ПРО наша дошкольная организация работает по направлению «Модель реализации государственно-общественного управления через социальное партнерство».Социальное партнерство– это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному введения наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум». Над решением задач социального развития воспитанников через социальное партнерство образовательное учреждение работает в нескольких направлениях:
Первое из них - установление долговременных, постоянных связей с ближайшими социальными партнерами с целью конкретного знакомства воспитанников с их возможностями.
Второе направление – это взаимодействие с родителями дошкольной организации, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Участие заинтересованных родителей и представителей различных организаций и учреждений в решение актуальных вопросов финансирования и развития дошкольного учреждения делает управленческую модель открытой и прозрачной для контроля качества организации, жизнедеятельности детского сада.
Разрабатывая систему взаимодействия с семьями воспитанников, наш педагогический коллектив ориентировался на последние исследования по данной проблеме, проведённые в Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, работы учёных Института развития дошкольного образования РАО (А.Кошелева, М.Медведева, В.Кудрявцева), федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Нами была разработана модель социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи, которая позволила выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок выступает ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно-конструктивными.
В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально поменялось отношение к «престижности родительства». У родителей сформировались навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолен стереотип дистанцирования родителей от системы образования, все они стали равноправными и равноответственными участниками образовательного процесса.
Модель социального партнерства реализуется в трех направлениях:
организация взаимодействия с семьей через систему современных интерактивных форм работы с родителями;
повышение педагогической культуры родителей;
вовлечение родителей в деятельность учреждения, совместная работа по обмену опытом.
Основная цель данной модели – это создание и внедрение в образовательный процесс дошкольной организации формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами дошкольной организации;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации по вопросам взаимодействия с семьей;
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. С их помощью группы оформлены так, что каждый центр используется для развития детей: много игровых модулей «больница», «парикмахерская», «магазин». Дети могут посидеть в уютных креслах, на мягких диванах и посмотреть семейные альбомы, полистать «Летопись группы».
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.
Для решения задачи по повышению педагогической компетенции родителей, уровня воспитательных умений и педагогической культуры педагоги стараются использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей. Основной формой сотрудничества педагога с семьями воспитанников остаётся родительское собрание, но постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям дошкольников, и не всегда будут иметь положительный результат, поэтому мы применяем современные формы проведения собраний. Среди них: педагогическая мастерская (устный журнал «Теперь мы дошколята – старшие ребята!»), собрание – практикум «Организация единого речевого пространства в семье и в дошкольной образовательной организации», собрания – презентации «Образовательная политика - новые требования, новые возможности, новые перспективы», «Инновационные подходы установления взаимоотношений на основе социального партнерства детского сада и семьи» , круглый стол с показом видеосюжетов индивидуальной работы педагога с ребенком; дискуссионные качели «От проблем к решениям», «Домашние электроприборы и бытовая техника», «Наказание и поощрения», консультации «Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас», выпуск семейных газет «Отдыхаем всей семьей», «Это каждый должен знать, обязательно на пять» по правилам дорожного движения, «Охрана труда глазами детей». В рамках реализации примерной программы Т. Н. Дороновой «Радуга» организуем традиции в группах: «Встреча с интересными людьми», «Наши славные дела», «Поход выходного дня» и другие.
Коллектив детского сада на протяжении ряда лет был в поиске новых эффективных форм работы с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях. Одной из таких форм стал ежеквартальный выпуск детсадовской газеты «Солнечный вестник». Со страниц вестника родители узнают свежие новости о жизни детского сада, получают различные рекомендации по подготовке к праздникам, проведению индивидуальных занятий с ребенком. В детском саду работает семейный клуб «Школьник». Работа в клубе позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве дошкольного образовательного учреждения, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы педагог не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем. На заседании семейного клуба были проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
В работе клуба принимали участие специалисты: учителя школы, логопед. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами. Семьи воспитанников имели возможность поучаствовать в совместных занятиях с детьми по теме: «Страна Знаний», «В гости к Вини – Пуху», «Мы – дети планеты Земля». Совместная подготовка сблизила родителей и детей, подружила семьи. В результате проведенной работы обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Инновационным также стало проведение флешмобов « Люблю тебя, мой край родной», « Законы дорог уважай»; ежегодных акций: « «Просто так», «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам. При этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь наша задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группах есть целая библиотека, созданная благодаря родителям.
Инновационной формой участия родителей в образовательном процессе стало проведение Дня самоуправления. Эта форма взаимодействия с родителями позволяет повысить уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, способствует повышению статуса и положительного имиджа дошкольного учреждения, педагогического коллектива. «Дни самоуправления» позволяют родителям самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), могут сами поучаствовать в играх, занятиях, праздниках, развлечениях. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. В начале сентября 2015 года в детском саду по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. Астахова были проведены мероприятия на тему «Я талантлив!», в которых многие родители продемонстрировали свои таланты.
Родители - постоянные участники совместных праздников, организации выставок творческого мастерства к празднованию Дня города, Дня района, к Новому году, Рождеству. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию положительных эмоций детей, вызывает у них чувство гордости за своих родителей.
Особое место в модели социального партнерства занимает недавно созданный Совет Отцов. Его деятельность сыграла большую роль в благоустройстве стадиона детского сада для популяризации детских видов спорта. Взрослые и дети с нетерпением ждут открытия сезона для игры в футбол и хоккей на траве, баскетбол.
Интересной находкой социального партнерства считаем реализацию долгосрочного проекта «Красота – это то, что создает человек», в рамках которого родители совместно с детьми, педагогами принимают участие в благоустройстве и озеленении территории организации, оформлении игровых участков сказочными фигурками, изготовленными своими руками.
Все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества. Проводимые мероприятия освещаются на официальном сайте ДОУ в рубрике «Семья и детский сад ».
Таким образом, модель реализации государственно-общественного управления через социальное партнерство способствует высоким результатам деятельности дошкольной организации: коллектив трижды был победителем муниципального конкурса «Образцовая территория детского учреждения» 2013,2014,2015гг., победитель районного конкурса « Самый пожаробезопасный детский сад» 2014г., серебряная медаль Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети», победитель районного конкурса «Зеленый огонек – 2015», победителем краевого конкурса «Лучшая организация работы службы охраны труда ( специалиста по охране труда)» 2015г.
Список литературы:
1. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения [Текст] / Б. В. Авво. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.
2. Гогоберидзе, А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ.– 2006. – № 1. – С. 10–19.
3. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
4. Коломийченко, Л. Концепция социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 8–28.
5. Лебедева, С. С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства [Текст] / С. С. Лебедева, Л. М. Маневцова. – СПб.:
Детство-Пресс, 2001. – 96 с.
6. Никольская, О. Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование [Текст] / О. Д. Никольская // Вестник ОГУ. – № 10. – 2006.
7.Тюкалова Н.В. Социальное партнерство как инновационная образовательная среда. // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров». – Ижевск – 2010