Просмотр содержимого документа
«Виды и формы труда в средней группе детского сада»
ВИДЫ И ФОРМЫ
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.
Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.
Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.
Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.
Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.
Рассмотрим более детально виды детского труда и их особенности в среднем дошкольном возрасте.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.
Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.
Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.
Рассмотрим подробно каждую из форм организации труда .
Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате и т. п.).
Поручение дает воспитателю возможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание. Так, в средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).
Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Педагог имеет теперь возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное дело. Таким образом, в труде все чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что дает возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу.
Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.
Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности.
Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.
Организация труда дошкольников
( из практики)
Труд постоянно сопровождает самостоятельную деятельность ребенка в детском саду: и тогда он готовит удобное место для занятий, а в конце убирает все за собой, и когда он готовится к игре или заканчивает ее, и когда собирается на прогулку или помогает товарищу, взрослому и т. п.
Любая деятельность сопряжена с трудовыми усилиями и заключает в себе большие возможности.
Наличие веников для очистки обуви перед входом в детский сад, щеток для чистки одежды в раздевальной комнате, зеркал и индивидуальных расчесок в верхних ячейках вешалок для полотенец, фартук для дежурных по столовой и т. п. – все это необходимо для успешного воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения.
Желание ребенка выполнить требуемое правило (есть аккуратно, мыть руки и т. д.) во многом определяется связанным с этим действием чувством приятного и неприятного. Поэтому важно чтобы посуда, кусочки мыла, веники, совки, лопатки и другие вещи и инструменты были красивыми и удобными в пользовании.
В формировании навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», В. Осеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», С. Капустикян «Кто скорее допьет», и др. Например, утром, игровая ситуация – приходит кукла, у которой измазаны ладошки. Чтение воспитателем отрывка из произведения А. Барто «Девочка чумазая»:
Ах ты , девочка чумазая,
Где ты ручки так измазала?
Черные ладошки, на локтях дорожки!
Чтобы потекла водичка из крана предложить детям прочитать «Приказ» Эммы Мошковской:
Кран! Откройся! Нос! Умойся!
Нос! Купайся! Грязь смывайся!
Поощрять детей за правильную технику мытья рук.
Во время одевания на прогулку прочитать детям стихотворение: Не ботинки я шнурую, а шнурки я дрессирую.
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не издевались,
А завязывались ловко,
Как велит им дрессировка.
И держали бы башмак
Крепко-накрепко…
Вот так!
Дети очень любят тайны, секреты. Все дети верят в чудеса и хотят быть волшебниками. Как обыграть такой вид труда, как уборка участка. Можно превратить его в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы, - говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранде, и делать нечего – чисто. Пусть подумает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».
«Ребята, в нашем саду появился волшебник» - говорит дворник детям на второй день после «секретного» трудового десанта (по тайному договору с воспитателем),- я вчера очень устал, но пришел к вам подметать веранду, смотрю и глазам не верю – на веранде ни соринки. А вы, дети, не могли бы превратиться в волшебников?
А вот каким может быть тайное задание – наносить песку в песочницу. «Кто хочет вступить на боевое задание – стройтесь!» (вручает ведра, лопатки, совки). «Отряд, смирно! Слушайте: сейчас мы должны стать десантниками, но на место боевых действий надо пробраться незаметно, чтобы никто нас не видел». Когда все дети явились на участок к малышам снова команда (шепотом): «Товарищи десантники, здесь малыши по незнанию рассыпали песок по участку и песочница опустела. Ее нужно срочно наполнить. Кто хочет принять участие в этом важном задании - шаг вперед. Вашим орудием будет лопата. Обращайтесь с ней осторожно, не заденьте других. Это важное боевое задание покажет кто из солдат сильный и ловкий».
Линейка: «Объявляю всем благодарность за помощь малышам. Уходим с участка не заметно как разведчики».
Такие секретные задания не только способствуют развитию у детей интереса к труду, желание выполнять работу на «отлично», но и своей таинственностью украшают детство ребенка, часы пребывания его в детском саду.
Творчество не имеет границ. Можно найти множество волшебных методов в организации, следующих, трудовых дел: лечении деревьев, расчистке снега, подклейки книг, мытье стульев, шкафчиков, стаканчиков, подносов, досок, наполнении песочницы, уборке участка своей территории или младшей группы; поливке, посадке деревьев, цветов, овощей.
Алгоритмы, которые можно использовать при организации труда.
Большую помощь в организации труда оказывают алгоритмы.
Опыт работы показывает, что алгоритмы помогают развивать у детей такие психические процессы, как внимание, память. Образное мышление.
Применение алгоритмов требует определенной последовательности. Сначала мы определяем цель деятельности, условие ее достижения. Затем вместе с детьми составляем модели этапов деятельности, то есть схематичное изображение алгоритма. Только после этого дети могут самостоятельно применять алгоритм.
Например, перед посадкой растений в группе была проведена беседа о том, какие орудия труда требуются для посадки. Затем вместе с детьми зарисовали этапы деятельности в форме символов. И только после этого приступили к посадке растений.
« Как вырастить растение». (вскопай землю – разрыхли ее – сделай бороздки – налей воды – положи семена – присыпь землей – полей водой).
« Как помочь птицам зимой».(приготовить корм – сделать кормушки и развесить их – насыпать корм в кормушки ежедневно)
«Как ухаживать за аквариумом». (поменяй воду – протри стенки аквариума – подстриги водоросли – насыпь корм).
«Как ухаживать за попугаем». ( вычисти клетку – напои водой – покорми).
Огороды в помещении могут быть представлены разными вариантами. Удобнее всего выращивать овощные культуры в небольших ящиках на подоконниках. Можно просто насыпать в ящик земли, а можно поставить туда разнообразные горшочки с растениями, разместив их на разной высоте (многоэтажный огород), заполнив пустоту керамзитом или другими камешками. Такие мини-огороды могут стать составной частью макета сельскохозяйственного подворья их можно украсть плетеным забором, различными фигурками. И тогда огород станет не только местом для выращивания растений, но и послужит наглядным пособием для бесед, игр, в том числе и театрализованных. На таких огородах можно создать и необычные фигурки: веселых человечков, ежиков с иголками из проросших растении.
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. Увлечь детей в мир творчества, помочь развить фантазию, воображение, усидчивость, мелкую моторику, технические навыки с различными материалами – цель ручного труда.
Фантазии воспитателей и детей нет придела здесь и оригами, и фитодизайн и шитье, и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы, марионетки и т. д.
Оборудование и материалы должны быть в достаточном количестве, быть привлекательными, размеры оборудования должны соответствовать росту детей. В процессе любого труда надо соблюдать правила гигиены: поза детей во время работы должна быть удобной, время от времени ее надо менять; не следует допускать переутомления детей. Младшие могут работать 15—20 минут, старшие — 20-30 минут.
Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка – признак высокой общей культуры дошкольного учреждения. Направляя деятельность детей, тактично участвуя в ней, воспитатель формирует духовный мир ребенка, его кругозор, положительную направленность чувств.
Свое выступление хочется закончить словами В.А Сухомлинского «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».
Алгоритмы навыков самообслуживания
Группы
Навыки и умения
Условия для формирования самообслуживания
Средняя
1. Самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду.
2. С помощь взрослого приводить в порядок одежду —чистить, просушивать.
3. Самостоятельно умываться, мыть руки с мыломперед едой,по мере загрязнения, после пользования туалетом.
4. Пользоваться носовым платком и расческой.
5. При кашле и чихании прикрывать нос и рот платком, отворачиваться.