kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд 1-6

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

                                       

Слайд 7-10

Особое внимание  уделяется внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.  Одна из таких форм работы с родителями – анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и  разнообразный материал по темам. Эта форма работы организации общения направлена на выявление интересов, потребностей, запросов  родителей, уровня их педагогической грамотности.

 

Слайд 11-17

Самой распространенной традиционной формой  работы с семьей остается родительское собрание. Однако на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Необходимо менять форму и методы проведения собрания, строить общение не на монологе, а на диалоге. Для повышения эффективности собрания проводятся в нетрадиционной форме. Это дискуссии, круглые  столы, КВН, посиделки, конкурсы и т.д. Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы - досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.

 

Слайд 18-23

Современная модель социального партнерства дошкольного учреждения и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Основной идеей взаимодействия педагогов и родителей является установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

 

Слайд 24-25

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями. Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности.

Слайд 1-

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников" »

Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Подготовили Бахолдина Е.П., Игнатенко О.А., Самсонова Н. Н.,  Харченко Е.П.

Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Подготовили

Бахолдина Е.П., Игнатенко О.А.,

Самсонова Н. Н.,

Харченко Е.П.

Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям.   Т.Харрис

Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям.

Т.Харрис

Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей Представляет единство трёх компонентов: Отношение к ребёнку Представления о ребёнке и способы воздействия (контроль, наказание, предъявление требований и т.д.) Характер обращения с ребёнком

Воспитание родителей это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей

Представляет единство трёх компонентов:

  • Отношение к ребёнку
  • Представления о ребёнке и способы воздействия (контроль, наказание, предъявление требований и т.д.)
  • Характер обращения с ребёнком

Цель взаимодействия с родителями - формирование «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция педагогической позиции, позволяющая понимать своего ребёнка, правильно организовывать общение с ним и совместную  деятельность

Цель взаимодействия с родителями - формирование «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция педагогической позиции, позволяющая понимать своего ребёнка, правильно организовывать общение с

ним и совместную

деятельность

Необходимость организации взаимодействия

Педагогическая пассивность родителей , т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм взаимодействия детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками

Отсутствие у родителей «педагогической рефлексии - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами

педагогическая пассивность родителей , т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм взаимодействия детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками;

несформированность у родителей «педагогической рефлексии » - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;

педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

Педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

Педагогическая компетентность – это способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребёнка  Педагогическая рефлексия – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации

Педагогическая компетентность – это способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребёнка

Педагогическая рефлексия – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации

Этапы организации взаимодействия

Информационный - сбор информации о семьях воспитанников: анкетирование, наблюдение, посещение семьи на дому

Аналитический - выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана

Учитывая особое значение благоприятной микросоциальной среды для развития ребёнка, основными задачами:

изучение каждой семьи, поступающей в дошкольное учреждение; что только тщательное изучение семьи позволяет выстроить все этапы взаимодействия с родителями;

психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей в вопросах воспитания и обучения детей;

оптимизация детско-родительских отношений.

Вся работа с родителями осуществляется в 3 этапа:

1 этап Информационный (сбор информации о семьях воспитанников: анкетирование, наблюдение, посещение семьи на дому) – ежегодно в начале учебного года проводят обследование родительского контингента детского сада и анализируется его состав (категории родителей: формально не полные семьи; безработные; не имеют своего жилья, снимают квартиру; малообеспеченные семьи; неблагополучные семьи (пьющие родители); высокообеспеченные семьи; молодые родители).

Выявляются родительские запросы, потребности в образовательных услугах и оценку работы коллектива.

2 этап Аналитический – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

трудности в адаптации,

агрессивность,

страхи,

проблемы общения со сверстниками,

не усвоение программы и другие.

Анализ данных и составление плана на год, обсуждение и занесение информации в банк данных ДС

3 этап Содержательный – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год. Содержательный этап, определяет направленность, тематику и формы работы с семьями воспитанников.

Содержательный - анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год

Организация взаимодействия начинается с изучения  Состава семьи   Микроклимата семьи  Особенностей детей и родителей  Жилищно-бытовых условий  Материального обеспечения  Возрастные особенности  Образованности и профессии

Организация взаимодействия начинается с изучения

Состава семьи

Микроклимата семьи

Особенностей детей и родителей

Жилищно-бытовых условий

Материального обеспечения

Возрастные особенности

Образованности и профессии

Типы семей «Благополучные» «Неблагополучные» «Группы риска»

Типы семей

«Благополучные»

«Неблагополучные»

«Группы риска»

«Неблагополучные семьи» Нравственно- неблагополучные  Педагогически-некомпетентные 1.    Потребительская ориентация 2.    Эгоистическая направленность Попустительство Гиперопека Непоследовательность и противоречивость Авторитарность Гиперсоциальность Недостаточная отзывчивость Инверсия родительских ролей 3. Пассивная социальная позиция

«Неблагополучные семьи»

Нравственно- неблагополучные

Педагогически-некомпетентные

1.    Потребительская ориентация

2.    Эгоистическая направленность

  • Попустительство
  • Гиперопека
  • Непоследовательность и противоречивость
  • Авторитарность
  • Гиперсоциальность
  • Недостаточная отзывчивость
  • Инверсия родительских ролей

3. Пассивная социальная позиция

Нетрадиционные формы работы  с родителями  Круглые столы,  практикумы-семинары

Нетрадиционные формы работы с родителями

Круглые столы, практикумы-семинары

Нетрадиционные формы работы  с родителями  Выпуск информационных листков

Нетрадиционные формы работы с родителями

Выпуск информационных листков

Нетрадиционные формы работы  с родителями  Выпуск информационных буклетов

Нетрадиционные формы работы с родителями

Выпуск информационных буклетов

Нетрадиционные формы работы  с родителями  Информационные стенды

Нетрадиционные формы работы с родителями

Информационные стенды

Нетрадиционные формы работы  с родителями  Конкурсы:  «Елочка красавица всем нам очень нравиться»,

Нетрадиционные формы работы с родителями

Конкурсы: «Елочка красавица всем нам очень нравиться»,

Нетрадиционные формы работы  с родителями  Конкурсы:  «Куклы в национальных костюмах»

Нетрадиционные формы работы с родителями

Конкурсы: «Куклы в национальных костюмах»

Нетрадиционные формы работы  с родителями  «Бажовский фестиваль»

Нетрадиционные формы работы с родителями

«Бажовский фестиваль»

Содержательный компонент взаимодействия

  • Моделирование взаимоотношений;
  • Установление доброжелательных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество;
  • Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его воспитания посредством сообщения им знаний о ребёнке;
  • Ознакомление с проблемами семьи;
  • Совместное исследование в вопросах формирования и развития личности ребёнка.

Установление партнёрских отношений между детским садом и родителями возможно при создании особой формы общения между родителями и воспитателями.

В.А. Петровский выделил такие этапы работы воспитателя с родителями :

1. Моделирование взаимоотношений. На этом этапе осуществляется своеобразное моделирование процесса сотрудничества детского сада и родителей и подготовка воспитателей к деловому и личностному взаимодействию с родителями. Для этого изучается уровень подготовленности воспитателя к взаимодействию с родителями.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить. Для этого вводятся личные аспекты взаимодействия, формируется у родителей положительный образ ребёнка, который оказывает влияние на их педагогическую позицию. На этом этапе педагог убеждает родителей в том, что он тоже заинтересован в хорошем воспитании ребёнка. Это вызывает у родителей чувство симпатии и уважения и готовность к сотрудничеству. Доброжелательный тон разговора, заинтересованность судьбой и проблемами, волнующими родителей и детей, находят отклик у родителей, что приводит к более внимательному отношению педагогов и родителей.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его воспитания посредством сообщения им знаний о ребёнке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Например, особенности общения со сверстниками, достижения в продуктивных видах деятельности, восприятие детьми семейной ситуации развития и т.д. На данном этапе родители убеждаются в профессиональной компетентности воспитателя, начинают верить в искреннее желание установить продуктивное сотрудничество.

4. Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка. Воспитатели вступают в диалог с родителями, где активная роль принадлежит родителям.

5. Совместное исследование родителей и воспитателей в вопросах формирования и развития личности ребёнка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются темы сотрудничества. Реализуется эта работа двумя путями: фронтальная работа, когда перед всеми родителями ставятся общие задачи и применяются общие методы, и индивидуальная работа с родителями и детьми.

Формы работы

Формы работы

  • Участие в планировании работы группы, ДОУ
  • Участие в жизни ДОУ
  • Совместное творчество
  • Праздники
  • Организация встреч
Методы  Активные  Интерактивные  Активность – способность действовать (словарь С, И,Ожегова) Интерактивность – способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер) или с кем либо  (с человеком)

Методы

Активные

Интерактивные

Активность – способность действовать (словарь С, И,Ожегова)

Интерактивность – способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер) или с кем либо

(с человеком)

Интерактивные методы

Метод свободного выбора (беседа, выбор действия или способа общения, свобода творчества)

Метод активной позиции (родители в роли знатоков, обсуждение в группах, дискуссиях)

Использование интерактивного обучения включает действия, которые помогают родителям развивать оценочное и критическое мышление, попрактиковаться на реальных задачах и выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшего эффективного решения подобных проблем. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, к совместному решению общих но значимых для каждого участника задач (Д.А.Махотин)

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения родители учатся критически оценивать ситуацию, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, позитивно общаться с другими людьми.

Методы направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

Функции взаимодействия образовательного учреждения с семьёй

  • Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ;
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;
  • Помощь в воспитании в отдельных семьях;
  • Взаимодействие с общественными организациями родителей.

1 – реализуется до поступления ребёнка в ДОУ. Предоставление письменной информации о ДОУ (прогр. развития, услуги, узкие специалисты, пед кадры)

2 – меняется отношение к реализации – информация д.б. актуальной для родителей и не являться простой формальностью. Это открытые занятия с детьми для родителей, видеозаписи озвученные специалистами, информирование о деятельности педагога и особенностях поведения детей.

3 – участие в экскурсиях, утренниках, ремонте, благоустройстве; проведение бесед с детьми на разные темы (профессиях, охране здоровья, хобби); участие родительского комитета и др. Стимулирование разнообразной воспитывающей деятельности детей и родителей дома осуществляется через совместные обучающие занятия в ДОУ, пропаганду различных игр и занятий на род.собраниях.

4- осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в решении сложной ситуации в воспитании ребёнка. воспитатель должен хор. разбираться в возрастной психологии, знать о кризисах в развитии реб и уметь успокоить род. В разговоре ни в коем случае не принимается назидательный тон, оценочные мнения, суждения ведущие к принижению возможностей родителей. Педагог выступает в роли собеседника, главная задача – полностью выслушать тревоги, сомнения.

5 –род.комитетом. В обязанности комитета входят : организация экскурсий; организация общественных мероприятий для родителей, касающихся проблем их детей и педагогической работы.

Принципы результативности

Принципы результативности

  • Доверительные отношения;
  • Личная заинтересованность;
  • Подход к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия;
  • Утверждение самоценности родителей;
  • Эмансипация родителей – освобождение от прежних взглядов.
Взаимодействие со специалистами ДОУ

Взаимодействие со специалистами ДОУ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников"

Автор: Игнатенко Оксана Андреевна, Бахолдина Екатерина Павловна, Самсонова Наталья Николаевна, Харченко Евгения Петровна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 175723

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация "Система организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников" "
    ["seo_title"] => string(111) "priezientatsiia-sistiema-orghanizatsii-vzaimodieistviia-doshkol-nogho-uchriezhdieniia-s-siem-iami-vospitannikov"
    ["file_id"] => string(6) "176261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424374723"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) ""Концептуальные основы организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников" "
    ["seo_title"] => string(85) "kontsieptual-nyie-osnovy-orghanizatsii-vzaimodieistviia-doo-s-siem-iami-vospitannikov"
    ["file_id"] => string(6) "176269"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424375677"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Презентация "Нетрадиционные формы  взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников" "
    ["seo_title"] => string(112) "priezientatsiia-nietraditsionnyie-formy-vzaimodieistviia-doshkol-nogho-uchriezhdieniia-s-siem-iami-vospitannikov"
    ["file_id"] => string(6) "176264"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424375030"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Взаимодействие дошкольного учреждения, школы и семьи– залог   успешного начального этапа обучения ребёнка в школе. "
    ["seo_title"] => string(133) "vzaimodieistviie-doshkol-nogho-uchriezhdieniia-shkoly-i-siem-i-zalogh-uspieshnogho-nachal-nogho-etapa-obuchieniia-riebionka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "136410"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417101865"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Организация социального партнерства с семьями воспитанников"
    ["seo_title"] => string(67) "orghanizatsiia_sotsial_nogho_partnierstva_s_siem_iami_vospitannikov"
    ["file_id"] => string(6) "408265"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1491850547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства