Просмотр содержимого документа
«"Викторина по сказкам Сутеева"»
Викторина по сказкам Сутеева
Викторина по сказкам Сутеева
Цель: Развивать интерес к художественной литературе.
Задачи:
Учить понимать и анализировать содержание произведения.
Развивать связную речь детей: упражнять в использовании речи- рассуждения для уточнения, разъяснения, элементарной аргументации своих ответов.
Продолжать учить подбирать пословицы и поговорки, подходящие по смыслу к данному произведению.
Воспитывать художественный вкус.
Продолжать учить взаимодействию детей.
Предварительная работа:
Чтение и прослушивание аудиосказок, рассматривание иллюстрации в книгах В. Сутеева
№1 «Интересные вопросы»
1. Перечислить верных друзей из сказки Кораблик. (Цыплёнок, Мышонок, Муравей, Жучок).
2. В каком домике жили герои из сказки Разные колёса? (Теремок).
3. Что связала Мушка зайчику из сказки Разные колёса? (Варежки).
4. Перечислить всех кто прятался под грибком? (Заяц, Мышонок, Стрекоза, Муравей, Воробей).
5. Отрицательный герой из сказки «Мешок яблок» кроме Волка? (Ворона).
6. Кличка собаки из сказки «Ёлка»? (Бобик).
7. Кто нашёл письмо для Дедушки Мороза в сказке «Ёлка»? (Сорока)
№ 2 «Отрывки»
Я буду зачитывать отрывки из книги, а вы должны отгадать, из какой книги эти строчки.
1.«А в воде уже бой идё т: Волк и Лиса друг у друга рыбу выдирают. Медведь не долго думал и с разбегу тоже бултыхнулся в воду» (рассказ «Кот-рыболов»).
2.«Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал… На голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку» (рассказ «Ёлка»).
3.«А добрый Петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «кукареку». Стал гусь ни на кого не похож» (рассказ «Это что за птица?»)
4.«Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.
5.- Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле-еле? Наверно, твоя палка…»(рассказ «Палочка - выручалочка»).
6.«Набрал заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый – не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке» (рассказ «Мешок яблок»).
7.«Мушка на прялочке нитки прядёт. Лягушка с колодца воду носит – огород поливает. Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит. А петушок на мельнице муку мелет» (рассказ «Разные колёса»).
8.«Как–то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться?»(Рассказ «Под грибом»).
9.«Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул» (рассказ «Яблоко»).
№ 3 «Загадки»
Я буду загадывать загадки вы должны сказать в каких сказках встречается отгадка
1. Удивительный портной,-
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет,
И утюг не разогрет…
Но зато иголки есть.
Сколько? И не перечесть! (Ёж, - «Разные колёса», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Дядя Миша», «Мешок яблок».)
4. Какое действие героя лишнее в сказке «Палочка - выручалочка?
Перескакивал ручей, тянул из трясины, поднимал птенца, бил трясину
палкой, бил волка, тянул в гору (бил Трясину)
№ 5 «Математика в сказках Сутеева»
1. Сколько героев пряталось под грибом? (5)
2. Назовите цвета, в которые был раскрашен петух (красный, желтый, синий, Зеленый).
3. Какой по величине был Вовин карандаш до рисования? (длинный)
4. Какой по величине стал Вовин карандаш после рисования? (короткий)
5. На сколько частей разделили яблоко, которое заяц нашел, ворона сорвала, а Еж поймал? (на 4, 4 часть получил медведь за совет)
№6 «К каким сказкам подходят эти пословицы?»
1. Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего («Яблоко».)
2. Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться («Разные колеса».)
3. Ни то, ни се клевало, да и то сорвалось («Кот-рыболов».)
4. Неопытность к беде ведет («Кто сказал «мяу?».)
5. Набирайся ума в учении, а храбрости- в сражении («Палочка-выручалочка».)
6. Берегись бед, пока их нет («Цыпленок и утенок», «Елка».)
7. Утопающий и за соломинку хватается («Палочка- выручалочка».)
А сейчас физкультминутка «А часы идут…»
А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
№7 «Угадай, кто сказал?»
1.«Я иду еще купаться»(Утенок.)
2.«Не печалься, иди к краскам. Они тебе помогут»(Собака.)
3.«Вот тебе курочка, вот петушок, вот гусь, а вот и три цыпленка (Девочка.)
4.«Не хочу делиться, самой пригодится»(Лиса.)
5.«Без письма вам Дед Мороз елку не даст. Лучше идите назад домой, а я вас из леса провожу»
6.«Вот чудаки, домой разные колеса покатили»(Заяц.)
7.«Тебя, Еж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами» (Волк)
8.«Отпусти меня, пожалуйста! Ну зачем я тебе нужен? Я деревянный, и меня нельзя есть» (Карандаш.)
9.«Верно, вдвоем веселее. Будешь меня с письмом охранять, дорогу запоминать» (Снеговик.)
№8 Вопросы по сказкам :
«Мышонок и карандаш»
1. Что рисовал Карандаш по мнению Мышонка? (сыр, яблоко, сардельки)
2. Как бы вы охарактеризовали Карандаша, какой он и почему? (карандаш смышленый, так как он догадался как можно напугать мышонка и спастись от него)
3. Какая поговорка подходит по смыслу к этой сказке? («На вид простак, а в душе - хитряк», «Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу»)
«Яблоко»
1. Как Медведю удалось помирить Зайца, Ежа и Ворону в споре за яблоко? (Медведь предложил разделить яблоко на всех поровну)
2. Как вы считаете, кому из персонажей этой сказки можно было яблоко и не давать и почему? (каждому, так как Заяц увидал первым, но не смог достать, Ворона не заметила яблоко первой, но сорвала)
3. Вспомни пословицу или поговорку к этой сказке. («Глупый осудит, а умный рассудит»)
«Под грибом»
1. Перечислите всех по порядку, кто приходил спрятаться под гриб?. (Муравей, Бабочка, Мышь, Воробей, Заяц)
2. Почему сначала одному Муравью под грибом было тесно, а затем и остальным место нашлось? (Потому, что гриб во время дождя вырос)
3. Какая пословица или поговорка подходит к данной сказке? ( Например: «В тесноте, да не в обиде») Какая русская народная сказка похожа на эту?
(«Теремок»)
«Разные колеса»
1. Кто жил в теремке и какими были жители теремка? (Петух, Лягушка, Еж и Мушка. Жители были дружными).
2. Как приспособили разные колеса герои сказки? (Мушка – прялочку, Лягушка - колесо к колодцу, Ежик – тачку, а Петушок- мельницу)
3. Какая пословица или поговорка подходит к данной сказке? ( Например: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»и все про дружбу:
«Там, где дружат – живут не тужат»)
«Что за птица?»
1. С какими птицами Гусь менялся частями тела? (с лебедем, пеликаном, журавлем,вороной, павлином и петухом).
2. Что помогло Гусю стать умным и независимым? (То, что Лиса его чуть не съела из-за вороньих крыльев)
3. Какую пословицу или поговорку можно применить к этой сказке(«Голова с лукошко, а мозгу ни крошки», «Много желать – добра не видать»)
«Палочка- выручалочка»
1. Как «палочка–выручалочка» помогала Зайцу и Ежу? (Еж с помощью палочки вытащил зайца из болота, сам перепрыгнул через ручей, подняли птенчика в гнездо, прогнали волка)
2. Где находилась выручалочка по мнению Ежа? И почему? (В голове)
3. Какая пословица или поговорка подходит к этой сказке? («Видит око далеко, а ум - еще дальше»)
№9 "Узнай сказку по её началу".
* Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. (Кораблик)
* Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы, ягоды для своих зайчат,
но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод. (Мешок яблок)
* Зашё л как то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает: —Как дела, Косой (Дядя Миша)
* Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто - то сказал :—Мяу! (Кто сказал : «Мяу!»)
* Жил - был на столе у Вовы Карандаш. Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку. (Мышонок и карандаш)
*Как - то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. (Под грибом)
№10 «Стол находок»
Отгадайте: из какой сказки предмет.
1. Скорлупа грецкого ореха («Кораблик»)
2. Яблоко («Яблоко», «Мешок с яблоками»)
3. Палка (Палочка-выручалочка»)
4. Гриб («Под грибом»)
5. Колесо («Разные колеса»)
6. Карандаш (Мышонок и карандаш)
7. Морковь, гриб («Дядя Миша»)
№11 «К каким сказкам подходят эти пословицы?»
1. Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего («Яблоко».)
2. Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться («Разные колеса».)
3. Неопытность к беде ведет («Кто сказал «мяу?».)
4. Набирайся ума в учении, а храбрости - в сражении («Палочка - выручалочка».)
5. Утопающий и за соломинку хватается («Палочка - выручалочка».)
6.«На вид простак, а в душе - хитряк», «Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу»(Мышонок и карандаш)
7.«Глупый осудит, а умный рассудит»(Яблоко)
8.«В тесноте, да не в обиде»(Под грибом)
9.«Видит око далеко, а ум - еще дальше»(Палочка - выручалочка)
10.«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится», «Там, где дружат –
- Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать : сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!